Решая проблему с Крымом, нужно говорить об экономике, а не о политике

16 липня 2014, 20:01
Власник сторінки
Народный депутат Украины VII созыва, Первый заместитель Председателя Комитета ВР по вопросам бюджета
0
205

Прежде чем нам говорить о создании министерства по вопросам Крыма, нужно попробовать сформировать комиссию, которая изучив все проблемы, предложит возможные пути их решения, в том числе, на законодательном уровне.

Вчера в Верховной Раде состоялся международный круглый стол, во время которого обсуждался вопрос о создании Министерства по вопросам Крыма. В его работе приняли участие народные депутаты, представители общественных организаций, руководители разных госструктур, а также иностранные послы. 

Благодарна организаторам за приглашение и возможность открыто выразить свою точку зрения на ситуацию, связанную с Крымом. Уверена, что если бы мы активно начали обсуждать эту тему до того, как голосовали Закон «Об оккупированных территориях», до того, как появился законопроект «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», и его приняли за основу, многих проблем, которые есть сейчас у бизнеса и граждан, удалось бы избежать. 

На мой взгляд, первый закон фактически парализовал весь бизнес, который на тот момент Украине удалось реализовать на полуострове. Потому что после его принятия появилось много острых моментов, ставящих бизнес в ситуацию непонимания, куда двигаться, что делать и каким образом можно вести хозяйственную деятельность на этой территории, когда уже есть такой закон. Второй законопроект, по большому счету, приостанавливает хождение гривны на полуострове, запрещая ее обмен на российские рубли, еще больше усугубляя ситуацию.

О том, что те законы, которые сегодня принимаются парламентом относительно Крыма, невозможно применять на практике, говорили и представители общественных организаций. Эти организации занимаются проблемами как тех, кто вынужден был уехать, оставив все свое имущество на полуострове, так и тех, кто по-прежнему остается там жить. Они просто «взрывались» эмоциями, когда шла речь о жилье для переселенцев, о том, что государство приостановило финансирование всех госпрограмм на полуострове, не выделяет деньги и на то, чтобы решить их сегодняшние проблемы с жильем, перекладывая все на плечи общественных и волонтерских организаций.

Люди просят хотя бы помочь вернуть им вклады, которые остались в местных отделениях банков, головные офисы которых сосредоточены в Киеве. Но и в этом направлении пока нет никаких результативных шагов.

Поэтому, подобные законы должны появляться только после глубокого анализа ситуации, обсуждения всех актуальных вопросов и аспектов с общественностью, представителями бизнеса. Только после такого обсуждения и восприятия обществом, закон может быть инструментом для решения конкретной проблемы. Пока же мы лишь накапливаем все больше нерешенных вопросов.

На мой взгляд, у крымского кризиса свои причины, о которых важно говорить. И делать это открыто. Не бояться, что твоя точка зрения будет непопулярной. Только в этом случае любые решения могут стать жизнеспособными. 

Нам стоит говорить, в первую очередь, об экономике, а не о политике. Потому что главное для любого человека – это то, что происходит с точки зрения экономики в его личной жизни. Ведь жители Крыма, голосуя на непризнанном референдуме, выбирали не столько новую страну, сколько лучшую жизнь. И здесь, как говорил Черчилль, нет друзей и врагов, есть только интересы.

Что для меня сегодняшняя ситуация по Крыму? Я ощущаю это как отрезанную руку. Но опрос в том, почему эту руку тебе отрезали? Если у тебя была гангрена, на которую ты не обращал внимания, то это уже несколько другие проблемы, за которые нужно нести ответственность. 

Крым формально считался автономной территорией. Но был ли он таковой на практике? Помню, как после Оранжевой революции премьером на полуострове стал Анатолий Матвиенко. И как тогда зарубили первую стратегию по развитию Крыма. Вторая стратегия развития появилась, когда премьером стал Джарты, но и она не нашла действенной поддержки у центральной власти. Все э то рушилось, потому что шли нестыковки в диалоге между Киевом и полуостровом, не было ясных и четких моделей, насколько можно быть самостоятельными в реализации этих экономических идей. 

На сегодня Крым де-юре – украинская территория, признанная парламентом оккупированной. Украина приостановила его финансирование, законодательно определив его «полную бюджетную автономность», установлены погранпосты. Де-факто он присоединен к РФ (введена российская валюта, финансируются соцвыплаты, контролируются транспортные пути).

И при всем этом есть люди – крымчане, украинцы,– которые столкнулись с рядом порой неразрешимых проблем, исходящих из их ежедневных потребностей. И это начало гуманитарного кризиса в регионе. Поэтому разрешение такого кризиса – это вопрос выживания этих людей, и этот вопрос не может быть отложен. Назову лишь некоторые из возникших проблем. 

Невозможность хождения гривны разрушает банковскую и финансовую систему Крыма, уничтожает сложившуюся бизнес-кооперацию между материковой частью Украины и полуостровом. По данным Европейской бизнес ассоциации, количество проблемных вопросов украинского и зарубежного бизнеса в связи с "крымским кризисом" просто зашкаливает. Таким образом, огромное количество людей останется без работы и средств к существованию.

Остановка функционирования портов, невозможность совместного использования морских маршрутов и транспортная изоляция полуострова приводит к разрушению бизнеса, ориентированного на экспорт (зерно, металлопродукция), усугубляя жизнь простых крымчан. Это для Украины Крым был полуостровом. Сейчас общими усилиями для россиян он ста л островом с полной международной изоляцией транспортных коридоров.

Будучи заместителем главы бюджетного комитета, скажу: мы не финансируем государственные программы в Крыму. Но является ли это правильным, если мы считаем, что это территория наша?

Убеждена, что мы обязаны финансировать государственные программы и социальные выплаты, какими бы сложными для нас эти процессы и решения не были бы. Но власть не хочет этого делать. Зачем тратить деньги, если их и так мало на территорию, с которой мы еще не определились. Но рассуждая подобным образом, мы проблемы не решаем, а лишь накапливаем. 

Конечно, можно было бы отложить этот процесс, пока он не решится в политической плоскости. Но что делать гражданам, которые там проживают? Как быть с их ежедневными потребностями? Я уже не говорю о проблемах бизнеса, который так и не получил ответ на вопрос, а каким образом ему взаимодействовать с материковой частью, если это бизнес, к примеру, сетевой. Каким образом решать вопросы с лицензиями, с инкассацией? И таких проблем множество.

Если мы хотим переубедить население Крыма, что Украина – это их страна, а Крым – это часть ее территории, мы должны сегодня делать шаги в сторону решения экономических вопросов. И не бояться вести переговоры с Россией. Например, в Карибском бассейне есть остров Сен-Мартен, который находится под управлением двух государств – Голландии и Франции. И в этом случае идет соревновательный процесс с точки зрения экономики между двумя государствами на одной территории. А граждане могут для себя выбрать ту часть острова, которую они считают более привлекательной и комфортной для жизни. Выбор може сделать и бизнес. И никому не нужно заниматься политической пропагандой и агитацией, все определяет в первую очередь, экономика.

Среди первоочередных задач, которые нужно решать путем диалога с Российской Федерацией, я бы выделила следующие:

1. Разрешение проблемы функционирования портов Азовского и Черного моря - варианты совместного использования морских логистических маршрутов (перевозки зерна, металлопродукции)

2. Возможность организации совместной свободной экономической зоны (СЕЗ) - создание СЭЗ Крыма местными властями и совместное управление, в том числе, хождение двух валют.

3. Компенсация потерь государственной ("Черноморнефтегаз", водный канал, государственные здравницы) и частной собственности, природных ресурсов (по подсчетам Украины на сумму около 200 млрд. долл.)

4. Разрешение вопроса транспортной изоляции Крыма (ж/д., авиасообщение).

5. Проблема управления и права собственности на объекты культурного наследия Крыма (выездные коллекции, филиалы музеев Украины, в том числе те, которые находятся под охраной ЮНЕСКО).

6. Экспорт крымской продукции (вино, зерно, химическая промышленность).

7. Регистрация права собственности имущества граждан, земельного кадастра и реестра собственности.

Нам нужно принимать решения, ориентированные на благополучие жителей Крыма! А не создавать еще одно министерство, на содержание которого в госбюджете просто нет денег.

Присутствовавший на «круглом столе» Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Молдова Ион Стевиле рассказал об опыте, который был использован в его стране при решении вопроса с Приднестровьем. По его словам, с 1992 года на разных этапах создавалось три различные структуры, которые занимались этой проблематикой. Сначала была комиссия, потом министерство, сейчас работает бюро. Все эти структуры создавались в составе государственной канцелярии при правительстве Республики Молдова.

Около десяти лет работала межведомственная комиссия по координации государственной политики в восточных районах Республики Молдова и районах, расположенных на левом берегу Днестра. В ней постоянно работало 5-6 сотрудников, а различные министерства делегировали туда своих специалистов. Позднее появилось министерство реинтеграции, где штат увеличился уже до 15 человек, а со временем оно было преобразовано в Бюро по интеграции. В нем 25 постоянных сотрудников. И возглавляет это Бюро вице-премьер по вопросам реинтеграции.

При этом представители этих структур являлись постоянными политическими представителями в переговорном процессе по политическому урегулированию приднестровской проблемы. В таком качестве они встречались на регулярной основе с аналогичным представителем из Приднестровья.

При этом эти структуры, как правило, возглавляли выходцы из Приднестровья. Например, первый председатель комиссии был прокурором в Приднестровье. Нынешний вице-премьер-министр тоже является выходцем из этой территории.

Поэтому, на мой взгляд, прежде чем нам говорить о создании министерства по вопросам Крыма, нужно попробовать сформировать комиссию, которая изучив все проблемы, предложит возможные пути их решения, в том числе, на законодательном уровне. Но без постоянного диалога с Россией нам в этом случае тоже не обойтись. Только так мы сможем реально помочь крымчанам.

Еще 11 апреля в Вене, на площадке ОБСЕ был начат переговорный процесс между Украиной и Россией. А когда мы были на недавней сессии в Баку, то не только на заседаниях Комитета по экономическим вопросам, а и в ходе дискуссий и в кулуарах представители разных стран говорили о том, что если бы политики больше внимания обращали на экономику, было бы больше пользы и стабильности в мире. Потому что всегда подумаешь, когда есть что терять. 

Я не хочу, чтобы теряли простые люди, теряла моя страна, теряли наши соседи. Я не хочу потерь ни для кого в этом мире, поэтому призываю все стороны уйти от взаимных обвинений, поиска виноватых, применения двойных стандартов в оценке ситуации и перейти к конструктивному и прагматичному диалогу и поиску совместных решений, призванных разрешить возникший кризис.


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.