После смерти
Витовта (1430 г.), при котором Литва достигла наибольшего расцвета, к власти в
Литве пришёл Сигизмунд, который ориентировался на союз с Польшей. В 1430 году
Литва и Польша возобновили договор об унии, согласно которому государи обеих
стран избирались совместно. «Привилеи», изданные Сигизмундом, подтвердили права
не только литовской, но и русской знати, но правом занятия высших должностей в
государстве пользовались только католики.
Сигизмунд
возбудил против себя недовольство знати и в 1440 году был убит заговорщиками. Преемником
ему литовские паны выбрали Казимира (1440 – 1492). Русские земли сначала
отказались повиноваться ему, но потом одна за другой покорились.
После гибели
польского короля Владислава в битве с турками при Варне в 1444 году, поляки
выбрали Казимира своим королём и, таким образом, возобновилась личная уния
великого княжества Литовского и королевства Польского.
В 1447 году
Казимир издал важный общеземский привилей, который даровал или подтверждал
князьям, панам и шляхте великого княжества все права, вольности и привилегии,
которые имели князья, паны и шляхта королевства Польского. Кроме личных прав,
как свободное распоряжение имениями и ненаказуемость без судебного
разбирательства, привилей представлял шляхте власть над крестьянским населением
ее имений.
Продолжительное
пребывание Казимира в Польше и поглощение его сил и внимания делами польской
политики, способствовало дальнейшему ослаблению власти «господаря» в великом
княжестве Литовском.
При отсутствии
сильной и авторитетной великокняжеской власти Литовско-Русское государство
ослаблялось ещё религиозно-национальной враждой. С половины XV века борьба
между католицизмом и православием усилилась в связи с попытками осуществить в
великом княжестве церковную унию.
Митрополит
западнорусской православной церкви Григорий Болгарин принял Флорентийскую унию
и обязался привести к ней свою паству. Однако его попытка не имела успеха
вследствие сопротивления православного духовенства и мирян. В тоже время высшая
русская аристократия, остававшаяся православной, была недовольна старым
установлением, согласно которому высшие должности в государстве могли занимать
только католики.
Начиная с конца
80-х годов XV века, русские князья многих областей начинают отпадать от Литвы и
переходить под власть Москвы. Военно-политическое положение великого княжества
Литовского в конце XV века осложнялось также тем, что оно испытывало с востока натиск
Москвы, а с юга на его границы производили опустошительные набеги крымские
татары. Под натиском крымских татар южные пределы Литовско-Русского государства
отступали на север, и широкая полоса причерноморских степей оказалась во
владении крымской татарской орды под суверенитетом турецкого султана.
Во внутреннем
развитии Литовско-Русского государства происходил рост политического значения
«народа-шляхты» и ослаблялась централизация. К концу независимого существования
великого княжества Литовского шляхта сделалась в нём полновластным
распорядителем судеб государства и общества, одинаковым «с суседы и братьею своею
рыцерством Коруны Польское».
Если кратко
подытожить общественные процессы в Литовско-Русском государстве этого времени, то их можно
охарактеризовать современным словом «децентрализация». Центральная власть
ослаблялась, а вершителями судеб государства оказались несколько десятков
княжеских и панских фамилий.
Как видим, ничто
не ново под луной.
(Продолжение следует)