За левых или за правых?

03 березня 2011, 13:57
Власник сторінки
журналіст
0
5863

Споря друг с другом по мелочам на почве идеологии, молодые украинские активисты теряют шанс объединить свои усилия ради достижения жизненно важных целей.

фото Reuters

"Да ваш Олег Тягнибок - фашист! Да как вы можете такое думать?! Это же зверье!" Ярослав Акакиевич стоял в эпицентре жаркого спора на покрытой морозными узорами автобусной остановке. Спор вели его соседка с третьего этажа Любовь Иосифовна и незнакомый мужчина в старомодном пальто.
"Вони - патріоти України. Вони є справжня українська влада, - замученным голосом чеканил мужчина: - В них - шанс України". Стоящий рядом памятник Григорию Сковороде отмалчивался.
Ярослав Акакиевич вошел в автобус, сел и погрузился в воспоминания о вчерашних слезах внучки-одиннадцатиклассницы. Алиса этим летом должна поступить в вуз. Ни о чем, кроме Могилянки, она уже три года и думать не желает. Вчера Ярослав Акакиевич пересказал ей прочитанную в интернете историю о том, что академия конфликтует с Дмитрием Табачником, министром образования, и за это вузу сокращают возможность учить студентов за счет бюджета.
Найти 15 тыс. грн. в год родителям Алисы будет непросто. А у Ярослава Акакиевича есть знакомая в инязе, уже несколько раз намекавшая, что "может помочь". Алиса горячилась, кричала, что английский - уже не профессия и за взятку она поступать не будет.
Снова крики, Беркут, дым. Ярослав Акакиевич обнаружил, что автобус уже поднялся по Грушевского к зданию Верховной Рады и все пассажиры прильнули к окнам справа. Там, прямо на тротуаре, скучились сотни юношей и девушек. Кто-то кого-то толкал, рослые милиционеры кого-то оттесняли, а телевизионщики с поднятыми над головами камерами кружили, как пчелы над клумбой.
"Не вірте провокаторам! Наша студентська акція проходить без жодної політичної символіки і гасел! А це - хлопці з організації Свобода! Не йдіть до них, приєднуйтесь до справжньої студентської акції", - кричал в мегафон Михаил Каменев из профсоюза Прямое действие. Ему до всего было дело. Смерть студента в милицейской камере, рейдерская атака на единственный в районе детский дом культуры, выборы в Беларуси - 21-летний киевлянин пытался и пытается успеть везде.
Под парламент его привела политика нового министра образования. Табачник не только ссорился с Могилянкой. Сразу после прихода на должность он отменил прием студентов исключительно по результатам независимого тестирования в школах. Эта система действовала два года и резко сократила взяточничество при поступлении в вузы.
Прошлым летом министр приказал дать задний ход и снова учитывать при поступлении оценки из школьных аттестатов. И вернуть творческие конкурсы (не один абитуриент с блестящими результатами тестирования провалился на таком конкурсе, не пройдя на бюджетное место в престижном вузе). Еще Табачник планировал возвратить учебным заведениям право самим принимать экзамены у абитуриентов. Но после многочисленных протестов под лозунгами, что подобная мера ускорит ренессанс коррупции, свое решение он отложил.
Зато министр вновь дал институтам и университетам возможность зарабатывать на подготовительных курсах. Теперь каждый, кто заплатит за "подготы" по математическим специальностям, летом получит дополнительные 20 баллов при поступлении.
Каплей, переполнившей чашу терпения студентов, стала идея разрешить вузам повышать плату за обучение. Нынешний закон это запрещает. Но соратник Табачника Максим Луцкий, депутат от правящей партии, играющий сейчас первую скрипку в комитете Рады по образованию, предложил принять новый закон. После этой инициативы Каменев с друзьями и вышли под стены парламента.
Невидящим взглядом скользнул по Ярославу Акакиевичу, прильнувшему к автобусному стеклу, Евгений Карась, стоящий с другой стороны толпы. Выпускник философского факультета Университета имени Шевченко (за все годы - только наивысшие оценки), кроме взяток и новых цен Карась возмущен расправами над автономией вузов. От друга-журналиста он слышал, как Табачник силой менял ректоров. В последние годы университеты стали привыкать к настоящим выборам своих руководителей, но нынешняя власть демократию решила свернуть, проталкивая в ректоры своих людей. Попытки преподавателей протестовать оканчивались для них проблемами.
Самые серьезные проблемы возникли у Юрия Лысенко. Он выиграл выборы ректора в Донецком университете, причем у кандидата, поддержанного министерством. После этого дома у Лысенко правоохранители провели обыск, выборы признали недействительным решением столичного суда, а жену Татьяну побили ногами прямо у подъезда. В результате Юрий Григорьевич заявил, что баллотироваться больше не будет. И в суд подавать он тоже не хочет.
Высказать недовольство такой системой образования Женя Карась не успел. Только что его друзья схлестнулись с друзьями Миши Каменева. Они разговаривают по-украински, сочувствуют Свободе и специально принесли на акцию национальные флаги. А ребята Каменева считают себя сторонниками левой идеи, и студенты, поддерживающие националистов, для них фашисты.
"Та заспокойся, ми з вами! Ми хочемо спільну акцію, і ми добиватимемося того, чого й ви!" - пытался докричаться к противной стороне Женя. Однако в общей свалке Миша его не слышал.
Автобус уже подъезжал к Центризбиркому. Ярослав Акакиевич решил позвонить знакомой в иняз. Табачник читал новость о драке на студенческом митинге. Сковорода продолжал отмалчиваться.

***

Эта колонка опубликована в №8 журнала Корреспондент от 4 марта 2011 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
ТЕГИ: студенты,протест,Тягнибок,свобода,Табачник
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.