Революции в Украине не будет. Будет эволюция – так требует время
21 жовтня 2014, 11:47
Власник сторінки
Соціолог «SOCIS»
Беседовал очень давно с Андреем Маклаковым
В чем вы видите главные итоги 12 лет украинской независимости – стоила ли она того, чтобы ее «брать», ведь мы ее отнюдь не завоевывали?
Если говорить о радостях и достижениях, то они есть для тех людей, которые чувствовали себя украинцами и осознавали себя политической нацией еще до независимости – они получили государственность. Для некоторых это самая большая ценность – иметь свою державу. Сегодня, спустя 12 лет мы можем наблюдать, что, как ни странно, чувство сопереживания за государство еще есть. Сегодня люди осознают, что государство может потерять свою экономическую независимость – и в первую очередь из-за экспансии российского капитала. Есть сопереживание, что независимость есть ценность, и в принципе абсолютно нежелательно, чтобы мы ее потеряли. Есть опасения относительно политической зависимости от Соединенных Штатов. Таким образом, есть позитив в том, что люди осознают государственные и этнополитические ценности. Но если перейти к сфере социальной, то здесь картина более противоречивая. Я бы не сказал, что здесь все так уж плохо. Как ни банально, но жизнь многогранна. С одной стороны, произошло социальное расслоение, но с другой стороны, появился целый социальный слой людей, которые зарабатывают себе на жизнь своим интеллектом. Это идет медленно, это новые рамки профессиональных требований, и они понемногу начинают быть востребованы. Те, кто работал за рубежом, в Испании, Португалии, знают, что украинцы отличаются особой трудолюбивостью и ответственностью и их там за это ценят. Ценят ли их здесь? Да, частный капитал у нас, это полудикий капитал как в отношении сокрытия доходов так и в отношении к работнику. Но и у нас появляются предприятия, которые предпочли бы платить налоги и работать легально. Это вызывает к жизни интересную вещь – у молодых людей с хорошим образованием резко повышается шкала притязаний. Сегодня для них зарплата в 500 долларов считается совершенно нормальной! Востребованность этого социального, интеллектуального капитала – это, наверное, позитив. В этом направлении мы все же развиваемся. Самое стыдное – это положение наших пенсионеров. В стране их около 12 миллионов. До сегодняшнего дня новая, независимая Украина не решила проблему социального обеспечения этих людей. Размер пенсий и социальных выплат сегодня – это просто позор национальный. Увязывать решение этой проблемы с экономическим ростом, безусловно, нужно. Нам говорят, что у нас второй год идет хороший экономический рост. Однако увеличение пенсий идет очень скромными шагами. Повышение их на 5-6 гривен вопроса не решает. Виновата ли в этом независимость?
Вряд ли. Для меня страшно слышать, когда говорят, «вот вы 12 лет барахтаетесь, а если бы были в Союзе, то все было бы по-другому». Извините меня, несмотря на личности Кравчука и Ельцина, для развала Советского Союза были все предпосылки. Даже реформатор Горбачев не смог его спасти. Советский Союз как политическое образование, со своей плановой экономикой себя изжил. Если бы его сохранили тогда, то сейчас мы бы имели социальные катаклизмы. Ведь вспомните, когда в Болгарии вернулись к власти коммунисты, сразу появились очереди за хлебом. Это был неудачный эксперимент, и Болгария отказалась от этих «новшеств». Болгария повернулась лицом к Евросоюзу, к блоку НАТО. Ставить знак равенства между этими проблемами и политической независимостью будет неправильно. Да, они синхронизировались по времени с распадом Союза, но они объективны. Единственное, в чем мы забуксовали – для этого есть хорошее украинское слово «поміркованість», умеренность во всем, и особенно в затягивании реформирования на 10 лет. Да, у нас есть вещи, которые делают общество несправедливым, но они были и при Советском Союзе, просто тогда номенклатура не показывала, как она живет. Сегодня же нувориши кичатся своими доходами. Но и среди них появились люди, которые платят налоги, признавая «да, я миллионер». В Советское время была абсолютно аморальная система распределения материальных благ, сегодня же тенденция другая – легализация доходов. Что тут можно сделать, как обуздать эту дикость?
Для этого нужна жесткая политика в реформировании налоговой системы. Второе – нужно дать возможность людям в экономически активном возрасте осознанно зарабатывать себе на пенсию. Государственная система пенсионного обеспечения в нынешнем виде недееспособна. Роль государства состоит в том, чтобы человек сам откладывал себе на пенсию, и эта отложенная сумма не облагалась бы налогом. В чем власть не справилась со своими обязанностями?
Власть не справилась в социальной сфере, когда свершился переход от плановой экономики к рыночной, начался развал крупных предприятий и масса людей оказалась выброшенной на улицу. Проблема ведь не в том, чтобы закрыть шахты, а в том, чтобы трудоустроить людей. Власть начисто забыла одну функцию – прогнозирование социальных последствий трансформации. Вот потому оппозиция получила повод говорить, что страна готовится к социальному взрыву. Города-миллионники это практически три-четыре предприятия-гиганта. Вот вам и роль государства: хотите все приватизировать – нет вопросов, но параллельно позаботьтесь и о людях! Как поступили с Чернобыльской АЭС – ее нужно было закрывать? Возможно. Но о персонале нужно было подумать обязательно и в первую очередь! Сейчас для меня опытная площадка прогнозирования социальных взрывов – Донбасс, где сосредоточено около 8 миллионов человек населения. Да, для экономики нерентабельные шахты это обуза полная, но это социальный фактор. Разве эти люди виноваты, что они шахтеры? Второе, с чем не справилось государство – это боязнь пенсионной реформы. Третье – вспомните этот страшный период трастов, разных «МММ», когда людей обобрали, обманули и английское слово «траст», то есть доверие, стало «дистрастом», обернулось в полное недоверие. Государство тогда стояло в стороне, мол, это все субъекты частного предпринимательства. Однако они же работали в правовом поле государства, а значит, должны быть под контролем. Три-четыре года полной бесконтрольности. Теперь создается фонд страхования вкладов физических лиц. Но вспомните, что произошло с банком «Украина» - разве это не позорное явление? Бездеятельность государства по защите населения, будь-то вкладчиков или работающих в частном секторе приводит к росту недоверия к самому государству - что мы сегодня и получили. Недоверие – но в какой мере? Проблема ли это?
Мы недавно проводили исследование на эту тему. Что интересно – наши люди нашли свою нишу. Они не доверяют ни власти, ни оппозиции. Люди доверяют только самим себе и своим ближайшим родственникам. У них психологиясамовыживания путем ведения натурального хозяйства. Они увидели неспособность государства в его бессилии и неспособности управлять ситуацией в стране. Это и медицина, которая уже давно не бесплатная, и образование, которое все больше коммерциализируется, и развал социального обеспечения. Уход людей «в себя» и освобождение от патерналистских ожиданий это подтверждение их недоверия власти. Это уход людей в свое «я», в свое ближайшее окружение, в натуральное хозяйство, которое сейчас очень активно развивается. Интересно, что когда мы спрашиваем, в каком направлении развивается ситуация в Украине, 70-75% отвечают что «в неправильном». Но когда мы спрашиваем, возможен ли в вашем населенном пункте социальный взрыв, то те же 75% отвечают, что он невозможен. Парадокс? С западной точки зрения – да, но с нашей – нет. Человек научился выживать в этих условиях, но не за счет государства, а за счет каких угодно других ресурсов. Появился новый тип человека – человек риска. Это девиантные формы поведения – от неуплаты налогов до продажи тухлой рыбы и прямого воровства. Одной из примет этого нового времени стало появление массы асоциальных людей – это бродяги, наркоманы, проститутки и так далее. Эти люди, оказавшиеся вне общества, не только аккумулируют собой энергию распада, но и воспроизводят себе подобных. С этим всем можно справиться, если бы у государства было здоровое «нутро». Как сказал мой коллега Евгений Головаха, «в Украине сложилось аморальное большинство» людей, которые так себя и ведут. (Moral majority – «моральное большинство», название крупной общественной организации в США, занимающейся проблемами общественной морали – А.М.) Молодежь больше опирается на свои знания и ресурсы, хотя процент такой здоровой молодежи можно оспаривать – 20% или 30%. Остальные – это социальные аутсайдеры, сколь печально это бы ни звучало. Похоже, вы говорите о ситуации в столице. А как на периферии с «социальными аутсайдерами»? Вы, случайно, не приукрашиваете?
Если говорить о региональном разделении, то да, в Украине оно не только политическое. В Киеве с работой действительно еще ничего, а вот в мелких городах – это просто среда социальной регрессии. Если тенденция поляризации доходов населения сохранится – смогут ли богатые в таком случае спать так спокойно, как сейчас?
Я думаю, что это не опасно. Перераспределение сфер влияния уже произошло и число богатых расти не будет. Хуже на другом полюсе – будут ли бедные еще беднее? Разделение на богатых и бедных есть везде, но не везде есть такое нищенское большинство, как у нас. 12 миллионов пенсионеров – это полная нищета, но они не способны на социальный взрыв, они будут просто тихо умирать, что и происходит. Энергия организованного социального протеста требует организованной политической оппозиции. Наша оппозиция напоминает мне персонажей из басни про лебедя, рака и щуку. В оппозиции три лидера, и никто из них не готов передать свои голоса кому-то другому. Они не в состоянии организоваться даже внутри себя. Поэтому на локальном уровне выступления будут, но для общенационального наступления у оппозиции нет возможностей. Что в таком случае можно ждать после президентских выборов?
Революционного ничего не будет точно. Голод нам не грозит. Будет эволюция, для которой важен внешний фактор. Сегодня ясно видно, что Украина должна вступать во Всемирную торговую организацию, находить свое место в Европейском союзе, определиться - мы с НАТО, Россией или СНГ. Это факторы самого времени, они стучат к нам в двери, потому что наши соседи – они уже «там». Есть такой термин «глобализация», это проблема того места – «а где мы в мировой системе отношений?» И здесь нас уже не спрашивают согласия, а просто обходят. Даже наша управленческая элита это понимает! Именно внешние факторы будут ее стимулировать ближайшие 5-6 лет для принятия каких-то решений. Внутри страны показателем дееспособности нового Президента будет проведение четкой и ясной налоговой реформы, чтобы вывести капитал из тени. Второе – реформирование социального обеспечения. Решат первый вопрос – в экономику вольется свежая кровь, начнет решаться и социальный вопрос. Читать целиком:http://dialogs.org.ua/ru/dialog/page1-12.html
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.