Откуда есть пошла УКРАЙНА (XV)

12 липня 2020, 20:53
Власник сторінки
0
214

Возвышение Москвы. Продолжение материалов о возникновении Украйны от 6, 10, 13, 15, 21, 26, 29 мая 4, 10, 15,21, 25 29 июня и 6 июля 2020 г.

 

Ещё в старое время у многих вызывало удивление то, как малый городок вдруг быстро по историческим меркам стал центром единого сильного государства.

Были два такие экономиста, философа или политолога, не знаю как сказать точнее, которые основали то, что в СССР называли "научным коммунизмом"  и "историческим материализмом". Их звали Маркс и Энгельс (молодёжь не должна их путать с Марсом и Сникерсом).

По их воззрениям общество развивается так, чтобы что-то соответствовало чему-то (производственные отношения соответствовали производительным силам или наоборот). Этот вывод они сделали, анализируя историю человеческого общества в Европе за несколько тысяч лет. Но временной масштаб человеческой жизни гораздо меньше – это несколько десятков лет, и такие упрощённые «открытия» не позволяют анализировать и, тем более, объяснять и предсказывать события, происходящие на временных интервалах, сравнимых со временем человеческой жизни.

На деле конкретные общественные процессы зависят от очень многих факторов – экономических, географических, случайных, субъективных и многих других, которые часто бывает трудно выявить. Так что такие очень общие и упрощённые теории, которую предложили Маркс и Энгельс, оказываются практически малополезными. История возвышения Москвы и создания под её руководством сильного централизованного государства – хороший пример того, как в появлении этого феномена сплелись воедино экономические, географические, случайные и личностные факторы.

Впервые летопись упоминает о Москве в 1147 году. Юрий Долгорукий пригласил сюда на встречу своего союзника князя новгород-северского Святослава Ольговича, передав ему: «Приди ко мне, брате, в Москву». При встрече Юрий Долгорукий дал своему гостю и его дружине «обед силён». По-видимому, Москва тогда была станционным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно.

Говоря о причинах быстрого роста Москвы, историки, прежде всего, отмечают её выгодное географическое положение. Город был расположен на перепутье нескольких дорог, соединяющих русский север и Поволжье с киевским югом. Через Москву пролегала важная дорога из Рязани на Новгород, по которой Новгород снабжался мёдом, воском и, главное, хлебом, в котором он постоянно нуждался.

Москва была прикрыта со всех сторон другими пограничными княжествами и потому была меньше подвержена внешней агрессии. Население, которое мигрировало с юга, прежде всего, попадало на территорию близкую к Москве, находившуюся на южной окраине Ростовско - Суздальской земли. Таким образом, эта территория быстро заселялась.

Долгое время, большую часть XIII столетия, Москва не была даже княжеским городом. Князья появлялись в Москве лишь на короткое время. Только после смерти Александра Невского в 1263 году в Москве появляется его младший сын Даниил. С тех пор Москва становится стольным городом княжества с постоянным князем, а Даниил стал родоначальником московского княжеского дома.

Московский князь, принадлежавший к одной из младших линий потомков князя владимирского Всеволода, не мог надеяться в порядке очерёдности занять великокняжеский престол. Поэтому, чувствуя себя обездоленным среди родичей, он должен был обеспечивать своё положение иными средствами. С самого начала московские князья выступают мелкими, но осторожными, хищниками, которые всячески пытаются расширить пределы своего княжества. Они или прикупают соседние территории или их захватывают силой, если это не было сопряжено с большой опасностью.

Большую роль в укреплении Москвы сыграл князь Иван Данилович по прозвищу Калита (кошель с деньгами). Некоторые русские князья, в частности князья тверские, призывали других русских князей чинить сопротивление татарам. Московские князья избрали иную тактику. Видимо руководствуясь принципом, что «плетью обуха не перешибёшь» они взяли курс на установление хороших отношений с татарами. Иван Калита девять раз ездил в Орду и, конечно, не с пустыми руками. Имея значительные средства, которые он накапливал из торговых пошлин, он ездил в Орду с богатыми подарками для хана, его князей и их жён. Поэтому он был там всегда желанным гостем. Этот примитивный подкуп давал хорошие результаты.

В 1327 году, когда великим князем был Александр тверской, в Твери произошло возмущение против татар. Татарского посла со многими его спутниками тверичи убили. Хан поручил Ивану Даниловичу наказать мятежную Тверь, что и было им добросовестно исполнено. В награду за это Иван Калита получил (в 1328 году) от хана ярлык на великое княжение Владимирское. С тех пор великое княжение, за исключением короткого времени малолетства Дмитрия, было в руках у московских князей.

После того как московские князья стали великими князьями Владимирскими , служба московским князьям обещала больше выгод и почёта, и в Москву потянулись бояре и слуги вольные не только из соседних русских княжеств, но и с далёкого юго-запада, из областей Киевской, Волынской и Черниговской. Так в XIV веке образовался плотный слой московского боярства, который стал важной и надёжной опорой государя великого князя Владимирского и Московского.

Пользуясь милостью и доверием хана, Калита получил от него весьма важное полномочие – самому собирать дань с подвластного русского населения и доставлять её в Орду. Это было выгодно для московского князя, поскольку давало ему дополнительные материальные средства и увеличивало его значение. Это также было выгодно и для русского населения, поскольку позволяло населению не вступать в тягостный контакт с татарскими сборщиками дани.

Большую роль в возвышении Москвы сыграло духовенство. После переноса митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, митрополит должен был посещать свою оставленную паству на юге. При таких поездках митрополит Пётр обычно останавливался в Москве, где у него установились дружеские отношения с Калитой. Они вместе заложили кафедральный храм Москвы – Успенский собор. Случилось так, что Пётр умер во время пребывания Москве в 1326 году, где и был похоронен. Преемник Петра митрополит Феогност не вернулся во Владимир, а остался в Москве. Так Москва стала церковной столицей Руси задолго до того, как стала столицей политической.

Летопись так сообщает о княжении Калиты: «Сяде на великое княжение великий князь Иван Данилович, и бысть тишина велика християном по всей русской земле на многие лета», - «и пересташа татарове воевати Русскую землю». Укрепив внешнюю безопасность своего княжества, Калита старался укрепить в нём и внутренний порядок (очистить свою землю от татей и разбойников) и расширить свои владения.

С 1328 по 1368 годы, когда напал на северо-восточную Русь Ольгерд литовский, северо-восточная Русь не знала войн. Это было время отдыха, за которое успело вырасти два поколения тех, кто уже не знали безотчётного ужаса дедов и отцов перед татарином. Они и вышли на Куликово поле.

Не все русские земли поддержали сторону Москвы в противостоянии Орде. Новгород и Тверь занимали выжидательную позицию, а Олег Рязанский прямо перешел на сторону хана Мамая. Но все полки Ростовско-Суздальско-Владимирской земли сошлись в 1380 году под знамёнами московского князя Дмитрия и одержали победу. Но и потери были огромны. Эта победа, однако, не позволила Руси освободиться от татарской зависимости. Новый хан Орды Тохтамыш в 1382 году с большим войском вторгся в русские области, взял и опустошил Москву, а князь Дмитрий вынужден был снова признать над собой татарскую власть.

Большую роль в становлении московского государства сыграл Иван III – расчётливый и осторожный, но дальновидный политик. Иван III сумел объединить под своею рукою разные области Великороссии – Ярославское княжество, обширный Пермский край. В 1478 году был покорён «господин Великий Новгород», который великий князь «выстоял» осадою, зная о несогласиях и раздорах в осаждённом городе. С падением Новгорода под власть Москвы перешли его обширные северные владения. В 1485 году была покорена старая соперница Москвы – Тверь. Бояре охотно переходили на московскую службу, а князья покорённых княжеств признавали власть великого князя московского или бежали в соседнюю Литву.

В 1490-х годах недовольные литовским правительством князья соседних с московскими владениями западнорусских областей князья Вяземские, Бельские, Новосильские, Одоевские, Воротынские и Мезецкие признали над собою власть московского государя.

В отношении к татарам Иван III начал держать себя как независимый государь. Он прекратил платёж татарского «выхода». В 1480 году хан Орды Ахмат решил восстановить свою власть над Русью. Он подошёл с большим войском к пограничной реке Угре. К противоположному берегу подошло русское войско. Иван колебался. Некоторые советники предлагали Ивану мириться с Ахматом. Высшее духовенство и простое население требовало от князя противостоять татарам. Войска противников стояли на берегах Угры до осени, когда начались морозы. Не готовые к этому татары ушли от русских границ, а вскоре хан Ахмат был убит. Так пало татарское иго под которым находилась северо-восточная Русь почти 250 лет. Золотая Орда распалась на Казанское, Астраханское ханства и ногайские орды. Еще раньше возник осколок Орды – Крымское ханство, которое с 1475 года признало вассальную зависимость от турецкого султана.

Западная Европа открыла для себя Московское царство (Московию) в одно время с Америкой. До этого она знала о существовании великого княжества Литовского и Русского. Всё, что дальше на восток было для Европы «Татарией».

(Продолжение следует)

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: история,Украина-Россия,страна,государство,народ
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.