Демократия в Древней Греции
Чтобы выжить
человеческое общество должно организовываться и управляться. Главный вопрос –
как это реализовать наиболее эффективно.
В древности
каждый человек был членом племени, которое защищало его от враждебного
окружения. Если человек изгонялся из племени, у него практически не было шансов
выжить или не попасть в рабство. Племя
управлялось вождём, которого «демократически» избирали все вооруженные
члены племени.
Если сейчас
спросить любого: «Что такое демократия и ради чего она?», то не получишь
внятного ответа. Скажут: «Ну, это когда ходят на выборы и избирают». Более
«продвинутые» добавят: «Ну, это ещё и разделение властей».
Выясняется
также, что, оказывается, есть много «демократий». Ленин говорил о лицемерной
«буржуазной демократии» и противопоставлял ей «социалистическую демократию».
Сейчас говорят о «либеральной демократии», которую хотят внедрить по всему миру,
и противопоставляют её «авторитарной демократии». Другие утверждают – демократия
это процедура, хотя не уточняют, как честно реализовать эту «процедуру». По
этому поводу чётко сказал товарищ Сталин: «Важно не то, как голосуют, а то, как
считают». Некоторые говорят о некоторой гипотетической «истинной демократии»,
при которой всем будет так хорошо, как в царствии небесном.
При этом неявно
предполагается, что решение, принятое «демократически» голосованием всех
граждан и будет самым лучшим и правильным. Но, такое решение может быть не
только лучшим, оно может быть просто гибельным для общества. Действительно,
ведь подавляющее большинство населения живёт повседневными мелкими нуждами,
заботится о пропитании своём и своей семьи. Как же можно рассчитывать, что это
большинство может дать правильные ответы на принципиальные и стратегически
важные для развития и существования общества вопросы?
Демократия, как
и само это слово (власть народа) возникло в Древней Греции. Греки в древности
не создали единого государства. Они жили в городах-государствах или полисах. Эти
полисы зачастую враждовали или объединялись в союзы. Население полисов с прилегающей округой
обычно составляло несколько сотен человек. Крупных полисов, таких как Афины и
Спарта, в которых проживало десять и более тысяч человек, было мало.
В полисах, где
была демократическая форма правления, все решения принимались на собраниях тех,
кто был гражданином этого полиса. В принятии решений не участвовали женщины. Никаких
политических прав не имели, конечно, рабы. Но и те, кто не был рабом и даже
долго проживал в данном полисе, но не имел гражданства, их называли метеками, не принимали участия в
управлении.
Воля народа (демоса), выраженная путём общего
голосования в народном собрании, приобретала силу обязательного для всех
закона. Все должностные лица, не исключая самых высших – архонтов и стратегов,
выбирались и были обязаны отчитываться перед народом в своих действиях. В том
случае, если была допущена оплошность или провинность с их стороны, они могли
быть подвержены тяжелому наказанию. Граждане могли обращаться с жалобами на
несправедливые решения должностных лиц в суд присяжных (гелиея).
Основной
функцией народного собрания (экклесии),
в котором участвовали все граждане-мужчины, достигшие 20 лет, было издание
законов и декретов – решений по частным вопросам на основе уже существующих
законов. Законопроекты тщательно обсуждались. Текст нового закона, а также
законов, которые отменялись им, выставлялся для всеобщего ознакомления. Затем
после выступления автора в защиту своего законопроекта, народное собрание назначало комиссию из народных судей для
изучения вопроса о целесообразности принятия нового закона.
Окончательное решение выносило народное собрание.
Но и после
принятия нового закона автор его в течение года мог быть привлечён к
ответственности по обвинению в том, что предложил закон, противоречащий
демократической конституции и существующим законам. Против него мог быть
возбуждён специальный «иск о противозаконии». В случае признания иска
справедливым, автору законопроекта грозило суровое наказание вплоть до лишения
гражданских прав.
Эти меры предосторожности были направлены против попыток протащить с помощью ложных
доводов законы, ослаблявшие демократический строй. Насколько они были
оправданы, видно из того, что как только олигархам удавалось прийти к власти,
они отменяли «иски о противозаконии».
(Продолжение следует)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.