Пока в Киеве горячо обсуждают гей-прайд, в Каннах говорят о новом фильме Содерберга За канделябром, истории одних гей-отношений
На ранний утренний показ фильма Стивена Содерберга За канделябром 21мая каннская пресса бежала по улицам быстрее чем обычно - чтобы наверняка хватило места. В основном конкурсе Канн в принципе почти все фильмы очень ожидаемые, но некоторые все-таки более ожидаемые, чем другие.
Причин, по которым новый фильм Содерберга о знаменитом американском пианисте и шоумене Либераче так ждали в Каннах, несколько.
Во-первых, победивший не так давно рак гортани Майкл Дуглас в одной из главных ролей. Фильмов с Дугласом в основном конкурсе Канн не было уже 35(!) лет, со времен Китайского синдрома, показанного здесь в 1978-м.
Во-вторых, в фильме нет главной мужской и главной женской роли, а есть две главных мужских – фильм об отношения Либераче с его компаньоном Скоттом Торсоном. И всех, признавались они в этом или нет, интересовало, как Майкл Дугласа и Мэтта Деймон будут играть постельные сцены.
В-третьих, после фильма о Либераче Содерберг собирается сделать перерыв в съемках, причем неизвестно, на как долго.
В-четвертых, фильм еще до своего выхода был окружен скандальным ореолом. Голливудские студии не дали на него денег, причем не из гомофобских соображений, а потому что посчитали его картиной для узкой гей-аудитории, и поэтому сочли для себя финансирование съемок экономически невыгодным. О чем, может быть, и пожалели, когда фильм отобрали в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Бюджет фильма, кстати, составляет смешные по американским меркам 5 миллионов долларов.
Фильм, в конце концов, профинансировал телеканал HBO, поэтому после премьеры в Каннах вместо выхода на большой экран картина стоит в программе передач телеканала на 26 мая. В Европе, однако, фильм все-таки выйдет в широкий прокат, его премьера запланирована на начало июня.
Продюсером фильма стал легендарный ветеран Голливуда Джерри Вайнтрауб, которых, кстати, неплохо знал Либераче. Основой для картины послужила книга реального Скотта Торсона За канделябром, которую он написал после громкого разрыва с Либераче. Фильм снимали в Лос-Анджедесе, Палм-Спрингсе и Лас-Вегасе; и большинство из локация напрямую связаны с жизнью Либераче.
Владзиу Валентино Либераче родился в штате Висконсин в 1919 году, его мать была полькой, отец – итальянцем. В 1950-70-ых он был самым высокооплачиваемым эстрадным артистом в мире. И невероятно популярным, особенно среди женской аудитории. Он постоянной выступал на телевидении, ездил на гастроли по США со своим роялем, на котором во время выступления всегда стоял канделябр, и удивлял зрителей виртуозностью игры.
В фильме (как и в жизни) звездный Либераче и обычный парень из приемной семьи Торсон, готовивший в Голливуде собак к съемкам в рекламных роликах, знакомятся в 1977 году в Лас-Вегасе, куда Торсон отправляется со своим приятелем посмотреть одно из знаменитых шоу пианиста. Между ними сразу же происходит то, что принято называть “химией”, и Торсон въезжает на шикарную виллу Либераче, чтобы остаться там на пять лет.
Параллельно с частыми яркими и зрелищными выступлениями Либераче, которого команда фильма называет предтечей Элтога Джона, Леди Гаги и Мадонны, пара наслаждается семейной жизнью, Либераче готовит для Торнсона, который любит поесть. В один из тихих семейных вечеров во время совместного просмотра своих старых шоу Либераче замечает, как он постарел. Пара идет к пластическому хирургу доктору Джеку Старцу (его великолепно сыграл Роб Лоув), который обещает пианисту, что после операции он будет выглядеть на 20 лет моложе.
Но этим дело не заканчивается. Либераче хочет, чтобы Скотт выглядел как он сам много лет назад. Эксцентричный шоумен приносит свой портрет в молодости к хирургу и просит сделать Скотта похожим на него. Скотт сперва сомневается, идти ли на это, но потом решает непростую для себя дилемму в пользу операции и ложится под нож хирурга.
Когда вскоре после операции один из фанатов путает Скотта с сыном Либераче, это приводит последнего в экстаз, и он даже собирается в какой-то момент усыновить компаньона, чтобы у них была настоящая семья, и чтобы Скотт заботился о нем при любых обстоятельствах.
Еще перед операцией комическо-демонический доктор прописывает для похудения заметно растолстевшему герою Мэтта Деймона “калифорнийский коктейль”, гремучую смесь из медикаментов, которую он называет совершенно безопасной. Скотт, конечно же худеет, а потом впадает в зависимость и уже не может без ни хжить, хотя Ли (так называют Либераче друзья) требует, чтобы он прекратил принимать наркотики.
После этого отношения героев начинают портиться и катиться вниз по наклонной плоскости и приводят к громкому и скандальному разрыву. Торнсон заявляет вовсеуслышанье, что любимец женщин Либераче - гей (сам Либераче это тщательно скрывал – и до и после разрыва с Торсоном). И что история о том, что Либераче неженат, потому что не может найти свою женщину после очень давнего разрыва с одной актрисой, - не более, чем красивая сказка для публики.
А пять лет спустя, уже умирая от СПИДа, Либераче звонит Торсону, на тот момент скромному работнику почтового отделения, и слабым голосом просит его приехать. Скотт приезжает, и слышит от Либераче, что тот ни с кем больше не был так счастлив.
“Важно, чтобы люди понимали, что Либераче не был яркой пустышкой, он был очень талантливым и глубоким музыкантом. И в то же время – великим шоуменом. А такое сочетание встречается крайне редко”, говорит Стивен Содерберг.
Режиссер также вспоминает, что когда он читал книгу Торсона, его поразило то, что звездный пианист-шоумен и его молодой компаньон обсуждали те же темы, что и заурядная семейная пара, несмотря на обстановку и обстоятельства вокруг. Содерберг подчеркивает, что происходившее между Либераче и и Торнсоном было долгими и серьезными отношениями, а не короткой интрижкой. Вместе с этим, Содерберг совершенно не идеализирует своих героев, и талантливый виртуоз Либераче в своем роде все-таки монстр, да и Торнсон тоже - не маменькин сынок.
Несомненно, фильм всколыхнет, а точнее уже всколыхнул очередную волну обсуждения однополых отношений. Либераче всю свою жизнь скрывал, что был геем, в 50-ых годах он выиграл дело у одной из британских газет, разместивших статью о его гомосексуальности. В 1970-ых и 80-ых он продолжал подеtрживать иллюзию гетеросексуальности и держал втайне свои отношения со Скоттом Торнсоном. Когда Торнсон во время разрыва рассказал, что Либераче – гей, тот продолжал все отрицать.
Это одна из вещей, которая привлекла продюсера Джерри Вайнтрауба в проекте Содерберга: «Я хотел взяться за этот фильм еще и потому, чтобы показать, как мы выросли, показать прогресс человечества, нашей страны и многих людей в мире в вопросе гей-отношений. Однополые союзы сейчас официально признаны и разрешены в ряде стран. Быть геем перестало быть социальной стигмой», говорит 75-летний Вайнтрауб, отец четверых детей.
Стивен Содерберг тоже надеется, что отношение к однополым союзам в будущем кардинально измениться. “Вспомните, еще 50 лет над в Соединенных Штатах не было Закона о гражданских правах (принятый в 1964 году Акт запретил расовую дискриминацию). А сейчас он – часть нашей ДНК”. Знаменитый режиссер не сомневается, что то же самое случится и с отношением к гей-союзам. Содерберг уверен, что через какое-то время люди будут, вспоминая остроту гей-вопроса в начале XXI века, говорить: «Собственно, а чего это они?».
Журналисты горячо аплодировали фильму Содерберга и после показа, и во время пресс-конференции. Критики фильм очень хвалят и говорят, что Майкл Дуглас сыграл лучшую роль в своей жизни, более чем достойную Оскара. Фильм потенциально может стать и претендентом на золотую статуэтку в номинациях Лучший фильм, Лучшие костюмы и Лучшая роль второго плана (за роль пластического хирурга, которую сыграл Роб Лоув). Хотя вопрос, сможет ли фильм, американская премьера которого состоялась не на большом экране, а на телеканале, остается пока открытым. Ну а какое место фильм занял в рейтинге каннских фаворитов, узнаем уже завтра.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.