О Голде Меир или кого не хватает Украине

29 квітня 2014, 16:34
Власник сторінки
4
65

Ситуация в Украине чем-то похожа на то, что переживал Израиль. Путин с выстраиваемой им системой ненависти и полумужскими- полусоветскими комплексами вряд ли уступает по уровню угрозы Лиге арабских го

Когда-то я собиралась сделать подборку новелл об украинских женщинах, добившихся успеха. По замыслу очерки об известных всему миру женщинах-неукраинках должны были чередоваться с историями о моих соотечественницах. Заметки так и не были опубликованы: многие их моих героинь улеклись коллекционированием денег и мужчин, так и не приобретя никакого общественного веса. Многие, но не все.. 

Мы часто и мучительно ищем решение, персоналию, критерии, принципы и прочие философские камни, отказывая себе в одной простой возможности – осмотреться по сторонам и рассмотреть того, кто рядом. Мои нехитрые изыскания того периода и со вновь открывшимися обстоятельствами – приглашение вспомнить величайшую женщину современности Голду Меир, вспомнить, какой она была, и… осмотреться по сторонам.
 

Ситуация в Украине чем-то похожа на то, что переживал Израиль. Путин с выстраиваемой им системой ненависти и полумужскими- полусоветскими комплексами вряд ли уступает по уровню угрозы Лиге арабских государств периода становления Израиля. Путин никогда не оставит нас в покое. Гнусное поведение прошлого СССР, снабжавшего террористов оружием, сейчас вполне повторяется правопреемницей Союза, засылающей к нам вооруженных диверсантов.
 

То, что Израиль выстоял во всех войнах и конфликтах – не чудо, это результат усилий. Голда собираала деньги, строила укрепления на сотни миллионов долларов, она общалась с президентами, африканскими лидерами, объясняя каждый свой шаг собственному народу. Она объясняла, почему Израиль берется за оружие, почему покупает его, рассказывала природу того или иного поступка.
 
Задаю себе вопрос: кто у нас может решать такие масштабные задачи. Кто сможет выстроить систему укреплений стоимостью 500 миллионов долларов, как Голда? Кто сумеет, заглянув в глаза мировым лидерам, как Голда заглядывала в глаза Кеннеди, Линдону Джонсону, Никсону, Кисинджеру, заручиться поддержкой могущественной страны. Кто найдет аргументы и дорогу к рассудку и сердцу европейских лидеров. Думаю, в Украине только один человек. Тот, кто во время выступлений сепаратистов и диверсантов проводил свои дни на Юго-Востоке. Кто догадался во время выступлений в Украине сператистов и военной угрозе пригласить к управлению областями крупных собственников? И кто, также как Голда Меир, никогда не читал свои выступления по бумажке.
 
Мне кажется, что биографию политика можно вместить в страницу текста. А можно в полстраницы. Три -пять предложений – резюме его деятельности. Еще столько же – самые яркие государственные решения. Резюме оставлю читателям, но ниже привожу те самые решения с небольшими комментариями, первое, что приходит в голову из действий Тимошенко-политика. Иногда каждое из этих решений сопоставимо с целой революцией. Мы часто «одаривали» Тимошенко поверхностными оценками и говорили с большим апломбом, даже не пытаясь понять, чем был тот или иной поступок в тот период. Каким должно быть мужеством, чтобы его сделать.
 
Например, в 2000-м, когда Леонид Кучма был силен, подеррживаем силовиками, окружен богатейшими людьми страны, ею были предприняты шаги по упорядочиванию дел в топливно-энергетическом комплексе. В 2000-м году, страна перестала рассчитываться бартером, прекратились веерные отключения. Какой надо было иметь характер, чтобы замахнутся на систему взаимоотношений – власть – бизнес в период сильного Кучмы?
 
Честная реприватизация Криворожстали. Помните Тимошенко – премьера Оранжевой революции? (К слову, без ее участия Майдан бы тогда не победил). Не забыли «скандальную» заявку премьера про пересмотр приватизации украденных объектов? Только после Криворожстали понимаешь, что это было бы не более, чем нормальная и здоровая попытка «взять доплату» за непрозрачно и льготно приватизированные крупными собственниками объекты и получить деньги на реформы. Если бы понимать это еще в 2005-м, если бы ей дали это сделать.
 

Есть два человека, которые колоссально просветили общество в понимании газовых дел и механизма сотрудничества газового посредника с президентами двух держав. Сейчас даже не важно, как этот посредник называется, РУЭ или не РУЭ. Премьер-министр с телеканалов страны публично раскрыла механизм газовой коррупции, с которой кормились первые лица державы и сотни чиновников. Никто никогда ранее так громко и на таком уровне не раскрывал газовой схемы соратников.
 
Теперь хорошо зная медленный, осторожный неповоротливый украинский политикум, где те, кто оплачивает музыку не хотят менять статус-кво, а те, кто у них на зарплате боятся быть честными, понимаешь: многие из инициатив ЮВТ были революционными. Она пыталась по-новому строить отношения с капиталом. Пыталась сделать его национальным, и отвественным что-ли.
 
ХХХ
 
Тимошенко – не Голда. Иди она путем какой-нибудь общественной и научной деятельности, будь ее личный жизненный почерк безупречен, она бы не поднялась выше руководителя профсоюза какого-то стройтреста в родном Днепропетровске. Она жила в другой реальности, в которой сама возможность созидания требовала компромиссов, договоренностей, уступок. Их критиковали многократно, а в преддверии кампании будут вспоминать еще чаще.
 
Но в этих условиях войны удивительное сходство профессионального почерка обеих премьер-министров кажется мне утешительным. Почему Тимошенко не смогла до сих пор сделать столько, сколько Голда Меир? У нее никогда не было своего Бен Гуриона, ни Ариэля Шарона, ни целой плеяды блистательных и патриотичных политиков. У нее даже не было полностью своего кабинета министров. Но она также, как Голда умеет говорит с обществом. И она четко знает границу компромиссов.
 
Создать страну проще, чем защитить ее. Накормить народ проще, чем сберечь и возродить его творческую активность. Впрочем, она делала и то, и другое. На каждом из государственных постов она работала и воевала, как мужчина, но при этом понимала и чувствовала свой народ, как женщина. Израиль начинался с лачуг, и она строила его сначала в кибуце вместе с первыми поселенцами, потом, как член кабинета министров и глава правительства, находила ему друзей, союзников и партнеров, делала Израиль сильным и безопасным для жизни.
 
Когда она была посту министра труда, тысячи мужчин, женщин и детей, получали работу, их обучали ивриту. Тем не менее, она проводила социальную интеграцию с призывом: вы не должны превратиться в объект забот, вы должны проявлять активность. Во время военных действий и войн с терроризмом строилось бюджетное жилье для низкооплачиваемых профессий, когда росли цены, с малообеспеченных снимались налоги. Увидев на улицах манифестации средних и малых предпрнимателей Тимошенко пригласила в правительство своего давнего и ярого оппонента, специалиста по регуляторной политике. Манифестанты ушли с улиц и пришли в кабинеты. Так и позже, где – переговорами, где – интервенциями, а где давлениями решались вопросы картельных сговоров, искусственных кризисов, устраиваемых оппонентами.
 
В биографии Голды Меир, великой создательницы Израиля, самыми пронзительными для меня являются те эпизоды, когда она вопреки, жесточайшей блокаде, сумела вывезти из кипрских лагерей, охраняемых британцами, маленьких еврейских детей и сирот. Тогда въезд в Палестину был очень ограничен, дети «до года» в лагерях для перемещенных лиц могли умереть. Благодаря невероятным дипломатическим усилиям и волевому напору, Голда спасла тысячи младенцев и сирот. Получившие ее опеку, дети превращались в людей, неизмеримо преданных стране.
 
Самым трогательным для меня в биографии Тимошенко является эпизод, когда после 2004 года выплаты при рождении ребенка составили десятки тысяч гривен. Странно, что поначалу это сопровождалось большим дискредитационным шумом и обвинениями в пиаре и популизме. Но уже через три года специалисты (демографы и социологи) лично признавались автору этих строк: «Выплаты кабинета Тимошенко действительно подняли рождаемость. Мы не предполагали, что люди настолько бедны, что уже крупный первоначальный взнос настолько смотивирует их рожать"…Мы не знаем точно, сколько просящихся в мир украинских детей увидели этот мир из-за того, что кабинет ЮВТ помог их родителям. Для этого ей пришлось снять кучу налоговых льгот для отечественного автопрома и металлургии. С капитала не убудет, а уже очень скоро в украинских городах, наконец, появились девушки с животиками и колясками.
 
P.S. Выдающихся женщин принято считать плохими матерями. Дети всех женщин мировых лидеров обычно в обиде на матерей. В этом есть зерна истины. Но в судебном процессе Тимошенко ее дочь Евгения, которую принято было считать неженкой, часами просиживала в заседании рядом с матерью. А когда ЮВТ читали приговор в суде, Евгения слушала его, не шелохнувшись, и крепко сжимая Юлину руку.


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Выборы Президента Украины 2019 новости,Юлия Тимошенко,Выборы
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.