Для понимания сути настроений в обществе важен тот факт, что людей с преобладающим государственным мышлением катастрофически мало и становится с течением времени всё меньше.
ЧЕЛОВЕК КАК МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ или ГОСУДАРСТВО – ЭТО МНЕ!
Множество, соединённое
в одном лице, именуется государством – civitas
Гоббс «Левиафан»
Кто из вас хоть раз не вскипал праведным гневом, когда
слышал о какой-нибудь новой инициативе власти, новом законе, или хотя бы увидев
очередной ценник на каком-нибудь «товаре первой необходимости»? Кого хотя бы
однажды не возмутили перекрытые в связи с проездом «кортежа» улицы? Кто, пусть
не отдавая себе отчёта, не бродил мысленно по случайно увиденным по телевизору
апартаментам сильных мира сего?
Было, конечно было. Но человек разумный, ощутив краткий миг
недовольства или даже, чего греха таить, - зависти – продолжал заниматься своим
делом, порой даже с большим рвением, веря и надеясь, что упорный труд и
душевное здоровье – залог успеха и счастья.
Скажу больше – многие очень разумные люди, порицая, конечно,
недочёты правителей, радовались, если видели красиво обставленные резиденции,
где «Наш» принимает глав других государств; им было приятно, когда своя страна
оказывалась «впереди планеты всей», и достижения государства порой затмевали
неустроенность быта и личной жизни.
Кто-то скажет – дело в идеологии, в степени запудренности
мозгов. Осмелюсь возразить, господа: дело в том, как вы воспринимаете окружающую действительность.
Люди могут оценивать происходящее с двух основных позиций –
гражданской/государственной и бытовой/обывательской. В зависимости от преобладания той или другой
позиции и формируется мнение, которое впоследствии определяет поведение каждого
конкретного человека.
Приоритет государственного или бытового подхода в оценке
действительности обусловлен как индивидуальными чертами характера, так и воспитанием, образованием и даже уровнем
интеллекта, хотя и не находится от в прямой зависимости от них.
Можно привести огромное количество примеров, когда люди
высокодуховные, образованные и интеллектуальные в своих суждениях выказывали
примитивно-обывательский подход к
событиям не только государственного, но даже мирового масштаба. И наоборот,
есть множество исторически прославившихся личностей «из низов», проявивших себя
как государственники и радетели Отечества.
Для понимания сути
настроений в обществе важен тот
факт, что людей с преобладающим государственным мышлением катастрофически мало
и становится с течением времени всё меньше.
Виной ли тому глобализация и «стирание границ» или просто
недочёты, даже просчёты в гражданском воспитании и образовании – реальность
такова, что частное и личное превалирует над гражданским и общественно
значимым, а термины «государственность» и «державность» воспринимаются как
устаревшие. Извечное «за Державу обидно» звучит всё более иронично,
«Государство – это я» - и вовсе издевательски.
А между тем, общественное настроение даёт крен в сторону антигосударственности,
и протестные настроения начинают принимать всё более извращённые формы.
Пример Украины, где государственность, пускай и
несовершенная, не устояла перед
«бытовухой», показал, что обычная зависть маленького человека,
подогретая материальным и идеологическим влиянием извне, может разрушить не
только его индивидуальный мир, но и страну в целом.
Россия, будучи государством с более крепкими устоями и
грамотными руководителями, от подобных атак, конечно, не распадётся. Но
существующая и активизирующаяся время от времени масса «ненавистников
российской власти» заставляет задуматься об опасных тенденциях.
Дело ведь не в том, что в России «плохо живётся» или «нет
свободы», или «отсутствует настоящая демократия», или какие там ещё лозунги
выдвигают «оппозиционеры». Смысл их возмущённых призывов заключается в таком банальном, таком примитивном желании
низвести всё в плоскость их личного видения и восприятия. Не подняться до
осмысления процессов строительства государства, укрепления державности и мощи
своей страны, а принизить идею государственности до необходимости обслуживать
их частные, личные, порой даже бытовые нужды.
Маленьким людям часто хочется быть великими. Ну, в крайнем
случае – заметными. Или хотя бы богатыми. Но им редко хочется прилагать к этому
большие усилия. Намного проще выйти на площадь и покричать, что очередной
президент вор, коррупционер, агрессор, фашист или ещё какой-нибудь
преступник. Если кто-то умеет красиво
говорить – можно написать разоблачительную статью или дать скандальное
интервью. Люди творческие могут даже спеть или нарисовать что-нибудь «в
протестном духе». А если за это
кто-нибудь заплатит – отлично! И известность, и доходность – чего ещё
желать?
А главное, выступая в таком качестве, активисты протестного
движения вооружают себя лозунгами «борьбы за народ», за права и свободы, против
угнетателей и обидчиков «простых людей. И тогда удовлетворение собственной
неудовлетворённости становится делом благородным, обычная зависть превращается
в обострённое чувство справедливости, а желание «засветиться» - в революционный
порыв.
Но когда в результате простому народу, который и не
подозревал о накале борьбы за его права,
жить становится ещё хуже - эти же активисты, ничуть не смущаясь, снова обвиняют
во всех бедах власть и государство…
И когда государство, как это случилось с Украиной, в конце
концов разваливается - ищут врагов везде, но только не в себе самих.
Почему «в народе» не любят власть? Потому что если эта
власть настоящая – она заставляет ленивых работать, стимулирует трудолюбивых
работать ещё больше и мобилизует умных и добросовестных созидать на благо всех,
всего государства, прививая им стратегическое мышление и приучая отказываться от сиюминутного в пользу
грядущего. Это сложно. Для этого надо воспринимать государство с позиций государственного
мышления. И это не всем доступно.
Но на самом деле, большей части населения абсолютно всё
равно, какая над ними власть, если эта власть не обращает на них пристального
внимания и не мешает жить каждому в его
уютном мирке. И только когда кто-то, по злому ли умыслу, или из желания
поэкспериментировать, начинает доказывать этому спокойно живущему большинству,
что им живётся плохо, что можно, не особо напрягаясь, получить гораздо больше –
достаточно только «встать с колен» - тогда
они (да и то далеко не все) начинают говорить о преступной власти и
угнетателях. Что удивительно, часто даже плохо помня фамилии и затрудняясь
объяснить, в чём же заключаются преступления правителей.
А потом приходит новая власть – и всё начинается сначала.
Только вот тот самый народ, который «встал с колен», постепенно деградирует,
страна нищает, власть и государство разрушаются.
Но в памяти людей и в памятниках истории на многие века
остаются те самые «тираны и деспоты», те «душители народа», которые пренебрегли
правами и свободами современников во имя будущего своих стран. Им поклоняются и
их ненавидят – но о них не забывают. Просто не могут забыть, потому что они
оставили самые значительные памятники своей жизни – сильные и процветающие
государства. И злобствующие голоса некоторых потомков не могут убить благодарную память
большинства:
Великому не страшно поруганье…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.