Откуда есть пошла УКРАЙНА (XXXVIII)

10 мая 2021, 21:40
Владелец страницы
0
195

О возникновении Украйны. Разделы I – XXXII на Yuriy Yurieff в 2020 г., разделы XXXIII – 2.01.21, XXXIV– 14.01.21, XXXV– 25.01.21, XXXVI - 6.02.21, XXXVII – 18 и 25.02.21. Богдан-Зиновий Хмельницкий


В центре борьбы в 17 веке южнорусского православного народа против польско-литовских колонизаторов стоит фигура Богдана-Зиновия Хмельницкого. Включившись в борьбу с польской властью по личным мотивам, он неожиданно для себя стал вождём общенародного движения. Он сам потом признавался, что очутился на такой высоте, о которой и не мечтал.

В начале XIV века литовские племена объединились под властью энергичного вождя Гедимина. Ему удалось создать прочное объединение литовских и западнорусских земель. Коренная Литовская земля была окружена целым поясом подвластных литовским князьям русских земель, и великое княжество Литовское с самого своего основания имело характер литовско-русского. Русское культурное влияние в новом государстве подчинило себе господствующую народность. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном делопроизводстве использовался русский язык (литовской письменности в то время ещё не существовало).

Уже при Гедимине киевские князья признали верховную власть великого князя Литовского. Сын Гедимина Ольгерд в 1362 году привёл Киев под свою непосредственную власть и посадил в нём наместником своего сына Владимира. Затем вскоре Ольгерд подчинил Литве почти всю Волынскую землю. В 1362 – 63 годах Ольгерд вёл успешную войну против татар, овладел Подолией и продвинул южные границы своего государства до берегов Чёрного моря. Кроме южнорусских областей Ольгерд подчинил своей верховной власти Чернигово-Северскую землю и часть Смоленской земли.

В результате военных и дипломатических успехов Гедимина и Ольгерда великое княжество Литовское превратилось в конце XIV века в обширное государство, которое простиралось от Балтийского до Чёрного моря. В этом государстве русские земли составляли 9/10 всей территории, и большинство населения было русским. Русское культурное влияние всё более усиливалось в Литве, и сами Гедиминовичи постепенно обрусевали, некоторые из них крестились в «русскую веру».

Ситуация начала меняться в конце XIV века. После смерти Ольгерда (1377 г.) в великокняжеской семье начались раздоры и борьба за власть. К власти пришёл один из сыновей Ольгерда Ягайло. В это время соседняя с Литвой Польша после смерти короля Людовика Венгерского переживала династический кризис. Ягайло по предложению поляков, согласился жениться на дочери умершего короля Ядвиге, принять католичество и стать королём польским под именем Владислава. Перед тем он обещал польским послам не только самому принять католичество, но привести в католическую веру также всех своих родственников и подданных и присоединить навсегда свои земли к короне Польской. Уния 1385 - 86 гг. была инкорпорацией княжества Литовского в Польское королевство.

Однако требование уничтожения государственной самобытности княжества Литовского вызвало открытое восстание литовских князей и бояр, которое возглавил двоюродный брат Ягайла Витовт. Это восстание встретило сочувствие населения Литовско-Русского государства, и Ягайло вынужден был пойти на уступки. В 1392 году в Острове было заключено соглашение, по которому Витовт был признан пожизненным князем Литовским под суверенитетом польского короля, с тем, однако, что после смерти Витовта его владения должны перейти под непосредственную власть последнего. Фактически Витовт вёл себя как независимый государь, укрепил внутренний порядок в государстве и значительно расширил его границы. В конце правления Витовта готовился план его венчания королевской короной, который не удалось осуществить из-за противодействия поляков.

Таким образом, уния с Польшей (хотя только и династическая) воспрепятствовала образованию сильной наследственной монархии в Литве. Результаты договоров с Польшей оказали существенное влияние на социально-политический строй Литовского государства. Принятие католицизма большинством литовских князей и постоянное политическое и житейское общение с Польшей открыли дорогу влиянию польской культуры на жизнь Литовско-Русского государства, усвоению идей и форм польской государственности. Принятие католицизма и полонизация значительной части правящего класса привело к национально-религиозной вражде и борьбе в Литовско-Русском государстве, которой оно было чуждо в XIV столетии.

Военно-политическое положение княжества Литовского в конце XV века становится ещё более затруднительным, поскольку оно испытывало натиск враждебных соседей: с востока его теснила Москва, а с юга на его границы производили опустошительные набеги крымские татары.

В 1563 году Москва вступила в войну с Ливонией за выход к побережью Балтийского моря. Страшное опустошение московскими войсками Ливонии вынудили её просить помощи великого княжества Литовского и отдаться под его протекторат. В результате Литва вступила в тяжелую и длительную борьбу с Москвой. Правительство Литвы увидело невозможность справиться с Москвой собственными силами, и вынуждено было начать переговоры с Польшей о помощи и унии. Поляки требовали полной инкорпорации княжества в корону Польскую, литовские магнаты желали лишь тесного военно-политического союза с Польшей.

На «спольном» (общем) Люблинском сейме 1569 г. сначала возникли резкие споры и разногласия между поляками и литовскими послами, и последние покинули Люблин. Тогда поляки, сознавая свою силу и видя бессилие Литвы, принудили своего короля Сигизмунда-Августа королевскими универсалами объявить об аннексии (которая была названа «возвращением» Польше) Подляшья, Волыни, Киевщины и Подолии. Литовцы были вынуждены капитулировать, их послы возвратились в Люблин, и 1-го июля 1569 года был подписан акт унии, согласно которому великое княжество Литовское и корона Польская составляют одну «Речь Посполитую» с общим, совместно избираемым, государем, с общим сенатом и сеймом, и сообща ведут внешнюю политику. Потеря четырёх важных и обширных областей (около половины всей территории) чрезвычайно ослабило княжество Литовское и почти лишило его самостоятельного значения в международно-политических отношениях.

После того как Подляшье, Волынь, Киевская земля и Подолия в результате Люблинской унии были присоединены к короне Польской в эти обширные и плодородные области устремилась польская шляхта, которая получала здесь от польского правительства земельные владения и доходные должности. Польская шляхта стремилась в этих областях ввести крепостное право, а католическое духовенство поставило своей целью присоединение православного населения к католической церкви. Как средство перехода от православия к католицизму была придумана церковная уния, при которой русская церковь сохранила бы православные обряды и обычаи, но признала бы католические догматы и власть римского папы. О создании униатской церкви было объявлено на соборе в Бресте в 1596 году. Таким образом, в результате Люблинской и Брестской уний западнорусские области стали ареной борьбы: национальной – русского населения против полонизации, религиозной – борьбы православия против католицизма, и социальной – борьбы широкой массы малорусского крестьянства против угнетения польско-литовской шляхтой. Решающим фактором в этой борьбе в XVII веке выступает днепровское казачество.

Хмельницкий родился (1595 г.) и вырос в Речи Посполитой, усвоил польские понятия и польские общественные привычки. В результате личного конфликта с польскими властями он бежал в Запорожье, где при поддержке казаков в 1646 году начал борьбу с польской шляхтой. К восстанию Хмельницкого подключились широкие массы казачества и крестьянства, которые только и ждали появления лидера в борьбе с польскими колонизаторами.

В начальный период борьбы Хмельницкий, пользуясь неготовностью поляков к борьбе и неожиданностью восстания холопов, которых поляки презирали, одержал несколько крупных побед. Неожиданно для себя он стал хозяином всей южнорусской территории Речи Посполитой. В этот период у Хмельницкого была полная возможность двинуться на Варшаву, к чему его принуждала большая часть рядового казачества, и разрушить или изменить всё государственное устройство Речи Посполитой. Но у Хмельницкого не было намерения разрушать польско-литовское государство, ему только хотелось припугнуть зарвавшееся польское шляхетство и заставить его считаться с православным населением, прежде всего с его верхушкой.

Отважная казацкая сабля и изворотливый дипломат, Богдан был заурядный политический ум. У него, конечно, не было и не могло быть, какого-то продуманного плана переустройства общества. Он копировал, или пытался копировать, общественное устройство аристократической Польши, которой управляла верхушка из нескольких магнатов, окруженных средней и мелкой шляхтой. Трудовое население Польши было совершенно бесправно, хуже, чем в восточных деспотиях, где-нибудь в Турции. Пан мог безнаказанно убить холопа как собаку.

В Малороссии из реестрового казачества начала формироваться своя малороссийская шляхта. Этот процесс шёл ещё вначале XVII века при гетмане Сагайдачном, который был организатором регулярного казачества с его полковым делением, и продолжился при Хмельницком.

Сам Хмельницкий фактически ничего не предпринял для ослабления социальной розни в малороссийском обществе, а его попытка закрепить деление южнорусского общества, которое практически всё участвовало в анти-польском восстании, на привилегированную шляхту и зависимое «поспольство» вызвало резкое сопротивление народа и привело к ослаблению казацкого войска, что сказалось на дальнейшей борьбе.

Если аристократическое устройство Польши с всевластием привилегированного класса привело в исторической перспективе к неоднократному разделу Польши между другими государствами и потерей её государственности, то попытки Малороссии копировать польское общественное устройство не позволили ей создать собственное независимое государство.

При первых успехах у Хмельницкого начала кружится голова, особенно за обедом. Ему мерещилось Украинское княжество по Вислу во главе с великим князем Богданом, «единовластным самодержцем русским», как он иногда себя называл. В своих «универсалах» он, однако, именует себя «гетманом славного войска Запорожского и всее по обеим сторонам Днепра сущей Украины Малороссийской».

Правда, упустив момент, Хмельницкий понимал, что одному, и с таким ненадёжным союзником как крымский хан, с поляками ему не совладать. В Москву из Киева засылали гонцов с заявлениями о готовности служить православному московскому государю, даже с челобитьем к нему взять Малороссию под свою высокую руку. Москва долго не решалась. Хмельницкий очень досадовал на московского царя за то, что тот не помог ему с самого начала дела, не наступал тотчас на Польшу. В раздражении через московских послов грозил сломать Москву, добраться и до того, кто на Москве сидит.

Только тогда, когда Хмельницкий проиграл уже вторую компанию против Польши и потерял почти все выгоды, завоёванные вначале, в 1653 году в Москве на земском соборе решили принять Малороссию в подданство и воевать с Польшей. Однажды, заплакав, в упрёк за неподание ему помощи вовремя, Хмельницкий сказал: «Не того мне хотелось и не так было тому делу быть».

Уже умиравший Богдан, испуганный временным сближением Москвы с Польшей, вошёл в соглашение со шведским королём Карлом X и трансильванским князем Ракоци. Втроём они составили план раздела Речи Посполитой. Истый представитель своего казачества, привыкшего служить на все четыре стороны, Богдан перебывал слугой или союзником, а подчас и предателем, всех соседних властителей, и короля польского, и султана турецкого, и царя московского, и хана крымского, и господаря молдавского, и князя трансильванского. Кончил он замыслом стать вольным удельным князем малороссийским при польско-шведском короле, которым хотелось быть Карлу X.

Хмельницкий по его завещанию был погребён в 1657 году в Субботове, в церкви, им построенной. Но сейчас нет в ней могилы Хмельницкого. Польский полководец Чарнецкий в 1664 году, захвативши Субботово, приказал выбросить на поругание кости человека, так упорно боровшегося против польского шляхетского своеволия. Такова посмертная судьба многих личностей, сильно возмутивших при своей жизни, спокойствие власть имущих. Примерно такая же посмертная судьба, например, постигла другого выдающегося деятеля той эпохи, английского лорда-протектора Оливера Кромвеля, при котором был казнён король Карл I.

Несмотря на важные промахи и ошибки Хмельницкий принадлежит к самым крупным двигателям русско-украинской истории.

 

Рубрика "Блоги читателей" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: События в Украине
ТЕГИ: Россия,Украина,история,Польша,Москва,Хмельницкий
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.