Как случилось, что вместо великого князя Киевского появился великий князь Владимирский?
Продолжение материалов о возникновении Украйны от 6, 10, 13, 15, 21, 26, 29 мая 4 и 10 июня 2020 г.
Начиная с
Владимира и Ярослава, быть великим князем на Руси означало «сидеть» на престоле в
Киеве. Звание великого князя было прочно привязано к месту пребывания князя. Первым,
кто разорвал эту связь, был князь Андрей Боголюбский.
Андрей был сыном
Юрия Долгорукого, который был младшим (шестым) сыном Владимира Мономаха. И как
младший сын получил в княжение далёкую от Киева, глухую и не престижную северо-восточную
окраину Древней Руси. Андрей родился и вырос на севере и до тридцати лет не был
на юге Руси.
Отец дал ему во
княжение малый городок Владимир, расположенный на реке Клязьме. Крупные города,
возникшие ещё в древний период русской колонизации, распространявшейся с
новгородского севера, Ростов и Суздаль считали Владимир своим пригородом.
На закате жизни
Юрий Долгорукий вступил в борьбу за киевский великокняжеский престол со своим
племянником Изяславом волынским, и был им побеждён в 1151 г. Только по смерти
Изяслава в 1154 г. Юрий прочно уселся на киевском столе, и просидел до самой
смерти в 1157 г. Похоронен он в церкви Спаса на Берестове близ Киева.
После того, как
Долгорукий стал великим князем, он самого надёжного из своих сыновей Андрея
посадил у себя под рукою в Вышгороде. Но Андрею не нравилось на юге. Летописец
говорит: «смущался князь Андрей, видя нестроение своей братии, племянников и
всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваясь великого
княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжения
запустели, а со стороны степи всё половцы выпленили; скорбел об этом много
князь Андрей в тайне своего сердца».
Не спросившись
отца, Андрей тихонько ушёл на свой родной суздальский север, захватив с собой
из Вышгорода принесённую из Греции чудотворную икону божьей матери, которая
потом стала главной святыней суздальской земли под именем владимирской божьей
матери.
По смерти Юрия
на киевском столе сменилось несколько князей и, наконец, уселся сын Юрьева
соперника, Андреев двоюродный племянник Мстислав Изяславич волынский. Андрей,
считая себя старшим, послал на юг с сыном суздальское ополчение, к которому
присоединились полки многих других князей, недовольных Мстиславом. Сам Андрей в
этом походе не участвовал, а был, как мы сказали бы сейчас, «заказчиком». Союзники
взяли Киев «копьём» и «на щит», приступом, и разграбили его (в 1169 году). Сын
Андрея с полками своими ушёл домой к отцу на север с честью и славою великою,
замечает северный летописец, и с проклятием, добавляет летописец южный.
Но Андрей, после
взятия Киева своими полками, не поехал туда, сесть на стол отца и деда, а отдал
Киев своему младшему брату Глебу, приняв при этом на себя звание великого
князя.
Таким образом,
Андрей Боголюбский совершил своеобразную революцию, он разорвал место пребывания
со званием великого князя.
Сам Андрей
остался сидеть во Владимире на Клязьме, о котором заботился, укреплял и украшал.
«Сильно устроил его», по выражению летописи, выстроил в нём великолепный
соборный храм Успения, «чудную богородицу златоверхую», в котором поставил
привезённую им с юга чудотворную икону божьей матери. Благодаря заботам Андрея,
Владимир при нём превзошел богатством и населённостью старшие города своей
области. Князья и население Ростова и Суздали, считая себя старшими, враждебно
относились к Андрею и его столице Владимиру. В результате конфликтов со своим
окружением и заговора Андрей погиб в 1174 году.
После гибели
Андрея началась борьба между племянниками, сидевшими в главных городах, и
братьями Андрея. После усобицы на владимирский стол сел младший брат Андрея
Всеволод, который продолжил его политику и остался княжить во Владимире.
Всеволод оказался суровым князем, и с его волей считался и Новгород, и Киев.
Какое-то время князь в Киеве также продолжал носить титул «великого», но теперь
он полностью был зависим от владимирского великого князя.
После татарского
погрома, оставшиеся в живых русские князья, вынуждены были признать власть
татаро-монгольского хана, и получать у него разрешение («ярлык») на княжение. Власть
татар не отменяла власть князей, а ложилась как бы поверх княжеской власти. Как
может не показаться странным, после татарского завоевания власть князей над
населением окрепла. Князьям не надо было договариваться с жителями городов, которые
могли призвать или прогнать князя, как было раньше, поскольку за ними стояла
сила – татары.
После татарского
завоевания ярлык на великое княжение получал уже ни киевский, а владимирский
великий князь.
Уже при власти татар
глава русской церкви митрополит ещё продолжал пребывать в Киеве. Следует
сказать, что татары довольно терпимо относились к религии покорённых ими
народов. Так духовенство и «церковные люди» были освобождены от тяжёлой
татарской дани. Но Киев находился в запустении. В 1299 году митрополит Максим
собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму. Так
Киев потерял значение не только политической, но и церковной столицы Руси. Ею
стал Владимир.
(Продолжение следует)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.