Русь и Польша. Продолжение материалов о возникновении Украйны от 6, 10, 13, 15, 21, 26, 29 мая 4, 10, 15,21, 25 29 июня 6, 12, 17, 23, 30 июля 3, 7 11, 15 августа 2020 г.
С середины XVI
века православное русское население, которое в основном проживало на территории
современной Украины, стало южной окраиной нового конфедеративного государства –
Речи Посполитой. Главным в этом объединении была корона Польская. Вторая
составляющая - великое княжество Литовское, хотя и имело некоторую
самостоятельность, но после того как при объединении поляки аннексировали у
Литвы около половины её территории, оно утратило всякое международное значение.
Литовская и русская знать перенимала польские обычаи, переходила в католичество
и быстро ополячивалась.
Польша была
королевством, в котором король избирался. Королевская власть не имела ни
авторитета, ни силы в государственном управлении. Истинными хозяевами страны
была крупная знать – магнаты, в руках которых были сосредоточены громадные
земельные и денежные богатства, и вокруг которых группировалась мелкопоместная
шляхта.
Формально власть
в польском государстве находилась в руках сейма, состоявшего из представителей
аристократии и из шляхетских «послов». Деятельность сейма тормозилась, а иногда
прямо парализовалась применением права «liberum veto». Решения сейма должны были быть
единогласными. Если же хоть один член сейма заявлял свой протест «не дозволям»
(veto), то решение
большинства считалось не состоявшимся. Характерно, что все государства, которые
вмешивались в дела Польши, рьяно защищали эту «шляхетскую вольность».
Мало того, если
какое-либо решение или действие правительства, по мнению части шляхты, нарушало
её права и вольности, шляхта составляла вооруженные союзы (конфедерации) для
защиты своих прав и интересов, или притязаний. Это «право гражданской войны» в
соединении с правом «veto»
расшатывало политический порядок в государстве.
Насколько много
прав и привилегий было у польского шляхетства, насколько бесправным было
трудовое население Польши, крестьянство и холопство. Польские шляхтичи
присвоили себе право жизни и смерти над своими крепостными. Для пана убить
холопа – было всё равно, что убить собаку.
Как писал польский
писатель того времени: «В Турции никакой паша не может последнему мужику
сделать того, что делается в наших местечках и селениях. Любой азиатский деспот
не замучает за всю жизнь столько людей, сколько их замучат в один год в
свободной Речи Посполитой».
Если так
польские паны относились к своим крестьянам единоверцам, то можно только
представить, как они относились к своим крепостным православным («схизматикам»).
Их они не считали за людей.
Но ничто так не
тяготило и не оскорбляло южнорусского народа, как власть иудеев. Паны, ленясь
управлять своими имениями сами, отдавали их в аренду иудеям с полным правом
панского господства над холопами. И тут не было предела истязаниям над рабочей
силой и духовной жизнью холопа. Пользуясь унижением православной религии, иудеи
брали в аренду церкви, налагали пошлины за крещение, за венчание, за погребение
и вообще за всякое богослужение.
Крестьянство
внутренних областей Речи Посполитой вынуждено было как-то приспосабливаться под
произвол шляхты. Не то было в южнорусских областях. Здесь была возможность
бежать в дикую степь, в казаки, в Запорожье. Тут начинались казацкие мятежи под
предводительством Жмайла, Тараса, Сулимы, Павлюка, Остранина и Гуни. Все эти
восстания были неудачны для казаков и кончились потерей важнейших прав
казачества. Реестровые казаки при этих восстаниях или расходились на обе
стороны, либо все становились за поляков. Так вызревало восстание в Малороссии
под руководством Богдана Хмельницкого.
(Продолжение следует)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.