Школьников - на автомойки, студентов - в "Макдональдсы"

26 грудня 2014, 09:52
Власник сторінки
Политический публицист и аналитик
5

Основной движущий «реформой» мотив — банальное желание сэкономить, чтобы как-то свести бюджетные концы и выпросить у МВФ новый кредит.

Среди уже объявленных и еще обсуждающихся правительственных «реформаторских» инициатив особое место занимает то, что читновники называют «реформой образования». Хотя, строго говоря, если приглядеться, то никакая это не реформа, поскольку никаких качественных сдвигов, кардинально меняющих к лучшему содержание образовательного процесса, она не предполагает. Основной движущий «реформой» мотив — банальное желание сэкономить, чтобы как-то свести  бюджетные концы и выпросить у МВФ новый кредит.

Ведь, что такое реформа? Это изменения, ведущие к улучшению. Чтобы «после» было лучше и эффективнее, чем «до». А что мы имеем на Украине? Оглядываясь по сторонам, в поисках чего бы еще такого социально значимого урезать и сократить, Яценюк со своими заморскими советниками вдруг вспомнили, что на Украине еще с советских времен существует дорогая и совсем не нужная новой стране (ввиду ее предполагаемого профиля в международном разделении труда) система среднего и высшего образования.

Школьники у нас до сих пор учатся 11 лет, причем, бесплатно (поборы в школах на ремонт, уборку, замену окон и подарки классным руководителям не в счет). А еще государство кормит школьников и выдает им учебники. И тоже бесплатно. Нет, с этим безобразием решительно надо что-то делать. Это же миллиарды, которые можно направить на АТО. А тут какие-то школьники со своими обедами.

А кроме школьников есть еще и студенты. Сотни тысяч  молодых людей с амбициями, многие из которых специально хорошо сдают экзамены, чтобы учиться бесплатно, за счет государства. И продолжают хорошо учиться, чтобы получать от государства стипендии.

И, как на грех, их в этом не обвинишь, поскольку «бесплатное образование» — этот рудимент проклятого советско-оккупационного тоталитарного прошлого — прямо записано в Конституции, причем, как гарантия со стороны государства.

Отсюда и растут ноги у желания правительственных чиновников «облегчить» Конституцию, изъяв оттуда мозолящие глаза гарантии бесплатного образования. На дворе капитализм, а, значит, возможность учиться — это не право, а привилегия. Для тех, у кого есть деньги или состоятельные родители. И если раньше школьники мыли машины, а студенты подрабатывали в «Макдональдсах», понимая, что не будут заниматься этим всю жизнь, то ликвидация бесплатного общедоступного образования сделает работу в «Макдональдсе» верхом продвижения по «социальному лифту» для большинства украинской молодежи.

Дальнейший ход мыслей чиновников понятен. Это как игра в «если». А что будет, если мы откажемся от своих конституционных обязательств? А это даст возможность закладывать в бюджет на законных основаниях меньшие ассигнования. А если сократить срок получения среднего образования с 11 до 9 лет? Это еще большая экономия. Представляете, сколько можно учителей лишних уволить и классов закрыть, пардон, оптимизировать. А если еще обеды у школьников забрать, то Яценюк станет почти как Тетчер. Та, в поисках средств для экономии лишила британских школьников положенного им бесплатного стакана молока в день.

А вот на коммунистической Кубе, первое, что сделал ужасный Кастро, придя к власти — это обеспечил каждому кубинском у школьнику бесплатный стакан молока в день. Но Яценюк не хочет быть похожим на Кастро. Ведь, коммунизм — это фууу. Яценюк, как и полагается «молодому либеральному реформатору» хочет быть похожим на Тетчер.

Когда стало известно о планах оставить студентов без стипендий, шум поднялся изрядный, заставив ретивых реформаторов вроде как пойти на попятную. Из проправительственного лагеря раздаются голоса, что Яценюка, мол, неправильно поняли, что отмены бесплатного образования не будет, что это все московские провокации. Может, какое-то время, пока шум не стихнет, и не будет. Но при нынешнем векторе движения страны есть полная уверенность в том, что и эти инициативы все равно продавят. Не сейчас, так попозже.

Последствия таких реформ тоже очевидны. В стране окончательно сформируется кастовая система, с элитой и «быдлом», закрепится социальное неравенство. Ведь, неравенство это не только когда есть бедные и богатые. Основа неравенства — это отсутствие равного доступа людей к социальным благам — от качественной питьевой воды до образования.

Но у такой политики есть и более интересные последствия. Без ассигнований деградирует сама система отечественного образования, которая пока еще при всех проблемах, вполне соответствует стандартам качества. После «реформ» учиться в непрестижных национальных университетах с низким уровнем знаний станет уделом детей бедных. Богатые же будут посылать своих детей в европейские и американские университеты, как сегодня они предпочитают лечиться за рубежом вместо того, чтобы финансировать отечественную медицину на должном уровне.

А теперь вопрос: может ли выпускник передового западного вуза найти применение своим способностям в отсталой деиндустриализированной стране, где предел мечтаний большинства населения — стать торгашом? Очевидно, что не может. Значит, вымывание интеллектуального потенциала в очаги модернизации нам обеспечено. Мы же останемся на периферии развития, причем, это периферийное положение с каждым годом будет лишь усугубляться.

В плане ликвидации социальных гарантий мы уже не только обогнали страны ЕС, но и приблизились к некоторым странам Азии. Но вот парадокс. В Азии этих социальных гарантий и не было никогда. А у нас  были. Но мы добровольно от них отказываемся.

Если это реформы, то что же такое социальный ад?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: образование,Арсений Яценюк,стипендии,реформы,Маргарет Тетчер
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.