К признанию на пути

20 липня 2014, 18:16
Власник сторінки
Журналист
1

О перспективах непризнанных государственных формирований на постсоветском пространстве

Новейшая история постсоветского периода показывает нам, что признание независимости и суверенитета самопровозглашенных государств – процесс длительный и крайне непростой. Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье. Государственность этих республик зарождалась в огне и крови. Но даже беспощадная война и невосполнимые человеческие потери – далеко не всегда являются залогом международного признания. Мы видим это на примере многострадального Приднестровья, зажатого сегодня в стальные тиски между прозападными Киевом и Кишиневом.

         Да и Абхазия с Южной Осетией относятся к категории государств, получивших лишь частичное признание. И это притом, что и в Приднестровье, и в Абхазии, и в Южной Осетии на протяжении многих лет существуют и исправно функционируют все обязательные государственные институты, присутствуют все внешние и внутренние атрибуты государственности.

         Однако, рождающаяся в тяжелейших муках на глазах у всего мирового сообщества молодая Новороссиия не может находиться в одном списке с вышеупомянутыми республиками по целому ряду причин и обстоятельств. Прежде всего, необходимо учитывать даже не размеры территории и суммарное количество населения входящих в Союз Народных Республик Новороссии ДНР и ЛНР. Хотя эти значения имеют многократное превосходство. И не социально-экономический потенциал региона. Самое главное, на что следует обращать внимание в данном вопросе – это запредельно высокие темпы государственного строительства.

         На формирование самых основных институтов государственной власти, таких как парламент, правительство со всеми необходимыми министерствами и ведомствами, и прочая у руководства непризнанного пока Приднестровья и частично признанных Абхазии и Южной Осетии – ушли годы. В Новороссии с момента проведения референдума 11 мая всего лишь за два месяца, да еще и в условиях непрекращающихся ожесточенных боевых действий, были сформированы и запущены в работу все необходимые для нормальной жизни государства институции.

Центральная законодательная власть представлена Верховным Советом Новороссии. При этом в ДНР и ЛНР сформированы и активно работают собственные парламенты, а главными исполнительными органами обеих республик являются их правительства. Судебная система отделена от законодательной и исполнительной власти и, по сути, являет собой систему народных судей.

         Такой вариант государственного устройства предполагает, что все назначенные и избранные органы власти и их отдельные представители в случае недобросовестного исполнения своих обязанностей будут отзываться теми, кто их избрал или назначил, на основе процедуры, описанной техническим подзаконным актом. В этом отношении Новроссия превосходит по уровню демократии даже некоторые далеко не последние западноевропейские державы. Сравнение с Украиной и вовсе в данном случае некорректно. Кроме того, руководством ДНР и ЛНР разработаны и уже претворяются в жизнь мощнейшие социально-экономические программы.

         Так же следует учитывать, что кроме институтов публичной власти, в состав государственности входят связи, отношения, состояния, режимы, статусы, ценности, установки, создающие и формирующие соответствующую инфраструктуру. Речь идет о той самой социальной среде, в которую входят государственно-правовая, государственно-политическая, хозяйственно-экономическая, духовно-психологическая и культурно-историческая сферы жизнедеятельности общества.

         В этой связи следует особо подчеркнуть, что ополченцы Донбасса, равно как и население Новороссии крепко объединены общей идеей отстаивания своей независимости от идеологически чуждой им киевской власти и той национальной политики, которую она пытается продвигать. Кстати, по мнению многих экспертов, если ополченцам Донбасса удастся морально и физически измотать и обескровить врага, чтобы уже к осени обратить силовиков в отступление, то шансы на выживание Новороссии и утверждение ее государственности в глазах мировой общественности могут возрасти в десятки раз.

         Ведь выдержав первые бои гражданской войны без российской и чьей-либо еще помощи, Новороссия обеспечила себе статус обязательной стороны любого переговорного процесса по урегулированию конфликта. Этот статус, конечно, еще не международное признание, на которое рассчитывать пока сложно. Но это почти признание фактического положения дел. Отныне война на Донбассе – это не внутреннее дело государства Украина, а конфликт, имеющий две стороны.

         Взошедшему на престол президенту Порошенко необходимо было пообещать мировому сообществу, что кровавая бойня на юго-востоке Украины вот-вот закончится. И он пообещал. Европейцы периодически намекали Киеву, что пора бы уже прекращать «антитеррористическую операцию», которая по картинке очень напоминает сирийские военные хроники. Общественное мнение в той же Европе, чем дальше, тем больше разворачивается против Киева.

Поэтому-то украинские правители и вынуждены называть какие-то хотя бы внешне правдоподобные сроки окончания военных действий. Сейчас озвучивается промежуток времени длиною в месяц. В действительности же, оборона относительно небольшого Славянска продлилась более двух месяцев. Как можно при этом утверждать, что город-миллионник Донецк, где сосредоточено значительно больше ополченцев будет взят за месяц?

В принципе, наблюдая за происходящим невольно начинает складываться ошибочное представление, будто бы европейские чиновники ведут целенаправленную политику по скорейшему признанию суверенитета и государственной независимости Новроссии. Евросоюз огласил на днях фамилии 11 новых фигурантов санкционного списка.

В их числе видные деятели самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик. В «черный список» угодили премьер-министр ДНР Александр Бородай и глава Службы безопасности «республики» Александр Ходаковский, премьер-министр ЛНР Василий Никитин и министр обороны «республики» Игорь Плотницкий. Им запрещен въезд в страны ЕС, а их активы в случае обнаружения будут заморожены. 

         Вряд ли в ближайшее время упомянутые лица планировали посещать Европу, а их активы, если таковые вообще имеются, еще только предстоит обнаружить. Но включив лидеров Новроссии в санкционный список, по мнению некоторых знатоков международного права, еврочиновники де-факто признали существование Союза Народных Республик Новороссии.

 Впрочем, если у Новороссии, или у республик ЛНР и ДНР и есть перспективы обретения реальной государственности и признания международным сообществом, то в любом случае, просто объявить о суверенитете для этого недостаточно. Суверенитет необходимо построить. Сегодня донбасские республики уверенно идут по этому пути, и находится немало людей, готовых их в этом поддержать.

Так, на днях стало известно, что в Новороссию приезжает один из тех людей, кто в свое время стоял у истоков приднестровской государственности – экс-глава спецслужб ПМР генерал-лейтенант Владимир Антюфеев, который, по некоторым данным, уже приступил к формированию системы безопасности Новороссии, без которой не может существовать ни одно государство. К тому же признание Южной Осетией независимости ЛНР и ДНР можно и, наверное, нужно рассматривать как своего рода аванс на построение государственности. В Новороссию уже верят не только жители Донбасса. И эта вера непременно должна оправдаться.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: гражданская война,ополчение Донбасса
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.