К середине XVII
века южнорусское население польско-литовского государства оказалось в следующем
окружении. На юге и юго-западе была мусульманская Турция и подданные Турции
крымские татары. С ними война для казачества была привычным делом. На востоке
лежало православное Московское царство.
После церковной
унии, когда православие оказалось фактически под запретом, выяснилось, что
южнорусское население в польско - литовском государстве стало в нём изгоями. Казачество
и южнорусское крестьянство, к которым шляхта относилась как к рабам, увидело в
собственном государстве врага злее Турции и Крыма. Взаимная ненависть между
поляками и малороссами постоянно усиливалась.
Казачество, которое
ранее торговало своими военными услугами и оказывало их тем, кто хорошо
заплатит, стало единственной опорой и защитой православия в Украйне. На
поддержку казачества опирались, создаваемые в Украине после унии, православные
братства.
Череда восстаний
против польской шляхты в начале XVII века, которые возникали в Запорожье,
окончилась поражением восставших и потерей многих казацких прав и привилегий.
В самом
южнорусском обществе завязался сложнейший клубок противоречий. Различные
общественные силы – ляхи и русские, русские и евреи, католики и униаты, униаты
и православные, шляхта и поспольство, казачество и мещанство, реестровые казаки
и вольная голота, казацкая старшина и казацкая чернь, – все эти общественные
силы сталкивались и путались в своих отношениях, попарно враждовали между собой
и, переплетаясь, затягивали жизнь Малороссии в такой тугой и сложный узел,
распутать который не смог бы ни один государственный ум, ни в Варшаве, ни в
Киеве.
Восстание
Хмельницкого было попыткой разрубить этот узел казацкой саблей.
(Продолжение следует)