В декабре 1918 года на хуторе Любочка Волчанского уезда Харьковской губернии вместе с дочерью была зверски убита профессор Александра Яковлевна Ефименко — первая женщина, удостоившаяся в Российской империи докторской степени и ставшая профессором.
В декабре 1918 года на хуторе Любочка Волчанского уезда Харьковской
губернии вместе с дочерью была зверски убита профессор Александра
Яковлевна Ефименко — первая женщина, удостоившаяся в Российской империи
докторской степени и ставшая профессором.
Землячка Ломоносова идёт «в народ»
Александра Яковлевна Ставровская родилась 30 апреля 1848 года в селе
Варзуга Архангелогородской губернии (ныне — Мурманская область) в семье
уездного чиновника. Село, где она появилась на свет, известно со времён
Ивана III и триста лет находилось во владениях Соловецкого монастыря.
Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины,
перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с
передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Таким образом,
местные жители не знали крепостной зависимости и были вполне
зажиточными. В этом же селе было (да и по сей день остаётся) много
знатоков фольклора.
Рано лишившись отца, Александра окончила гимназию в Архангельске, а
затем пять лет учительствовала в городской школе Холмогор. Там она и
познакомилась со ссыльным Петром Саввичем Ефименко (1835—1908), за
которого и вышла замуж в 1870 году. Этот уроженец Бердянского уезда был
не простым участником «хождения в народ». Он не только пытался посеять
«разумное, доброе вечное», но и всерьёз взялся за изучение народной
жизни. Он записывал фольклор, занимался сбором и обработкой
статистических данных на Слобожанщине и Черниговщине, а затем и в тех
губерниях, куда был сослан — в Пермской и Архангельской. Для Петра
Саввича, как и потом для Александры Яковлевны, люди не были ни «чистым
листом», ни «подопытными кроликами», а являлись сообществами со своей
системой отношений между собой и с окружающим миром.
«Разделяя ученые интересы своего мужа, Александра Яковлевна сама
обратилась к изучению народных обычаев, верований и правовых понятий на
ее родине — на крайнем русском севере. Ее увлекала «исключительная
наклонность великорусского племени к коллективизму, его способность к
творчеству в сфере общественных форм». От изучения артелей на севере она
перешла к изучению вопроса о происхождении там сельской поземельной
общины. По ее собственным словам, она «не убоялась на два года всецело
погрузиться в изучение архивных документов, чтобы почерпнуть себе
желаемое знание у самых его источников». Результатом было знаменитое
исследование «Крестьянское землевладение на крайнем севере»,
напечатанное в «Русской Мысли» за 1882 г. и перепечатанное в сборнике
статей Александры Яковлевны «Исследование народной жизни. Выпуск первый.
— Обычное Право» (М., 1884)», — писал о ней профессор Сергей Фёдорович
Платонов.
С особым интересом отнёсся к трудам А. Я. Ефименко обер-прокурор синода
Константин Победоносцев. В чём-то, например в описании народных
представлений о браке, он с ней не соглашался, но высоко ценил
богатейший фактический материал, собранный исследовательницей. Не
соглашался с ней и этнограф Николай Харузин в оценке народных
представлений о собственности. Но никто не пытался сказать, что работа
состоит из домыслов или не подкреплена огромной массой первоисточников,
начиная с новгородских писцовых книг, а также изучением народного быта
на Русском Севере.
Свои труды по «малой родине» Александра Яковлевна публиковала уже тогда,
когда Пётр Саввич перевез её сначала в Чернигов в 1877 году, а потом и в
Харьков. До этого несколько лет им пришлось жить врозь, пока Петра
Саввича высылали то в Воронеж, то в Самару
Новый объект изучения
В Харькове семейство Ефименко поселилось в 1879 году. Это было
непростое, во многом переломное время для губернского города. 21 февраля
террорист Гольденберг убил здесь губернатора князя Дмитрия Николаевича
Кропоткина. После переезда в Харьков и во время работы в местном
историко-филологическом обществе у Александры Яковлевны меняется предмет
изучения. В альманахе «Киевская старина» были напечатаны работы
Александры Ефименко: «Копные суды в Левобережной Украине» (1888),
«Архиерейский подарок» (1888), «Два наместника» (1889), «Двенадцать
пунктов Вельяминова» (1889), «Бедствия евреев в Южной Руси XIX века»
(1889), «Турбаевская катастрофа» (1891), «Очерки истории Правобережной
Украины» (1894—1895). Своим учителем она считала не только мужа, но и
киевского профессора Владимира Антоновича.
«Исследования А. Як-ны в этой области собраны в ее изданиях: «Южная
Русь. Очерки, исследования и заметки Александры Ефименко» (2 тома, СПб.,
1905) и «История украинского народа» (2 выпуска, СПб., 1906)», —
сообщал С. Ф. Платонов. Она изучала и процесс становления дворянства на
Левобережье и Слобожанщине, и закрепощение местного крестьянства.
В Харькове семья Ефименко жила до 1907 года. Здесь у Петра Саввича и
Александры Яковлевны родились трое детей — сыновья Тарас (юрист) и Пётр
(впоследствии — профессор-археолог, крупнейший специалист по памятникам
каменного века на территории Украины), а также дочь Татьяна, ставшая
популярной поэтессой Серебряного века.
Петроград и Волчанский уезд
В 1907 году Александра Яковлевна переехала в Петроград и в следующем
году овдовела. В столице она преподавала историю на Высших женских
курсах. В 1910 году, по случаю сорокалетия ученой деятельности Ефименко,
Харьковский университет возвел ее в степень доктора истории (honoris
causa), а совет высших курсов избрал ее профессором курсов.
Так она стала первым в истории России доктором истории и профессором в
одном лице. При этом первой русской женщиной-профессором стала в
Стокгольме Софья Васильевна Ковалевская, а первой профессором-этнографом
— Вера Николаевна Харузина, с которой Александра Яковлевна была хорошо
знакома.
Все годы преподавания на курсах А. Я Ефименко читала специальные курсы
преимущественно по истории южной Руси и вела семинары по излюбленным
темам «юридического фольклора». Издала она свой учебник русской истории и
пособие по истории Украины.
Когда большевики пришли к власти в Петрограде, Высшие женские курсы были
закрыты. Из уважаемого профессора Александра Яковлевна превратилась в
«тунеядку», да и работавшим в столице есть было нечего. Они с дочерью
Татьяной отправились в Харьков, а затем поселилась на хуторе Любочка
Волчанского уезда (ныне — в составе села Бугаевка). Там они учили
местных детей.
«По требованию своей души, своего «стремления к народу», Александра
Яковлевна считала своим долгом «проникнуть во все особенности
нравственных и правовых воззрений народа». Она жила всю свою жизнь в
тесном общении с народною массою, почитая ее «активным элементом»
общественной жизни и «ежеминутно, ежесекундно чувствуя на себе страшное
давление этой народной массы». Типичная народница, А. Я. Ефименко от
природы была одарена не только идеалистическим темпераментом, но и
трезвым, даже холодным, сильным умом юридической складки и в то же время
художественным чутьем и литературным талантом. Жизнь выработала в ней
привычку к сдержанности и замкнутости на людях, а ее природа, богатая и
сильная, сказывалась в ее трудах богатством бытовых картин,
художественного изображения, силою анализа и редкою объективностью
суждений», — писал С. Ф. Платонов.
Журналист Б. Элькин так описал в одной из харьковских газет происшедшее
на хуторе Любочка 18 декабря 1918 года: «ее убили солдаты Петлюровского
войска — убили за то, что она не хотела выдать солдатам спрятавшихся в
ее квартире двух дочерей Харьковского губернского старосты
(представителя гетманской власти) Неклюдова … донос привел солдат к
квартире Ефименко, где спрятались две дочери Неклюдова; Ефименко
отказалась выдать их, заявив, что у нее никто не спрятан; был произведен
обыск, девушки были обнаружены, убиты, и их участь тут же, на месте,
разделила А. Я. Ефименко». Вместе с Александрой Яковлевной и сёстрами
Неклюдовыми погибла и дочь профессора — поэтесса Сребряного века Татьяна
Петровна Ефименко.
На территории школы в Бугаевке сохраняется могила Александры Яковлевны,
там же существует и музейная экспозиция. Труды её переиздаются по сей
день и их по-прежнему интересно читать.
Время
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.