Власник сторінки
Главный редактор Корреспондент.net
Из того, что могло бы стать самым обычным боевиком, Рефн делает настоящую греческую трагедию
Сперва обласканный венециями и
сандансами, Николас Виндинг Рефн в 2011 году стал лучшим режиссером в
основном конкурсе Каннского кинофестиваля за свой фильм Драйв с Райаном
Гослингом. В этом году культовый датский режиссер - снова на Круазетт, в
это раз со своей картиной Только бог простит, главную роль в котором
снова играет тот же Гослинг.
Фильм сегодня показывают в основном конкурсе Канн.
Итак,
сюжет. Клуб тайского бокса в Бангкоке, который служит прикрытием для
достаточно успешного наркобизнеса. Клубом управляют два
брата-американца, старший, брутальный Билли, и младший, очень
немногословный Джулиан. Кстати, герой Гослинга за весь фильм произносит
от силы десять предложений.
Билли в порыве гнева убивает
16-летнюю уличную проститутку, и сразу же после этого убивают его.
Вокруг этой завязки и раскручивается, как маховик насилия, сюжет этого
фильма, местами очень кровавого, местами - очень красивого, местами –
даже смешного, и, несмотря на немалое количество крови в кадре, очень
даже философского.
В Бангкок из США прилетает мать Билли и
Джулиана, Кристал, чтобы расквитаться с убийцами старшего, любимого сына
и забрать его тело домой. Она требует от Джулиана отомстить за смерть
брата, но все оказывается не так просто, как она предполагала. Все дело в
полицейском по имени Чанг, который в какой-то мере считает себя
Всевышним, и действует соответствующе – вершит судьбы людей по своему
усмотрению.
Режиссер Рефн рассказывает, что сперва хотел снять
историю о том, как человек собирается бороться с богом, однако потом
фильм превратился в историю матери и сына. И человека, который считает
себя богом. В фильме три главный персонажа, каждого из которых можно
назвать центральным.
Из того, что могло бы стать самым обычным
боевиком, Рефн делает настоящую греческую трагедию в тайском антураже, в
городе, некоторые углы которого прямо дышат насилием. Отношения матери,
у которой убили любимого старшего сына, со вторыми. Эдипов комплекс и
полицейский – богочеловек, который сам решает, кого как наказать - и о
каком-то правосудии в каноническом понимании это слова, не говоря уже о
законодательстве, можно забыть сразу.
Мать Джулиана Кристал,
главу некоей преступной организации в США, великолепно сыграла блестящая
британская актриса Кристин Скотт Томас. Ее роль очень далека от тех
аристократических образов, в которых ее привыкла видеть, и за которые
очень любит публика.
Рефн называет героиню Скотт Томас, Кристал,
смесью Леди Макбет и Донателлы Версаче. А еще “страшной сукой” (это не я
сказала:). Когда Джулиан приходит на ужин к матери с проституткой,
которую попросил сыграть роль своей девушки, она сыпет такими
насыщенными матерными конструкциями и говорит такие вещи, что уши
заворачиваются. Как любой режиссер, на которого в той или иной мере
повлиял фон Триер, Рефн очень легко переступает через табу, и вкладывает
в уста Кристал сказанные при младшеи сыне Джулиане слова о том, что у “убитого Билли был
такой большой член. У Джулиана тоже немаленький, но у Билли был просто
огромный”. Джулиан молчит, его спутница тоже. А зритель раздумывает о
характере отношений между матерью и старшим сыном, подозревая инцест.
Кристин Скотт
Томас, которую мы не раз видели в образе английской аристократки,
признается, что жуткие ругательства, вылетающие изо рта ее героини,
произносить было достаточно сложно. Но она–
превосходная актриса. Надо сказать что справилась она со своей задачей
прекрасно, будто всегда только так и разговаривала. Для тех, кто не
боится крови на экране, советовала бы посмотреть новый фильм Рефна ради
нее.
Сотрудничество с Гослингом второй фильм подряд –
случайность, за которую режиссер благодарит судьбу. Актер, который
изначально должен был играть главного героя Джулиана, фактически в
последний момент отказался от роли, и Рефн обратился к невероятно
востребованному сейчас Гослингу. А он взял – и согласился.
Кстати,
герой Гослинга за весь фильм произносит от силы десять предложений.
Рефн говорит, что Джулиану язык молчания в его фильме подходит гораздо
больше, чем если бы он говорил без умолку.
В фильме на самом
деле очень мало диалогов. Поэтому Рефн использует другие средества для
того, чтобы показать характер героев. Помимо молчания, это движения
героев и пространство, в котором происходит действие.
Конечно,
отдельно стоит отметить игру тайского актера Витхайи Пансрингарма,
сыгравшего полицейского по имени Чанг и бога по совместительству. Рефн
рассказывает, что когда ехал в Бангкок на кастинг, с ужасом думал о том,
как долго придеться искать актера на роль Чанга в стране, где у
представителей этой профессии обычно нет актерского образования. Но
Пансрингарм, снявшийся до этого в нескольких негромких проектах у
западных режиссеров, пришел на кастинг в числе первых. И хотя пробы у
него были не самые лучшие, Рефн сразу понял - вот он, нужный человек. И
правда, сложно представить, что Чанга мог сыграть кто-то другой.
Сошел
ли человек человек-бог в картине с ума, или не сошел, каждый решает для
себя, Рефн моралей не читает. После
показа фильма сегодня утром в зале кто-то засвистел, но свист в
конечном итоге перекрыли аплодисменты, которых было в разы больше. Хотя
картина здесь, в Каннах, некоторым очень не понравилась.
Между
тем, каннское жюри, естественно, во время фестиваля с прессой на тему
“кто лучше” не общается, так что пока можно строить догадки и считать
звездочки в рейтингах кинокритиков напротив каждого показанного фильма. И
ждать воскресенья, когда Каннский кинофестиваль назовет своих
победителей.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.