Продолжение материалов о возникновении Украйны от 6, 10, 13, 15, 21 и 26 мая 2020 г.
К концу XI в XII
веке Русь разбилась на многие княжества, земли и волости. Объединены они были в
основном тем, что в них правили представители одной династии, потомки князя Рюрика.
Ещё одним важным
объединяющим началом Руси была церковь. После принятия христианства русская
церковь не была независимой (автокефальной), но зависела от патриарха
константинопольского, который считал своим правом поставлять русского
митрополита и обыкновенно поставлял в Киев кого-нибудь из греческих епископов. Киевский
митрополит был и митрополитом «всея Руси». Из числа около двадцати митрополитов
домонгольского периода было только двое русских, поставленных великим князем
киевским с собором русских епископов, но константинопольский патриарх не
признал их законными. В нескольких наиболее важных русских городах были
поставлены епископы. Они поставлялись митрополитом, обыкновенно с согласия
местных властей.
Первые епископы
были греки (и частью болгары), но впоследствии большинство их было из русских.
Школой или «рассадником» русских епископов стал знаменитый Киево-Печерский
монастырь, из которого вышло много выдающихся архипастырей русской церкви.
Церковь сыграла
большую роль в смягчение отношений между людьми на Руси. Восставала церковь
против грубых и жестоких форм рабства. Если с точки зрения права рабы были
вещью, и убийство раба не было уголовно наказуемо, то с точки зрения церкви
рабы-христиане - наши братья во Христе и жестокость к ним церковью осуждалась,
объявлялась грехом.
Церковь внесла в
древнерусское общество совершенно новое понятие семьи – как пожизненного союза
мужа и жены, освящённого и скреплённого церковным венчанием.
Исключительно
важным было культурное влияние церкви на Руси. Церковь явилась на Русь в
«славянском облачении», со славянским богослужебным языком, близким и понятным
всему народу. Она принесла на Русь письменность, основанную на славянском
(церковнославянском) алфавите, составленном братьями – просветителями славян –
Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. Принесённая из Византии и
Болгарии церковнославянская (или древнеболгарская) письменность послужила
основой для развития русской письменности и для выработки древнерусского
литературного языка, и таким образом церковь заложила основы национальной
русской культуры.
Центрами и
рассадниками древнерусского просвещения стали монастыри, и особенно
Киево-Печерский монастырь, основанный св. Антонием и приведенный св. Феодосием
в состояние стройной организации. Благочестивые иноки-книголюбы собирали,
переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания.
Это были книги Священного Писания и богослужебные книги, разного рода сборники,
поучения, сказания, жития святых (любимое чтение древнерусского человека).
В Печерском
монастыре возникло и русское летописание. Первым летописцем, по преданию, был
преподобный Нестор (живший во второй половине XI века), а составителем первого летописного
свода был игумен одного из киевских монастырей Сильвестр (начало XII века). Известия
о событиях далёкого прошлого историки черпают в основном из летописей. В
монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных
книг. Большинство этих книг погибло впоследствии в результате частых пожаров,
междоусобных войн и вражеских нашествий.
Церковь положила
начало русскому искусству, - храмовая архитектура и храмовая живопись были его
первыми созданиями, в которых под руководством византийских мастеров начало
развиваться русское художественное творчество.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.