24 августа: на Черниговщине родился деятель, который всю жизнь придумывал независимость Украины
24
августа в жизни Льва Григорьевича Лукьяненко произошло два события: в
1928 году он родился, а 63 года спустя был принят написанный его рукой
текст декларации независимости Украины. Это человек, который был и
символом, и пугалом национального движения, отличавшийся уникальной
живучестью во всех смыслах этого словаВ
своей автобиографической книге «Исповедь в камере смертника» Левко
Лукьяненко указывает на то, что родился он не в 1927 году, как в
некоторых его документах, а год спустя. Путаница произошла из-за того,
что когда Левка Лукьяненко призывали в Красную армию, ему ещё не было 18
лет, но он не смог этого доказать ввиду отсутствия документов. Позже он
решил не настаивать на настоящей дате рождения, чтобы схитрить
и демобилизоваться вместе с рождёнными в 1927 году. Но и в справочниках
депутатов, и в энциклопедиях всё равно указан 1928 год рождения.
Родился Лев Григорьевич не в Галиции и не на Волыни, а в селе
Хриповка Черниговской области в крестьянской семье. О его колхозном
детстве ни сам Левко, ни его биографы старалист не вспоминать. Когда
началась немецкая оккупация и, отец попал в плен, мать выташила его
из лагеря. А о воюющих сторонах будущий диссидент и нардеп вспоминал
так:
«Кто же эти враги? Немцы? При немцах впервые наелись хлеба.
В 1942 вернулся отец из плена — мать привела его мз гомельского концлагеря, и жизнь стала лучше.
Осень 1943 года. Наша семья в саду, в окопе, потому что приближается
фронт. От соседнего села Пивневщина наступает Красная Армия. Отец стоял
в саду и смотрел, как по дороге приближается серая масса. «Опять лезет
русский галайстра. Опять делай и делай, снова дай и дай. Даром. Опять
голод и муки. Детки мои, детки, опять голодать», — говорил он. Губы
задрожали, судорожно поджались, и несколько тяжелых слезинок скатилось
из папиных глаз. «Кара Господня!», — добавили и медленно поплелись
из сада в дом, словно на виселицу. Ворота во двор открывали новые
хозяева и самого отца, и отцовского двора, и всей нашей Украины, и отец
не смел им слова сказать»
Вот так он умудрился не заметить ни партизан Ковпака и Фёдорова,
ни Холокоста и других нацистских зверств. Впрочем, Холокост Лукьяненко
отрицал до последних дней и даже ездил на антисемитские шабаши
в Тегеран.
И тем не менее, задолго до призывного возраста Лёва отправился
служить в армию. И демобилизовался намного позже, чем его сверстники. «В
конце 1944 года меня отправили из хриповской школы в Городнянский
райвоенкомат для двухнедельной военной подготовки. Затем выбрали немного
рослых юношей и сказали, что надо идти в армию. На меня тоже указали
пальцем», — пишет он сам.
Врёт и не краснеет, конечно. А дело, если восстановить реалии того
времени, было так. Понимая, что это единственный шанс удрать
из полуголодного села, подросток-недоучка (до войны успел окончить шесть
классов) попросился добровольцем на фронт. Там уж точно накормят
и обмундируют, а еще дадут и семь классов окончить, если не больше.
Но на войну он так и не попал, служил в Житомире и Киеве, а уже после
Победы отправили в только освобождённую Австрию. И там он провёл четыре
года, до самой законной демобилизации. Там же он читал думы декабриста
Рылеева, заметим, на русском языке особенно те, где рассказывалось
про Наливайко и Войнаровского.
Перспектива вернуться в родную Хриповку и стать там человеком
без паспорта, работающим за трудодни его не прельщала, и Лёва отправился
в автомобильное училище.
«Когда в Чопе, первой советской станции, пограничники сняли конвой
из нашего военного эшелона и нам разрешили идти в город, я пошел
и заглянул в нескольких магазинов. Они поразили меня невероятно плохой
по сравнению с австрийской обувью и одеждой и неправдоподобно высокими
ценами.
Вышел на окраину города и увидел кучку детей. Босые, в грязных
штанишках и рубашках, они не играли, а стояли напротив друга мальчишки
и пристально смотрели, как тот, немного выше других, ничего не ел. Один
мальчик протягивает руку и просит: "Дай мне немного-и!" Я подошел ближе,
подумав, что тот, что выше, ест какие-то редкие лакомства и его
товарищам так очень захотелось, что один не выдержал-таки и попросил.
Как же я удивился, когда увидел в руке простой черный хлеб далеко
не лучшей выпечки!» — вспоминал Лукьяненко.
Ему обещали, что учиться он будет в Киеве, а попал он сначала
в Орджоникидзе (Владикавказ), затем в Тбилиси, а потом и вовсе
в Нахичеванскую АССР. Там он учился, читал бессистемно книги, был
комсомольцем и вступил в КПСС. Очень революционная биография! В то
время, замечу, полное среднее и высшее образование, кроме военного, было
платным. Так что на школе он сэкономил.
А дальше он поступил в непростой университет, а в московский,
на юридический факультет, на минуточку! Платить. конечно могли
не родители, а предприятие или организация, направившая его. Так,
например, ставропольский совхоз обеспечил пребывание в МГУ одногруппника
Лёвы, еще подростком заработавшего в поле орден Трудового Красного
Знамени — Мишу Горбачёва. Чехословацкие коммунисты направили будущего
идеолога «Пражской весны» Зденека Млынаржа.
Правозащитница Людмила Алексеева так описала эту публику на примере соседнего исторического факультета:
«Оказавшись после войны в Москве, где они намеревались жить всю
оставшуюся жизнь, они в большинстве своем стремились к одной и той же
карьерной лестнице: университетский диплом (как правило,
по специальности «история СССР» или «история КПСС») ради получения
должности в партаппарате. Исторической наукой они не интересовались,
жгучих вопросов себе не задавали, критически мыслить были неспособны.
Учились, чтобы стать руководителями. Даже любовную записку не могли
написать как следует».
К специальности «Правоведение» это относилось не в меньшей мере.
Однокурсники вспоминали Лукьяненко как человека некомфортного
для проживания в одной комнате в общежитии. Тут и любовь к луку
и чесноку, и проблемы с гигиеной, хотя, казалось бы, восемь лет в армии
должны были от такого отучить. А он накапливал злобу:
«За пять лет меня семь раз в Москве обидели, обозвав «хохлом». Каждый
из этих семи был моим коллегой и называл меня хохлом в хорошем
настроении так себе, между прочим, переходя от одного слова к другому. Я
улучал момент и точно в его же доброжелательном тоне называл его
кацапом. И здесь случалось неожиданное: мой хороший коллега резко
останавливался, возвращался, вытаращивався на меня, как на какого-то
марсианина».
Говорили также и о его попытках жениться на москвичках, закончившихся
полным фиаско. Сам же Лёва так сформулировал свои матримониальные
потуги:
«В 1954 году после первого курса я женился. Предчувствуя возможность
ареста, не стал брать москвичку, брак с которой был бы построен почти
исключительно на любви. Для прочного брака одной любви мало. Нужны общие
представления о многих бытовых вещах и порядках, нужны общие
представления о моральных ценностях. Кроме того, сама моя политическая
цель — причина возможного ареста и вынужденного одиночества — не должна
быть ей враждебнаой. Я думал, что такую женщину я встретил в родном селе
во время каникул.
Она, Надежда Никоновна Бугаевская, училась в Киевской
сельскохозяйственной академии, как и я, приехала в Хриповку на каникулы.
И ей не повезло. Она мечтала о семье, а я — об Украине. Я не дал ей
семейного счастья (а иногда думаю, что вообще лучше было бы мне
не жениться), поскольку принес ей только бесконечные страдания».
Врёт, конечно, и здесь. Хотя время было уже не сталинское,
с инакомыслящими на идеологических факультетах никто не церемонился. А
тут распределение подошло — штатным пропагандистом Радеховского райкома
КПУ Львовской области. Год в номенклатуре, а затем…
С 1959 года Лукьяненко — работник адвокатуры Глинянского района
на Львовщине. Здесь он не идет в лес к затаившимся бандеровцам,
а создаёт оппозиционный по отношению к советской власти «Украинский
рабоче-крестьянский союз, выступавший за конституционное отделение
Украины от СССР. Так происходит его эволюция из коммуниста-карьериста
в политзаключенные. 21 января 1961 года вместе с другими
единомышленниками Лукьяненко арестован, приговорен к расстрелу,
замененному Верховным Судом УССР пятнадцатью годами лишения свободы.
«В Сосновском концлагере я провел социологическое исследование
на тему эволюции мировоззрения молодых российских политзаключенных.
Закономерность проявляется в большом числе, я расспросил о смене
политических взглядов в довольно большие количества молодых россиян.
Оказалось, что в лагерь они приходят с демократическими идеалами
(требовали права выдвигать по несколько кандидатов в депутаты,
многопартийной системы, независимых профсоюзов и т.д.), а года через три
становились шовинистами и пылкими защитниками империи Романовых.
За тот же срок молодые украинцы из Восточной Украины усваивали
государственную идею и решали для себя дилемму: включиться в борьбу
за свое государство и сгноить всю свою жизнь в тюрьме или, понимая
благородство борьбы за интересы народа, пожалеть себя, потихоньку отойти
от активных деятелей и спокойно прожить остаток жизни в семейном уютном
гнездышке. В такой исключительно активной плюралистической среде
для прозрения зашоренных официальной пропагандой нужно целых три
года!» — вспоминал он.
Оттрубил он их от звонка до звонка, вышел на свободу, а затем снова
мотал срок, на сей раз до 1988 года, теперь уже по делу «Украинской
Хельсинской группы». Однако отношение к правам человека оказалось
у Левка весьма специфическое даже на фоне других киевских диссидентов.
Он считал, что «империя массово завозила московитов в Украину
для размывания генетического кода украинцев», что вокруг «слишком много
жидов»… Товарищи по националистическому лагерю его стеснялись.
Российские демократы, ведщие диалог с руховцами и другими украинскими
оппозиционерами, слышали от своих собеседников такое: «Вы же понимаете,
Левко — человек очень своеобразный, но у него такие заслуги и он так
пострадал». Автор этих сторок слышал это от поэта Ивана Драча в 1991
году. На киевских политических тусовках говорили: «Что у Лукьяненко
на языке, то у руховцев на уме».
С 1990 года Лукьяненко четыре раза избирался в Верховную Раду (в
третий созыв не попал) — от округов в Галиции и на Волыни, а затем
от Блока Юлии Тимошенко. Главное событие его жизни случилось 24 августа
1991 года. Именно Лукьяненко был автором . С небольшими правками его текст стал водоразделом между советской и постсоветской эпохами.
Создавал он и партии. Первой из них еще в 1990 году стала Украинская
республиканская партия, которая позднее объединилась с партией «Собор»
во главе с бывшим начальником украинских комсомольцев Анатолием
Матвиенко. В 2005 году ему присвоили звание Героя Украины. В 2006 году
Лукьяненко стал лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса
Шевченко за произведения в 13 томах "Путь к возрождению".
В 1992 году президент Кравчук назначил Левко Лукьяненко послом
Украины в Канаде. Там он вошел в конфликт с работниками посольства,
из-за чего двое из них попросили политического убежища в Канаде, а сам
Лукьяненко был отозван.
7 июля 2018 года Левко Лукьяненко скончался.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.