В этот день в 1884 году появился на свет Исаак бен-Цви Шимшелевич, вошедший в историю как второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви. А ведь он мог и не занять этот пост, если бы его согласился занять Альберт Эйнштейн.
Возмутитель спокойствия еврейской Полтавы
Семья Шимшелевич не была в Полтаве среди первых. Землевладельцами им,
сами понимаете, закон быть запрещал, в списке крупных фабрикантов их
тоже не найти, а место властителей дум было уже накрепко занято
Владимиром Короленко и шифровавшимся под псевдонимом «Панас Мирный»
статским советником Афанасием Рудченко. Впрочем, литератором со временем
станет младший брат нашего героя Аарон, известный как ивритский автор
Ахарон Ревуени.
Не была эта семья и среди еврейской бедноты губернского города. Оба
сына окончили гимназию и поступили в университеты, а их родитель, Цви
Рувен-Израилевич Шимшелевич, как сообщает местная пресса рубежа прошлого
и позапрошлого веков, регулярно оказывал материальную помощь
в проведении свадеб.
Семейство было религиозным, и в местной синагоге его хорошо знали.
Дети, прежде чем попасть в гимназию, учились в хедере (начальной школе),
но вполне овладели русским языком и иными знаниями, необходимыми
для обучения в светских учебных заведениях.
Что же представляла собой Полтава и окружавшая её в тот год огромная
губерния в плане еврейской жизни в тот год, когда гимназисту Исааку
Шимшелевичу было тринадцать лет?
Перепись населения 1897 года даёт на этот вопрос исчерпывающий ответ.
В Полтавской губернии процент еврейского населения был наименьшим
во всей черте оседлости —111 417 евреев или 4% всего населения региона.
Большинство евреев жили в городах (80 999 человек), из них
в Кременчуге — 29 768 (из 63 тыс.) человек, в Полтаве — 11 046 (из 53,7
тыс.) человек, в Ромнах — 6 378 человек, Переяславе — 5 754 человека,
Прилуках — 5 717 человек, Пирятине — 3 166 человек.
В то время основным занятием евреев в Полтаве и других городах этого
края была торговля, в основном зерном и другими сельскохозяйственными
продуктами. Среди местных евреев было много ремесленников и мелких
промышленников, которым принадлежали мельницы, маслобойни, лесопилки
и кирпичные заводы. Всего в Полтавской губернии имелось: хедеров — 443,
еврейских начальных школ и училищ — 43 с общим количеством учащихся
4 811.
Неравнодушие к общественной жизни Исаак получил в наследство от отца.
С молодых лет он обязательно постоянно или основывал партии
и общественные организации, или состоял в уже готовых далеко не рядовым
членом.
В ту пору в еврейской среде были особенно модны разные направления
социализма — и всемирно-космополитические, и сугубо национальные.
Будущий президент не стал ни эсером (слишком опасно для мальчика
из хорошей семьи), ни русским эсдеком (большевики и меньшевики его
отталкивали своим атеизмом), а стоял у истоков еврейской партии «Поалей
Цион», будучи студентом университета св. Владимира. В этой партии он
подружился с будущим советским писателем Самуилом Маршаком.
К тому времени он уже побывал в Иерусалиме. Пока только как турист.
В 1905-1906 годах евреи Полтавы могли праздновать зримые победы:
в губернском и нескольких уездных городах не было погромов. Местная
полиция приняла необходимые предупредительные меры. Во многом
постаралось и местное население.
Газета «Полтавщина» от 8 ноября 1905 года писала: «Жители Лохвицы
решили не допускать у себя погрома. Была учреждена городская охрана, где
сплотились обе нации (евреи и русские), еврейские лавки были закрыты
на все время военного призыва. Были вызваны солдаты. Провокационные
попытки не удались, и все стихло».
13 ноября 1905 года она же сообщала: «М. Яготин, Пирятинского уезда.
Пристав Лавговский вменил в обязанности стражников охранять евреев.
Отнял у разных людей награбленные товары при погроме в Киеве. Честь
и хвала ему».
Там же сообщалось, что в м. Борисполь Переяславского уезда местные
крестьяне погрома не допустили — две недели охраняли порядок. Когда
в день предполагавшегося погрома явился пристав, крестьяне уличили его
в подстрекательстве к погрому и на сходе единогласно постановили
предоставить волостному старшине, а не приставу определять время работы
винных лавок.
А вот в Кременчуге погром был кровавым. Разграблено 200 домов, 60
лавок, были убитые, 40 раненых. И только войска приостановили
беспорядки, продолжавшиеся три дня.
Та же «Полтавщина» в номере от 4 ноября 1905 года писала, что
в Ромнах сгорели дома евреев, русско-еврейская библиотека с редкими
книгами. «Достаточно было 2-3 христиан, чтобы отстоять любой дом,
но таких не нашлось. Почти все интеллигентное общество сочувственно
смотрело на действия хулиганов. Некоторые домовладельцы безжалостно
выгоняли своих жильцов-евреев. Порядочными и честными людьми оказалась
кучка рабочих», — говорилось там.
Что же делал в те годы Исаак Шимшелевич? Участвовал в собраниях
молодёжи, поддерживал на выборах в Первую Думу адвоката Григория Иоллоса
(пусть и кадет, но какой-никакой еврей) и готовился к созданию отрядов
самообороны, не раз заявляя (так, чтобы это дошло и до вероятных
погромщиков): «Живыми мы им не сдадимся!».
Дошло не только до потенциальных погромщиков, но и до пристава. В
доме Шимшелевичей полиция обнаружила склад оружия, и Цви
Рувен-Израилевич вместе с семьёй отправился в сибирскую ссылку, откуда
смог выбраться в Палестину только в 1922 году. Сам Исаак успел вовремя
бежать в Вильно и вскоре объявился в Германии, а затем и Швейцарию.
В эпицентре борьбы
В 1907 году Ицхак Шимшелевич эмигрировал в Палестину, принадлежавшую
тогда Османской империи. В том же году он был делегирован на Восьмой
Сионистский Конгресс, состоявшийся в Гааге, от партии «Поалей Цион».
С тех пор и начинается его политическая карьера уже
под ивритизированной фамилией Бен-Цви. Так он стал одним из инициаторов
кампании, подразумевающей начало жизни на исторической родине с чистого
листа.
«Наши фамилии в основном иностранного происхождения […] даже
основанные на еврейских именах, были повреждены и искажены по сравнению
с оригиналом […] немецкими и английскими суффиксами, такими как «son»
или «sohn» и славянскими «in», «ovich», «ovsky» и «shvili», — писал он,
уже будучи главой государства.
До конца своих дней он был за то, чтобы старая жизнь и всё, что
связано с униженным гетто, осталось в Галуте (странах отъезда). Точно
так же он всю свою жизнь, как убеждённый социалист, ненавидел роскошь
и излишества.
В 1909 году он познакомился с Рахель Янаит, бывшей в местечке Малин
Киевской губернии Голдой Лишанской, на которой женился в 1918 году.
Вместе они участвовали в формировании организации Ха-Шомер, ставшей
основой самообороны еврейских поселений от набегов арабских соседей. У
них родилось два сына, один из которых погибнет на войне
за независимость Израиля
В 1909 году партия Поалей Цион направляет Ицхака в столицу империи
Константинополь, где он не только доучивается на юриста, но также
устанавливает связи с еврейскими общинами и лидерами еврейского рабочего
движения. Там он подружился с Давидом Грюном из Плоньска и Моше
Чертоком из Херсона. Впоследствии они станут первым и вторым
премьер-министрами Израиля — Давидом Бен-Гурионом и Моше Шаретом.
В 1910 году Бен Цви вместе с Рахель Янаит основал первый печатный
орган социалистического движения на иврите в Земле Обетованной — газету
«Ахдут» (Единство). В 1915 году издание было закрыто османскими
властями, а Бен-Цви вместе с Давидом Бен-Гурионом арестован и выслан
из Палестины в соседний Египет.
Вскоре они переехали в США, а перед началом британского наступления
в Палестине Бен-Гурион и Бен-Цви развернули в США агитацию за вступление
в добровольческие еврейские батальоны в рядах британской армии (так
называемый Еврейский легион) и сами среди первых добровольцев в 1918-м
прибыли в Египет, а оттуда — в Палестину с войсками генерала Алленби. В
отличие от них их друг Черток (Шарет), оказался верен османам и сражался
под командованием Кемаль-паши, будущего президента Ататюрка.
В 20-30-х годах Бен-Цви принимал активное участие в сионистском
движении, а с момента создания представительного органа еврейской общины
британской подмандатной Палестины — Ва'ада леумми в 1920 году сначала
был его членом, затем председателем (1931) и, наконец — президентом (с
1945 года). Ицхак участвовал не только в этом органе. Он также был
и партийным, и профсоюзным лидером. Список организаций, которые он
основал и в которых состоял, занял бы не одну страницу убористого
текста.
В 1927 году он был впервые избран в городской совет Иерусалима,
но после погромов 1929 года ушел в отставку в знак протеста против
позиции арабского руководства мэрии. В сентябре 1934-го года Бен-Цви был
вновь избран в горсовет.
Разумеется, в 1948 году он присутствовал на том собрании
в Тель-Авиве, где была провозглашена независимость Израиля, а затем
оказался среди депутатов Кнессета первых двух созывов. А дальше начался
следующий этап в его жизни.
Вместо Альберта Эйнштейна
В 1952 году скончался первый президент Израиля Хаим Вейцман. На его
место называлась одна фамилия — Альберт Эйнштейн. Автор теории
относительности был неравнодушен к Израилю и активно поддерживал
развитие науки на Земле Обетованной.
«Вплоть до недавнего времени я жил в Швейцарии, и пока был там, я
не сознавал своего еврейства, — писал Эйнштейн. — Когда я приехал
в Германию, я впервые узнал, что я еврей, причем сделать это открытие
помогли мне больше неевреи, чем евреи…
Тогда я понял, что лишь совместное дело, которое будет дорого всем
евреям в мире, может привести к возрождению народа. Если бы нам
не приходилось жить среди нетерпимых, бездушных и жестоких людей, я бы
первый отверг национализм в пользу универсальной человечности».
Однако предложение стать главой государства, по мнению самого
ученого, сделали ему по-хамски — через газетную публикацию и без
каких-либо предварительных консультаций с самим Эйнштейном. Затем к нему
обратился премьер Бен-Гурион, но великий учёный уже принял своё
решение.
Эйнштейн ответил: «Я глубоко тронут предложением государства Израиль, но с сожалением и прискорбием должен его отклонить».
Ученый объяснил свой отказ тем, что он просто не имеет необходимого для этой должности опыта, особенно опыта работы с людьми.
«Всю мою жизнь я имел дело с объективной реальностью, поэтому у меня
нет как естественной склонности, так и надлежащего опыта обращения
с людьми и выполнения обязанностей, возлагаемых на официальных лиц, —
объяснял он. — Меня еще больше огорчают эти обстоятельства, поскольку
моя принадлежность к еврейскому народу стала для меня самой прочной
социальной связью, когда я с абсолютной ясностью осознал, сколь
ненадежно наше положение среди других народов мира».
Премьер, узнав об отказе, сказал своему помощнику: «Скажите мне, что
делать, если он согласится! Я должен был предложить ему этот пост,
потому что иначе сделать было нельзя. Но, если бы он согласился, нас
ожидали бы неприятности».
Двумя днями позже, когда посол Абба Эвен столкнулся с Эйнштейном
на торжественном обеде в Нью-Йорке и был рад, что вопрос уже исчерпан:
великий физик явился туда без носков. А теперь представим себе, что
в таком виде глава государства принимает зарубежного гостя…
Но Израилю был нужен президент. Должность эта, хоть и лишённая
реальных полномочий, требовала, чтобы её занял человек заслуженный
и пользующийся непререкаемым авторитетом в стране. Таким и был Ицхак
Бен-Цви.
Более того, его, единственного в истории страны, переизбирали
не только на второй, но и на третий срок (1957, 1962). После войны
за Независимость Иерусалим оказался разделенным на две части, старый
город и арабские кварталы захватила Иордания, и единственным местом,
откуда можно было увидеть Стену плача, оказалась крыша Горницы Тайной
Вечери. Здесь президент Бен-Цви устроил свою приемную, в которой
встречал посетителей и писал научные труды по этнографии.
В июле 1962 года финансовый комитет Кнессета провел заседание,
повестка дня которого была курьёзной: как повысить зарплату президенту
против его воли. Жалование главы государства ни разу не увеличивалось
с момента, как десятью годами ранее Бен-Цви занял этот пост. В итоге он
зарабатывал на 40% меньше, чем его водитель, и возражал против повышения
ему зарплаты, но комитет тем не менее выступал за увеличение денежного
довольствия главы государства.
В послании главе финансового комитета Исраэлю Гури президент так
объясняет свой отказ от повышения жалованья: «С момента вступления
в должность президента я наблюдаю за явлением стремительного повышения
стандартов потребления среди наших граждан. Эту тенденцию я считаю
опасной и угрожающей экономической независимости нашей страны. С моей
точки зрения, мы должны в первую очередь заботиться о двух вещах:
о репатриации наших собратьев в Израиль и их абсорбции здесь и о
повышении уровня нашей национальной безопасности — с учетом внешних
угроз, с которыми сталкивается наша страна. Учитывая эти обстоятельства,
мы не имеем морального права думать в первую очередь о повышении
собственного благосостояния. Поэтому лично я выступаю против повышения
мне зарплаты и надеюсь, что это послужит примером другим».
Финансовый комитет проигнорировал желание президента и повысил ему
зарплату, но Бен-Цви жертвовал часть ее в фонд, занимавшийся изучением
и публикацией оригинальных источников по истории еврейского народа.
Близкие вспоминали, что больших усилий стоило заставить его купить новый
костюм или пару обуви — даже если этого требовал его публичный
президентский статус.
«У меня и так слишком много ненужной одежды, — говорил он, — лучше я
раздам ее бедным. Новые костюмы мне совершенно ни к чему. У меня есть
две пары ботинок, но ношу я только одну, а вторая стоит просто так».
23 апреля 1963 года Ицхак Бен-Цви умер. В День Независимости,
отмечавшийся неделю спустя после смерти президента, флаги, вывешенные
в честь торжества, были приспущены — это беспрецедентный в истории
Израиля случай.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.