В этом году Кен Лоуч приехал в Канны еще за одной Золотой пальмовой ветвью - с фильмом Доля ангелов.
Шесть лет назад классик европейского
остросоциального кино, британец Кен Лоуч уехал из Канн с Золотой пальмовой
ветвью в чемодане – за свой эпический фильм Ветер колышет ячмень – о борьбе
Ирландии за независимость в начале 20 века.
Но где одна, там и две , вполне мог подумать Лоуч,
и в этом году приехал в Канны еще за одной Золотой пальмовой ветвью. Его
показанная в Каннах накануне Доля ангелов/Angels’ Share –
участвует в основной программе фестиваля.
Главный герой
фильма – Робби,
представляет из себя то, что по-английски
обычно называют scum, то есть
отбросы общества. Живущий в ночлежке полубандит из неблагополучной семьи -
аналог из Глазго какого-нибудь нашего
Коли Треугольного или Миши Пельменя из небезопасных борщаговский
дворов. Но с разумными глазами и
желанием что-то изменить в своей жизни.
Действие фильма
начинается в зале суда – уже как-то мотавшего срок Роби хотят надолго посадить
за очередную жестокую драку, но судья решает смилостивиться над ним – его
девушка Леони, из семьи, которой, в отличие от семьи Робби, удалось выбраться с
самого дна, вот-вот должна родить от него ребенка. Вместо отсидки главного
героя – с немаленьким шрамом на лице – приговаривают к 300-ам часам
общественных работ.
Придя на
общественно полезные работы, Робби встречает там такие же отбросы общества, как
и он сам, в частности, полупридурка, который не знает, кто так такие Мона Лиза
и Альберт Эйнштейн, и девушку, которая украла попугая из зоомагазина.
А еще на
общественных работах Робби встречает Гарри, человека, которому суждено сыграть
очень большую роль в его жизни. Гарри следит за тем, чтобы отбросы общества с
пользой для этого самого общества проводили время, крася стены и ухаживая за
старыми могилами.
Гарри – одинокий
разведенный мужчина в возрасте, который приехал в Глазго из Манчестера. Кроме одиночества, у Гарри, в жизни
есть одна очень большая страсть - виски. Однажды он берет с собой ранее никогда
не покидавших Глазго четырех ребят в поездку на небольшой шотландский завод по производству
виски.
У Робби
обнаруживаются невероятные способности по оценке этого напитка. В своей
ночлежке он начинает с упоением читать книги о старинном напитке его истории, и
еще страстно желать, чтобы у его новорожденного сына и у любимой девушки, к
которой его не подпускает ее отец, все было хорошо.
Angels’ share, доля
ангелов - термин, применяемый при производстве виски - это 2% напитка, которые испаряются из
бочки в силу естественных причин. И именно виски перевернет жизнь Робби с ног
на голову. Ну и, конечно, если
отставить стакан в сторону , (хотя тут говорят, что виски сыграл в фильме такую
же роль, как и все актеры)
спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Доля ангелов –
это фильм о шансе, который так важно, извините за выражение не про@бать. Кстати, Герои Лоуча матерятся пулеметными
очередями – много и изощренно. И то само слово fuck и другие известные
всему миру слова английского языка в
в разых вариациях и с разными прицепами звучит в фильме из разных уст за
полуторачасовой фильм тысячи и тысячи
раз. Но тот, кому довелось побывать в Глазго, не удивится – там
определенные слои населения именно так и разговаривают. Так что в этом смысле Лоуч предельно
натуралистичен.
Продюсер фильма
Ребекка О’Брайен рассказывала вчера, что некоторые самые агрессивные
ругательства из фильма пришлось убрать, чтобы его разрешили к просмотру в Британии с 15
лет.
Убрать – убрали,
а что делать, но О’Брайен все равно выглядит немного возмущенной: "В Британии так любят
поговорить о пресловутом культурном разнообразии. Так вот, если они говорят о
культурном разнообразии, они должны принимать это".
"I think
we were allowed 7 “cunts”", шутит
Лоуч, который тоже не в восторге от цензуры (не буду переводить его цитату на
русский – и так все понятно). «Мы вообще должны пересмотреть восприятие того,
что такое плохой язык и уважать ругательства, в том числе древние, которыми мы
все с удовольствием пользуемся», говорит Лоуч уже серьезно.
Режиссер
признается, что решил снимать Долю ангелов после того, как число молодых
безработных в Великобритании в минувшем году перевалило за миллион впервые за долгое время.
Официально фильм
называется в каннских буклетах комедией, но на фестивале Лоучу пришлось
отвечать на вопрос, что же он все-таки снял, комедию или трагедию. Всегда предельно остросоциальный Лоуч
заявляет, что снимал жизнь: «Мы хотели взять достаточно трагическую ситуацию показать ее ее так, чтобы люди
улыбались».
Известный своими
левыми взглядами Лоуч в гламурных Каннах призвал молодежь требовать
социальных гарантий: «Молодое поколение должно требовать гарантию права на
жилье и права на работу». На
пресс-конференции Лоуча присутствовали журналисты ведущих британских изданий –
Daily Mail, Guardian, Times - которые, в основном, и атаковали Лоуча вопросами. Подозреваю
что социалистические призывы Лоуча в Каннах – поместили сегодня на первые полосы британской
прессы.
Одного
безработного Лоуч и его команда спасли от
биржи труда и безденежья. Это Пол Брэнниган, сыгравший в фильме главную
роль – Робби. Его жизнь более чем похожа на
судьбу героя, которого он сыграл. Блестящий британский сценарист Пол Лаверти,
написавший сценарий для Лоуча, нашел сидевшего ранее Брэннигана в Глазго, когда
тот – с женой и маленьким ребенком на руках, сидел без работы. Брэнниган, понятное дело, никогда не
имевший актерского опыта, отнесся к предложению Лаверти встретиться с
режиссером с опаской, согласившись на это только с раза. Брэнниган никогда не
пожалеет, что согласился. Именно в нем Лоуч увидел человека, который сможет вдохнуть жизнь в его персонажа.
«Этот фильм буквально спас меня», говорит молодой теперь уже актер, добавляя,
что хотел бы продолжать сниматься. Вчера вечером Брэннигану, видимо, пришлось
впервые в жизни надеть смокинг –
чтобы пройти вместе с Кеном Лоучем и командой фильма по красной дорожке
в Grand Theatre Lumiere. Дай
бог, чтоб не последний).
Кстати, фильм
Лоуча в Каннах идет с английскими субтитрами, а не только с французскими.
Тем, у кого английский – не родной
язык, диалект, на котором говорят
в Глазго, и на котором говорят герои фильма, понять «со старта» очень тяжело.
Резюмируя, скажу,
что в отличие о многих каннских хитов, фильм смотрится на одном дыхании. После показа были сплошные
апплодисменты. Ни одного «буууу», которым критики и пресса обычно выражают свое
неудовольствие. Надеюсь, что
свежего Лоуча привезут в этом году в Украину. Мне кажется, публика оценит. Точнее, мне не кажется,
я уверена.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.