Изучая историю Древнего Востока, я никак не мог избавиться от ощущения, будто что-то подобное мне уже приходилось не только видеть собственными глазами
Изучая историю Древнего Востока, я никак не мог избавиться
от ощущения, будто что-то подобное мне уже приходилось не только видеть собственными глазами, но и жить в
условиях, похожих на жизнь при царе Хаммурапи. Вот несколько цитат из вполне
академических учебников, в том числе советских:
«…Однако специфика
древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный
организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной
хозяйственной жизни в стране, или, говоря словами К. Маркса, включало в свою
структуру ведомство общественных работ. Активное вмешательство государства в
хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации,
организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация,
общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.
Поскольку древневосточный
правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного
орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли),
государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной:
государственной или царской земли…»
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»,
Учебное издание, под
редакцией В. И. КУЗИЩИНА © Издательство «Высшая школа», 1988, с изменениями
«…
система власти выросла прежде всего из специфики древневосточного государства,
заключавшейся в осуществлении прямого хозяйственного руководства в пределах
обширного сектора экономики, в том числе путем создания системы искусственного
орошения. Деспотическое государство сохраняло за собой право верховной
собственности на землю, которое практически не отделялось от государственного
суверенитета. Правитель был хозяином и распорядителем всего, что находилось в
его власти (земля, налоги, трудовые ресурсы, повинности и т. д.). Развитых форм
частной собственности (по крайней мере, на первых порах) не существовало.
Имущественные права частных лиц законодательно не регулировались, и в любой
момент правитель мог отобрать земельные владения подданных … Сила власти
монарха в древневосточном обществе и активное вмешательство государственной
власти в хозяйственную жизнь страны базировались на разветвленном
бюрократическом аппарате. Опираясь на многочисленных чиновников, верховный
правитель выполнял главную функцию – организации общественных работ для
создания и поддержания развитой системы ирригации, которая была условием и
гарантией существования и развития древневосточного общества…»
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» М.
Д. Бухарин, И. А. Ладынин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский
«…Отличительной чертой восточного типа
хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения...
В период голода храмы
открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были
работать на «полях бога».
…Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную
обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную
трудовую повинность»
«
История экономики» Кузнецова О. Шапкин
И.
И действительно, характерными чертами древневосточного
общества, то есть первых, самых примитивных
государств на планете были:
-
государственная собственность на жизнеопределяющие средства производства, госконтроль
и гос. управление экономикой посредством развитого бюрократического аппарата.
-
обожествление, сакрализация власти, культ личности правителей даже через много
лет после смерти.
- нивелирование роли личности,
отсутствие чего-либо похожего на гражданское общество, строгая иерархичность во
всех сферах жизни, регламентация всех аспектов повседневной жизни.
-
отсутствие частной собственности.
- государство отождествляется с
правящей верхушкой.
-
государство использовало подневольный труд своих подданных.
Все эти черты непредвзятый наблюдатель может увидеть и в так
называемом социализме, воспоминания о котором все еще свежи. Нет нужды останавливаться на каждом пункте,
аналогии слишком очевидны. Роль жречества играл идеологический отдел ЦК КПСС,
цари и высшие иерархи носили пышные титулы, умерших хоронили в мавзолеях. Сама
КПСС была чем-то вроде религиозно-бюрократического ордена. А уж мифология как
была развита, не хуже шумерской! Государственная экономика это, оказывается, не
изобретение К.Маркса, эта система была отработана еще в Вавилоне и Хараппе. Что
же касается высших слоев советской и древневосточной бюрократии, то они,
действительно, на первых порах обходились без частной собственности. Вот что по
этому поводу пишет Л.Троцкий в «Преданной революции»:
«...Можно возразить, что крупному бюрократу
безразлично, каковы господствующие формы собственности, лишь бы они
обеспечивали ему необходимый доход. Рассуждение это игнорирует не только
неустойчивость прав бюрократа, но и вопрос о судьбе потомства. Новейший культ
семьи не свалился с неба. Привилегии имеют лишь половину цены, если нельзя
оставить их в наследство детям. Но право завещания неотделимо от права
собственности. Недостаточно быть директором треста, нужно быть пайщиком. Победа
бюрократии в этой решающей области означала бы превращение ее в новый имущий
класс…» Что, собственно, и
произошло в результате перестройки.
Весьма красноречивым является факт того, что Первый
Секретарь Коммунистической Партии Туркменской СССР товарищ
Ниязов без всякого стеснения превратился в Туркменбаши. Или другой
пример – северокорейские Вожди Чучхе организовали наследственную династию. К
этому, видимо, идет в Беларуси. К этому
близки и на Кубе.
Здесь мы подходим вплотную к пониманию вопроса, почему
распался Советский Союз. Ведь не принимать же всерьез версию о вездесущих
шпионах, развративших молодежь джинсами и рок-н-роллом? Просто номенклатура
высшего ранга, руководившая сатрапиями, которые именовались республиками,
решила покончить с деспотией и перейти к
феодализму. В котором, с некоторыми региональными отличиями, мы сейчас и живем.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.