Покровские храмы Харьковщины

21 жовтня 2021, 14:47
Власник сторінки
Политолог и журналист
0
Покровские храмы Харьковщины

На территории Харьковской области Покровских храмов немало. Мы же обратим внимание на те из них, которые оставили свой след в истории или являются, как сейчас модно говорить, «местом силы».

Единственный топоним


В Чугуевском районе есть село Новопокровка. Казалось бы, где-то рядом должна быть Старо-Покровка или Покровка, но на современных картах ничего похожего не найти. И полтора века назад не было. А между тем епископ Филарет (Гумилевский) более 170 лет назад поведал такую историю: «Ново-Покровское самим названием своим указывает на Старо-Покровское. В самом деле в переписной Чугуевской книге 1712 года видим: «Села Покровского церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы; у той церкви поп Тимофей, Прохоров сын, Попов, по сказке его 24». Далее показывается один причетник. Тоже в Чугуевской переписи 1710 года, где священником Покровского прихода показан Елисей Прохоров и два причетника; в Чугуевской переписке 1701 года видим священника того же села Прохора, а в переписке 1688 года Покровское называется селом. В переписи 1710 года жителями села Покровского показаны люди полковой сотенной службы (8 семей), дети боярские (21 семья), солдаты прежние (2 семьи), солдаты второй статьи (6 семей), отставные из разных чинов (24 семьи), гулящие люди (10 семей). Такой состав прихожан, вместе с зависимостью их от Чугуевского управления, показывает, что эти поселенцы перешли сюда из Московской земли и что население Покровского принадлежит ко времени давнему. По писцовой Чугуевской книге 1647 года видно, что земли Старо-Покровского отведены боярским детям Чугуевской службы в 1647 году. По переписке Чугуевской, Покровское с именем села встречается в 1657 году. Таким образом, построение первого храма Старо-Покровского относилось, вероятно, к 1650 году.
Село Старое Покровское находилось на берегу Уд, на правой стороне, а принадлежащие к нему деревни Подари и Лаптево, с их детьми боярскими, находились на левой стороне Уд, на берегу реки. При начале новых военных поселений часть покровцев и деревни Подари и Лаптево переселены версты за четыре от берега реки Уды, и таким образом составилось Ново-Покровское поселение. В 1825 году в Ново-Покровском построена часовня и сюда перенесена церковная утварь Старо-Покровской церкви; сюда же поступили и метрики её, начинающиеся с 1776 года.
В 1841 году в Ново-Покровском создан и освящён деревянный храм, по-прежнему в честь Покрова Богоматери».
В советское время храм был снесён и восстановлен только в 1995 году.

«Место силы» Харькова



Духовным центром Харькова, своего рода «местом силы» вот уже почти три столетия является Свято-Покровский монастырь. Здесь находится самое старое сохранившееся здание Харькова, с ним связаны многие выдающиеся люди разных времён.
Каменное здание Покровского собора было построено за пределами тогдашних границ Харьковской крепости, вблизи её северной стены, в 1689 году — взамен деревянной Покровской церкви, известной ещё с 1659 года. В том же 1689 году храм «в два этажа, четырьмя ярусами, 23 сажня высотою» освящён белгородским митрополитом Авраамием. И с тех самых пор его внешний вид существенно не менялся. В нижнем храме была фамильная усыпальница рода Квиток, а также захоронения харьковских епископов — от Христофора (Сулимы) до Арсения (Брянцева), преставившегося в 1914 году. До переноса его праха в Новочеркасск в 1911 году здесь же был погребён генерал от кавалерии, герой вой­ны 1812 года граф Василий Орлов-Денисов.
Архиепископ Филарет (Гумилевский) в 1859 году писал: «Харьковский Покровский монастырь, бывший училищный, ныне архиерейской кафедры, основан в 1726 г. преосвященным Епифанием, епископом Белгородским. Он расположен на берегу Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань на случай осады Харькова татарами.
До 1799 г. он был училищным монастырем; ректор Харьковского коллегиума был вместе настоятелем сего монастыря, и коллегиум находился в стенах монастыря.
С открытием архиерейской кафедры в Харькове он назначен для пребывания в нем харьковского преосвященного с монашествующими, необходимыми для дома его».
Вместе с монастырём был открыт коллегиум — главное учебное заведение Слободской Украины. В первые годы в коллегиуме обучалось около 400 человек, со временем число учащихся возросло вдвое. Григорий Сковорода там преподавал поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие. В Коллегиуме учились будущие академики
М. Т. Каченовский, Я. В. Толмачёв, И. А. Двигубский, а также создатель первого полного поэтического перевода «Илиады» на русский язык Н. И. Гнедич. После образования университета на базе коллегиума были созданы духовная семинария и гимназия.
Монастырь до указа Екатерины ІІ о секуляризации церковных земель был одним из крупнейших землевладельцев. Еп. Филарет писал: «Училищному монастырю принадлежали 3076 дес. земли с 650 приписными черкасами, 50 мельничных колес, 3 винокуренных завода, скотные дворы, сады. Имения его были в Валковском уезде дер. Рубановка — дар вдовы валковского сотника и есаула Рубана, слоб. Песочки и Замосский Кут — дар фельдмаршала кн. Голицына; в Харьковском — хутора Клочко, Липецкий, Немышлянский, Шаповаловский, Даниловский, Череватый, пустоши Уставникова и Куленговская, Гринцов рог и деревня Гуки, приобретенная за деньги преосв. Епифанием; в Змиевском уезде — хутор Вопяховский».
После того как император Павел выделил Харьковскую епархию из Белгородской, в монастыре появилась резиденция епископа, затем архиепископа и митрополита. В 1799 году сюда прибыл первый местный архипастырь — епископ Христофор (Сулима). И ее центр там был до закрытия монастыря в 1922 году.
До 1992 года монастырь не жил. В архиерейском доме и здании Жирардовской мануфактуры квартировал исторический музей, в Озерянской церкви, лишенной глав, находился архив, а в братском корпусе — Дзержинский райвоенкомат. После тяжелых разрушений 1941 года собор был восстановлен только внешне. Внутри его начали восстанавливать энтузиасты во главе с Владимиром Смоленским. Немало лет потребовалось, чтобы все монастырские здания вернули себе и прежний вид, и исход­ное назначение.

В окрестностях Харькова


В ближних пригородах губернского города издревле было два Покровских храма. Один из них уже в городской черте, в Большой Даниловке. Новый храм был построен в 1760 году — огромный каменный с пятью куполами трех—престольный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, великомученика Георгия Победоносца и Ахтырской иконы Божией Матери.
В 1927–1933 годах этот храм начали разрушать: с колокольни были сброшены колокола вместе со звонарем. В 1944–1946 г.г. церковь была взорвана, а остатки кирпича были использованы для строительства дороги к воинской части.
По просьбе жителей поселка Даниловка Киевский райисполком Харькова своим решением от 19 июля 1990 года передал часть старого здания общине и зарегистрировал как «Религиозная Община Украинской Православной Церкви г. Харькова, пос. Большая Даниловка». Оно было построено еще в XIX веке. Там находилась школа до 70-х годов XX века, до 1985 года здание занимал местный клуб и отделение милиции, после чего оно было передано объединению «Промтовары-I» и столярному кооперативу. Первый молебен был совершен 14 октября 1990 г. в день праздника Покрова.


Одноимённый храм в Безлюдовке имеет куда более долгую и счастливую историю.
В книге епископа Филарета «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» указано, что первый Безлюдовский храм «построен не позже 1660 года». Но местный историк Василий Кисиленко отыскал источники XVII столетия, по которым видно, что 1660 год является ошибочным и Безлюдовки до 1681 года не было, а первая безлюдовская деревянная церковь была построена лишь в 1680-х годах. Также в книге Филарета написано, что в 1741 году священник Яков Михайлов и атаман Василий Буцкий испрашивали благословение на построение нового деревянного храма. В этом же источнике указано, что метрические записи этого прихода начинаются с 1725 года. Нынешняя каменная церковь построена в 1861 году на средства прихожан. В этом виде мы её и знаем.

В уездных городах


Покровский собор был когда-то и в Купянске. Как утверждает епископ Филарет, первый соборный храм в Купянске построен около 1662 года. «По актам Святогорского монастыря 1694 года известен «г. Купянца Покровский священник Стефан». В 1702 году построен был в Купянске деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и был возобновлен в 1760 году, существовал до 1802 года, то есть сто лет. В 1802 году заложен был трехпрестольный каменный храм, который окончен в 1822 году и тогда же освящен главный престол его в честь Покрова Богоматери. При сооружении сего величественного храма особенное усердие прилагал протоиерей Сергей Соколовский и прихожанин помещик Яков Иванович Кашинцов. В 1824 году освящен в сем новом храме другой престол во имя Святителя Николая Чудотворца Мурликийского… В 1836 году освящен третий престол во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, который заменил собою бывший в Купянске Петропавловский храм, упраздненный за ветхостью», — сообщает он.
Этот красавец-собор также пал жертвой атеистической кампании.
Был Покровский храм и в Змиеве. «…Нет сомнения, что Покровский храм в Змиеве существовал прежде 1668 г. или до опустошения Змиева шайками Брюховецкого. Потому, если в деле 1717 г. священник Назарий Иванов, по акту 1677 г. Поповский староста, называется строителем Змиевского Покровского храма, то это значит, что первый Покровский храм во время бунта Брюховецкого был сожжен или разрушен, и О. Назарий был строителем второго Покровского храма…
В 1805 году преосвященный Христофор Сулима по просьбе граждан, согласно с Высочайше конфирмованным планом города, благословил, вместо бывших тогда в сем городе деревянных церквей – Троицкой, Покровской и Петропавловской, соорудить каменным зданием одну Соборную церковь во имя Св. Живоначальной Троицы, с двумя приделами: Покрова Пресвятой Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла», — сообщает епископ Филарет.

Трудами местных землевладельцев


Дворянство Харьковской губернии серьезно вкладывалось в постройку и ремонт храмов, находившихся в их владениях. Особенно постарались вдовы генералов и местных помещиков.
Пархомовка была передана Екатериной Великой графу Ивану Подгоричани за подвиги этого сербского уроженца в Семилетней и русско-турецкой войнах. Попал же на Слобожанщину этот православный граф с патентом Венецианской республики, женившись на местной дворянке Варваре Шидловской.
Граф Подгоричани построил обширный храм с пятью куполами и тремя престолами на месте старой деревянной церкви 1704 года. После его смерти в 1779 году графиня Варвара построила каменный храм, который был освящён в 1808 г. Следующая церковь Покрова Богоматери с приделом Святого Виктора была построена в 1903—1907 гг. по замыслу инженера, крупного промышленника, благотворителя Виктора Фёдоровича Голубева.



В 1948 г. храм закрыли, а затем начали использовать под склад сахарного завода. 9 июля 1993 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима храм открыли заново.
В Старой Водолаге красавец-храм также облагородила генеральская вдова Мария Дмитриевна Дунина-Барковская, урождённая Норова. Она осталась в истории как дочь и бабушка харьковских губернаторов (Дмитрия Норова и Александра Сиверса), а также губернаторши Миндоры Мухановой, урождённой Сиверс. Её портрет, рядом с парадным портретом мужа, работы Боровиковского, украшает Третьяковскую галерею.
Вот что поведал Н. Башкирцев в своих вышедших в 1900 году записках: «Она словно весь свой век была важной вдовой с большой семьей; единственный сын её был убит под Бородином, но у неё выросло 6 дочерей. Мария Дмитриевна была не только богатой и знатной барыней, но была умной женщиной, гостеприимной хозяйкой и прекрасной матерью. Она отлично воспитала и пристроила всех своих дочерей, красивых и некрасивых, и, несмотря на молву, не Бог знает каких богатых».


Бабушка прожила во вдовстве 46 лет и воспитывала внука Сашу Сиверса, а также его братьев, сестер и кузенов. Ей довелось не только пережить потерю сына, адьютанта фельд­маршала Кутузова, но и увидеть карьерный рост зятьев и внуков. В николаевское царствование она продала принадлежавший ей в Харькове участок земли, именовавшийся Дунинской левадой. Там и разместился Благовещенский базар.
Именно она вместо существовавшей с 1676 года деревянной Покровской церкви построила каменную. В храмозданной грамоте, данной Воронежским епископом Тихоном в 1773 г., майор Александр Андреевич Дунин получил благословение построить на другом месте новую церковь вместо обветшавшей Покровской. Ни он, ни его племянник Иван Петрович так и не довели сие богоугодное дело до конца. В 1821 г. освящена каменная церковь колокольней; строительницей ее была помещица генерал-аншефша Марья Дмитриевна Дунина. За состоянием храма следили сначала её внук, граф Александр Сиверс, а потом его зять князь Дмитрий Фёдорович Голицын и его потомство.
В селе Огульцы неподалёку от Валок помещица Надежда Соколовская в 1821 г., по свидетельству епископа Филарета, «пожертвовала на ризы с прибором 145 р. сер., в 1825 г. на возобновление храма — 140 р. серебром, 1828 г. на сооружение новой деревянной колокольни — 1145 р. серебром, а в 1830 г. на дароносный и напрестольный кресты — 100 р. серебром».
В селе Коротич Харьковского уезда в 1845 г. на деньги, завещанные помещицей Степанидой Базилевской, был построен каменный храм в едином здании со звонницей. Сразу после установления советской власти запрещены были там регистрации браков, рождения и смерти, а в марте 1922 г. были отобраны ключи от храма у священника и старосты. До 1924 г. храм был закрыт. 2 апреля 1924 г. состоялось собрание верующих, на котором были избраны: голова церковной Рады, секретарь, кладовщик. В начале 30-х годов были сняты колокола.
После создания колхоза храм был переделан в клуб – сняли купола и перестроили крышу. В начале апреля 1971 г. по недосмотру киномеханика там возник пожар. Руины снесли, и на этом месте появилась танцплощадка.

Новый храм


Свято-Покровский храм в пос. Сахновщина был заложен в июле 1990 года и 12 апреля 1992 года был освящен Никодимом, митрополитом Харьковским и Богодуховским. Ранее этот приход находился в с. Ново-Александровка. В связи с неудобным транспортным сообщением и аварийным состоянием дома, собранием Церковного Совета при настоятельстве о. Георгия Шевцова было принято решение обратиться в Уполномоченный Совет по делам Православной Церкви при Харьковском облисполкоме, с просьбой разрешить приобрести участок в пос.Сахновщина для строительства нового храма.
Новые храмы открываются в сёлах области, там, где раньше их не было или следы старых церквей утеряны.

Время
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Харьковская область
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.