Неудивительная история о том, как полезное для Украины строительство превращается в очень вредное занятие.
Житель Киева Ярослав Акакиевич сердито ел курицу. Она была не с тем гарниром. Ярослав Акакиевич любил заедать курочку гречкой, но сегодня заедал перловкой. Гречка исчезла из киевских супермаркетов.
Ко всему перловка дополнялась какофонией за окном. Визг дрелей, вспышки электросварки и рокот самосвалов не заглушало даже закрытое евроокно. Пятничный вечер, политики на мерцающем экране уже не один час обсуждали, кто больше предал национальные интересы, но строители за окном не унимались.
Акции киевлян, протестующих против очередной стройки в их городе, стали обычным явлением.
фото Таисии Стеценко / Корреспондент.net
Ярослав Акакиевич негодовал. "Чтоб ты сдох",- излил он гнев на костюм с экрана. Костюм был депутатом от оппозиции и пытался привлечь внимание телезрителей к судьбе своих товарищей, которых не отпускал ни один судья.
Чаще других не отпускала судья Светлана Коваль из Киевского апелляционного суда, но и все остальные люди в мантиях неизменно поддерживали позицию Генпрокуратуры.
“Все вы одинаковые, - пробурчал Ярослав Акакиевич. - Когда это кончится?"
Если житель Киева имел в виду стройку, то все только начинается. Три недели назад правительство провело через парламент закон, отменяющий общественные слушания перед началом строительства. Закон разрешает начинать работы без согласия экологов, археологов и защитников памятников архитектуры. Прямо в парламенте Владимир Поляченко, депутат от Нашей Украины и многолетний глава Киевгорстроя, дописал в текст закона еще и право срезать деревья без специального разрешения.
Ярослав Акакиевич слышал о проблеме, но вскользь. На общественные слушания, устроенные застройщиком перед тем, как вырыть котлован на месте детской площадки под домом Ярослава Акакиевича, он не ходил. В теленовостях промелькнули лица десятка активистов Сохрани Старый Киев, носивших петицию в Администрацию Президента. Возглавляли манифестацию писатель Виталий Капранов и певица Саша Кольцова, но Ярослав Акакиевич их не идентифицировал. В книжном он в последний раз был еще в советские времена, а солистку Кольцову из Крихітки Цахес по телевизору не показывали. Ярослав Акакиевич запомнил телерепортаж лишь потому, что они тоже были против строек.
На самом деле они не были. У юриста Марины Соловьевой, бакалавра-отличника философского факультета университета Шевченко Евгения Карася, преподавателя Могилянки Натальи Мусиенко, правозащитника Александра Дядюка, журналистки Марии Лебедевой и других киевлян, возглавивших протесты против закона, другие требования. Первое - они хотят, чтобы местным советам запретили урезать территорию городских скверов, парков и лесов. Второе - чтобы перед строительством в жилых кварталах проект по-настоящему согласовывали с жителями ближайших домов. Третье - чтобы все памятники истории, культуры и природы вместе с охранными зонами были внесены в земельный кадастр. Это должно ограничить махинации на таких землях. Их цель: чтобы новые дома украшали, а не разрушали любимый город.
Сотни археологов, экологов, ценителей культуры за последние две недели забросали офис Виктора Януковича просьбами ветировать закон. С помощью неравнодушных журналистов им удалось донести мысль об опасности отмены ограничений для застройщиков до высокопоставленных чиновников Администрации. Зам ее главы Анна Герман даже попросила принять ее в Сохрани Старый Киев. А Президент предложил парламенту изменить закон.
Ярослав Акакиевич ни к каким общественным инициативам не присоединялся и требований к власти не формулировал. За последний год он совершил два поступка, казавшихся ему гражданскими. Осенью, когда строители в полдвенадцатого ночи забивали сваи, он позвонил в милицию. Дежурный пообещал выслать наряд, но сваи забивали еще час. А до этого в первом туре президентских выборов Ярослав Акакиевич проголосовал за Сергея Тигипко. Как и многие жители Киева, Ярослав Акакиевич считал, что стране нужна другая власть.
Именно Тигипко разработал закон, возмутивший общественных активистов. Помогла Тигипко Украинская строительная ассоциация. Ее президент Лев Парцхаладзе не раз пытался объяснить логику застройщиков. Вместо десятков согласований с чиновниками, вместо общественных слушаний, вместо археологической и экологической экспертизы будет одна экспертиза под эгидой мэрии. Тогда девелоперы перестанут давать взятки, и стоимость жилья снизится. А чтобы застройка не велась варварски, во всех городах должны быть разработаны генеральные планы и детальные планы территорий, которые определяли бы высотность, количество и типы зданий в каждом квартале.
На вопрос, а что будет, если такие планы не появятся или появятся, но застройщики продолжат их нарушать, Парцхаладзе сокрушенно согласился: «К сожалению, при голосовании вопрос об ответственности выпал».
Пиджаки с экрана спорили о новой Конституции. Ярослав Акакиевич думал, где бы раздобыть гречку.
***
Эта колонка опубликована в №5 журнала Корреспондент от 11 февраля 2011 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.