образованного, не имеющего ничего общего с золотыми батонами и княжескими владениями (прошу не путать батон с батончиками и шоколадками).
И все бы неплохо, все бы хорошо, вот только ответы на вопросы, которые периодически возникают в голове… До смены власти, когда во главе Страны были и Янукович, и Арбузов, и Азаров, которых мы все (Нация Украины) так ненавидели, так не любили, называли бандитами, курс гривны был привязан к доллару и колебался, но не превышал отметку 8,2. Доллар скупали, перекупали, консервировали в банки миллиардами. Инфляция была нулевой. Официально вроде бы как, нам заявляли, что она нулевая. Да, в принципе, мы ее особо и не чувствовали. Привыкли мы к курсу в 8-8,2.
В 2012 году цены практически не росли. Это можно было считать грамотным контролированием финансовых потоков. А можно было назвать и ручным безответственным управлением. Много кто относил свои “кровно заработанные гривни” в банк под 18-22%. Считали это хорошим сбережением, а заодно и получали шикарный доп.доход для поездок на море, для новых ремонтов, для подарков, для… Одним словом, настроение у народа улучшалось (у тех, кто в банке имел сбережения - точно улучшалось). К тому же, власть в очередной раз не спешила повышать стоимость на газ и другие комунальные услуги для населения.
Если мне не изменяет память, МВФ неоднократно настаивал на повышении тарифов, на введении “!!!плавающего курса гривны!!!”, на устранении субсидий для малоимущих (и эти условия МВФ выставлял не первый год - требования были и раньше).
Вспоминаются сюжеты на основных каналах страны осенью тринадцатого года. Мы слышали, что переговоры идут, что МВФ выдаст Украине стабилизационный кредит. И дал бы, но эти украинские чиновники отказались выполнять рекомендации. Кажется, Арбузов тогда отказался... Видно, понимал, что Народ рано, или поздно, спросит: “Кто? Зачем? Почему?”.
Но, власть поменялась. Пришли про-европейские, образованные, знающие… И что? Да ничего. Согласились. На все согласились.
Вроде бы стабильной была банковская система страны с одиннадцатого по тринадцатый год. Мы так считали. Рефинансирование банковской системы выросло с 5 миллиардов в десятом до 97 в двенадцатом. Нацбанк, вроде бы, контролировал использование выделенных средств. Сроки банковских стабилизационных кредитов увеличили до 5 лет. Здесь же увеличили суммы возмещения вкладов с 150 тыс грн. до двухсот тысяч на человека. И сроки возвращения сократили с нескольких месяцев до нескольких дней.
Но, власть поменялась! НБУ начал банкротить банки, связанные с политическими оппонентами. Под революционный каток попали банки, которые связывают с именами Курченка, Иванющенко, Новинского.
Там же “бывшие” пытались бороться с теневыми денежными потоками, восстанавливали доверие к национальной валюте. Вводили обязательную продажу банками 50%-ной выручки, ограничивали сумму наличных операций. Нацбанк сделал непривлекательными валютные вклады, разработал систему продажи валютных облигаций, продавал золотые и серебряные монеты. Пытались, делали. И вроде бы добились того, к чему стремились - увеличили рост гривневых и уменьшили долларовые депозиты. Именно в этот период украинцы стали больше продавать чем покупать валюту.
Если просто, то народ власти поверил, банковской системе - тоже. Депозиты выросли в одиннадцатом на 17%, а в двенадцатом - почти на 16%. Денег в стране вроде бы хватало, украинские предприятия получали кредиты, Держава расплачивалась по долгам ( в 2012 выплаты Украины составили $7,8 млрд). Тенденция аккуратной выплаты долгов сохранялась и в тринадцатом году. Международному Валютному вернули $5,6 млрд, разработали стратегию управления гос. долгом, и даже утвердили ее. Планировали и дальше платить по счетам.
К концу ноября, да, его родненького, ноября тринадцатого, Украина была готова подписать соглашение об ассоциации, подготовились, бумаг напечатали, но… Виктор Федорович принял “политическое” решение и отложил подписание. Ясно дело, что ассоциацию подписали, только уже без Виктора Федоровича, без курса гривны в 8-8,2 за доллар, без дешевого газа...
Сколько бы мы не ругали бывшую власть, но последние два года их правления ВВП не падал. Рос не очень быстро, не интенсивненько, на 0,2%, на 0,4% в год, но рос.
С внешней торговлей в Украине было всегда не очень хорошо: то соседи сыр не едят, то от конфет отказываются. Но в тринадцатом году искали решения, импорт пытались заменять отечественной продукцией ( Слава Богу, что “эплы” с “самсунгами” не заменяли деревянными игрушками), и смогли уменьшить на 13 процентов превышение импорта над экспортом. Видимо поэтому чистый приток валюты в страну составил $2 млрд, тогда как в двенадцатому году этот показатель был -$4 млрд.
Вспоминается и отчет Doing Business, в котором Украина в прошлом году переместилась
в рейтинге аж на 28 ступеней и оказалась на 112-м месте. Нашу страну называли абсолютным лидером по скорости облегчения условий ведения бизнеса. Об этом в свое время очень много писали. Больше всего говорили о сокращении необходимых разрешений с 1200 до 140 и о упрощении регистрации новых предприятий. Меня даже радовали подобные заявления.
Сельское хозяйство, которое довольно долго было пятым колесом в телеге, тоже получило свой “пинок под зад”, начало развиваться. Продлили-были льготы от НДС зерновых и технических культур, чем упростили выход украинских игроков на международный рынок, создали Земельный банк, планировали выдавать с/г предприятиям кредиты по ставкам в 6-8% годовых, восстановили практику возмещения НДС при экспорте зерновых и технических культур. Бывшие, которых мы не любили, практически сформировали ресурс поддержки для отечественного сельского хозяйства.
Инвестиционный климат, а точнее его улучшение связывали с налоговой реформой. Бело-синие регистрацию новых предприятий упростили, количество налогов и сборов сократили (со 135 их стало 28), налог на прибыль предпринимателей уменьшили с 25% до 19%. Хотели сократить число налогов с 22 до 14, максимально увеличить автоматическое возмещение НДС.
Так же бывшие приняли закон о трансфертном ценообразовании, который закрывал лазейки, через которые крупный бизнес мог уходить от уплаты налогов в Украине и выводить деньги в оффшоры. Результат был, наверное, удивлением для всех. Во второй половине тринадцатого операции через оффшоры сократились в семь раз, а снижения импорта практически не последовало.
Самое интересное впереди - закон должен был полностью вступить в силу с 1 мая 2014 года, если бы не одно но - новые власти отложили это и практически «похоронили» его.
Еще двумя достижениями могут гордиться “бывшие керманычи”. Первое - это развитие стратегического партнерства с Китаем. Сине-белые (почти баварцы) договорились о
$3 млрд китайских инвестиций в украинское сельское хозяйство. А второе - использование газа в Украине сократилось до 50 млрд. куб. м., в то время, как ВВП остался близким к нулю. Здесь можно даже пафосно говорить о прогрессе в экономии энергоресурсов и энергитической эффективности. А можно при теперешнем состоянии вещей сказать, что при Арбузове и Януковиче было не так и плохо.
Ушли. Бело-синие цвета сменили бело-алые колоры. На вопросы, которые мы задавали бывшим, ответы вроде бы нашли, или почти нашли. Теперь пришло время задавать вопросы относительно “новой” команде. Почему курс гривны к доллару резко качнулся до 12 гривен, где обещанные перевыборы Верховной Рады, как заправить полный бак, давно ли они ходили в продуктовый магазин, какую сумму они платят за коммунальные услуги, не тяготит ли она их бюджет… Но это уже другая история.