Мемориал «Яд ва-Шем» в очередной раз отказал в присвоении митрополиту Андрею Шептицкому посмертно звания «Праведник народов мира».
Мемориал
«Яд ва-Шем» в очередной раз отказал в присвоении митрополиту Андрею
Шептицкому посмертно звания «Праведник народов мира». Более того, его
сотрудники предоставили чёткий аргументированный ответ, почему ему оно
не положено«Как вам
известно, вопрос о награждении митрополита Андрея не раз поднимался
и обсуждался специальной комиссией по присвоению этого почетного звания, —
говорится в официальном ответе института «Яд Ва-Шем», подписанном
руководителем сектора стран СНГ в отделе «Праведники народов мира» Катей Гусаровой. — Среди
членов комиссии был и раввин Давид Кахане, который участвовал
в обсуждении этого вопроса. Ввиду широко известных причин
(сотрудничество с немецкими оккупантами, участие в создании дивизии СС
«Галичина») комиссия не приняла положительного решения».
При этом официальный представитель института отметила, что решение не окончательное и может подлежать пересмотру: «…Как
и любое другое дело о спасении евреев в годы Второй мировой войны,
которое было отклонено комиссией, дело митрополита Андрея можно вернуть
на повторное рассмотрение, если будут получены неизвестные до сих пор
документы и показания, которые по-новому освещают деятельность
митрополита в период немецкой оккупации».
Для начала разберёмся, что это за звание — «Праведник народов мира»
и кому оно полагается. Звание присуждается при соответствии следующим
критериям:
1. Активное участие в спасении одного или нескольких евреев
от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти.
2. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея.
3. Действия спасителя не были мотивированы получением денежного
вознаграждения или другой компенсации, как, например, переход спасаемого
в другую веру, усыновление ребёнка и т. д., и если он брал деньги, то
лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения.
4. Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. В
особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное
благополучие спасителя.
Всё вышеперечисленное подтверждается свидетельствами тех выживших,
кому была оказана помощь, или наличием подходящих документов,
подтверждающих факт спасения и его обстоятельства. Показания свидетелей
являются не только необходимым критерием, но часто и единственным
доказательством. Всего в нескольких случаях комиссия приняла в качестве
обоснования архивные документы как достаточное доказательство.
Разберёмся, насколько деятельность главы львовских греко-католиков
соответствует этим критериям. Ведь именно его, а не, скажем, капеллана
УПА* Ивана Гриньоха украинские униаты постоянно выдвигают на соискание этого высокого звания.
1. Участвовал ли митрополит в спасении евреев?
Да, участвовал лично.
Весь период оккупации Шептицкий и некоторые его священники укрывали
евреев. Брат митрополита Климентий, настоятель монастыря, например,
удостоился чести стать «Праведником народов мира», и к нему никаких
вопросов не возникало. Известны имена спасенных Одеда Амаранта, Адама
Ротфельда (Червонский в годы войны), Иосифа и Анны Подошиных и их сына
Людвика.
Спасено еврейских детей от 50 до 150, по данным очевидцев, а по
газетным и книжным публикациям — несколько сотен (у некоторых смелых
авторов — тысячи).
В сентябре 1942 года Шептицкий принимает беглецов из гетто, сыновей
раввина И. Левина (ему он предлагал спасение в июне 1941 года, но тот
не смог воспользоваться и погиб в погроме), Курта и Натана, а также
сыновей раввина К. Хамейдеса, Герберта и Леона, после чего священники
митрополита скрывали их до конца войны.
Зимой 1943 года Цецилия Стерн-Абрахам и ее дочь Лилит получают
убежище сначала во дворце Шептицкого, затем в монастырях и приютах его
епархии. Бежавший из Яновского лагеря раввин Давид Кахане скрывается
до конца войны в резиденции митрополита. До этого Д. Кахане переправил
А. Шептицкому еврейские книги и религиозные реликвии, они также были
спрятаны.
Приведенный список спасенных далеко не полон.
В 1963 году один израильтянин сообщил в мемориальный музей «Яд
ва-Шем», что в годы Холокоста его спас украинец во Львове. Спустя три
года спасённый подал туда официальную просьбу воздать положенные почести
своему спасителю. Отдел праведников Израильского института Катастрофы
и Героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд
ва-Шем» завел папку за номером 421 — дело о присвоении звания
«Праведник мира» украинцу Андрею Шептицкому. Обсуждать его начали в 1967
году.
2. Осознавал ли митрополит, что спасает именно евреев?
Более чем осознавал.
В письме папе римскому Пию ХII от 29 августа 1942 года Шептицкий писал:
«Немецкий режим, может быть, злее большевистского, он поистине
дьявольский. Нет дня, чтобы не происходили наистрашнейшие преступления…
Евреи их первые жертвы. Число евреев, убитых в нашей маленькой стране,
вероятно, превышает 200 000…
Власти поначалу пытались сфабриковать документы, которые могли бы
доказать, что авторами убийств были местные жители или полицаи. Но
с течением времени они начали убивать евреев на улицах на глазах всех
людей и без всякого стыда…
Я протестовал пастырским посланием против убийств, послание было
конфисковано, но прочитано пять или шесть раз на собраниях священников… Я
также протестовал в письме, адресованном Гиммлеру, и пытаюсь повлиять
на молодежь, чтобы не записывалась служить в полиции, где придется
действовать против собственной совести…
Все мы предчувствуем, что режим террора расширится и с еще
большим давлением направится против… христиан. Палачи, привыкшие убивать
евреев, тысячи невинных людей, привыкли к виду крови и жаждут
кровопролития».
3. Были ли действия спасителя мотивированы получением
денежного вознаграждения или другой компенсации, как, например, переход
спасаемого в другую веру, усыновление ребёнка?
Вот тут возникает первый вопрос. Преподобный Марко Стек, который,
вероятно, был связным между монастырем святого Юра (резиденцией
митрополита) и другими монастырями во Львове и его окрестностях
передавал пожелания, чтобы спасенным детям давали справки о крещении,
украинские имена, а затем распределяли их по мужским и женским
монастырям и детским домам. И это выполнялось многими настоятелями.
Таким образом многие еврейские дети, спасённые в униатских монастырях,
были крещены.
4. Существовала ли реальная опасность для спасавшего и его близких?
Да, существовала, но митрополит Андрей от нее уходил, причем очень
оригинальным образом — всячески поддерживая и благословляя погромщиков
и убийц.
Вот лишь некоторые факты, которые не пытаются опровергать даже самые последовательные апологеты Шептицкого.
Так, например, в самый разгар львовского погрома в июне-июле 1941
года к Шептицкому пришел его друг и главный раввин Львова профессор
Иезекиль Левин с просьбой повлиять на убийц: «Спасите тысячи жизней!»
Шептицкий выразил надежду, что толпа скоро успокоится, и предложил
Левину личное спасение в его резиденции. Левин отказался, на обратном
пути был схвачен на улице и затем убит в тюрьме после публичных пыток.
А 1 июля митрополит писал: «Мы приветствуем победоносную немецкую
армию, которая освободила нас от врага». Он призвал свою паству быть
верными Богу и правительству новой Украины во главе с Я. Стецько.
Знал ли Шептицкий, что именно Стецько являлся идеологом погрома,
а немецкие его покровители не мешали оуновской милиции убивать евреев?
Однозначно знал!
25 июля 1941 года был первым из «Дней Петлюры» — трехдневного
погрома, в котором убито примерно две тысячи евреев. Львовское радио
передает не проклятия церкви в адрес убийц-садистов, а призыв её главы
Шептицкого к украинскому населению помогать немецким властям. Крестьян
митрополит просит обеспечивать немецкую армию продуктами в благодарность
за избавление от большевистского ига.
8-15 октября 1941 года во Львове происходит выделение «еврейского
квартала» и переселение в него, сопровождающееся уничтожением 5000
евреев. В последний день этой карательной акции Шептицкий не осуждает
её, а пишет польскому католическому архиепископу Львова Болеславу
Твардовскому: «Безнаказанно действуют большевики-партизаны и жидовские
банды».
Когда в апреле 1943 года происходит акция уничтожения еврейских
полицейских и их семей, Шептицкого посещают высшие чины СС
и руководитель германской разведки адмирал Канарис, чтобы заручиться поддержкой в деле создания украинской дивизии СС «Галичина».
Будущий командир дивизии полковник СС Бизанц передал митрополиту 300
тыс. злотых от генерал-губернатора Польши (куда входила Галиция) г.
Франка. Бизанц отрапортовал, что митрополит Андрей проявил
заинтересованность в создании дивизии и поручил епископу Иосифу Слипому
провести церемонию присяги. До отправки на фронт эта дивизия в течение
года выискивала и уничтожала в городе и окрестных лесах сбежавших
от казней евреев.
Кстати, история отношений самого адмирала Канариса с евреями чем-то похожа на историю Шептицкого.
По данным израильского историка Дани Орбаха, шеф германской разведки
спас от уничтожения более 500 евреев, переправив их в основном в Испанию
и Португалию как агентов абвера. Среди спасённых им числится и духовный
лидер иудаистского религиозного течения любавических хасидов (Хабад)
ребе Йосеф Ицхок Шнеерсон, вывезенный офицерами абвера в начале 1940
года из Варшавы в Берлин, а оттуда в Ригу и далее через Швецию в США.
Представители Хабада неоднократно подавали официальное прошение
в израильский Национальный мемориальный центр Холокоста Яд ва-Шем
с просьбой признать Канариса праведником народов мира. Яд ва-Шем
отказался признать Канариса праведником на основании того, что
подчинённые Канарису части абвера были причастны к убийству евреев.
Выдвигающий кандидатуру Шептицкого на соискание звания «Праведника народов мира», он же спасенный Давид Кахане —
до войны известный львовский раввин и педагог, кандидат на должность
раввина в Войске Польском, в войну — узник Львовского гетто и Яновского
концлагеря, после войны — главный раввин израильских военно-воздушных
сил и главный раввин в Буэнос-Айресе. Кроме того, рав Давид являлся
членом той самой комиссии, которая присуждает это звание.
Когда дошло до голосования в 1981 году, то из 13 членов комиссии двое
воздержались (среди них, судя по протоколу заседания, и сам рав
Кахане), пятеро высказались за присуждение звания и шесть — против.
Отказать! Большинством в один голос!
Комиссия собиралась для обсуждения дела Шептицкого в 1967 году
(дважды), в 1979, 1981, 1984, 1990 годах и еще не раз. К середине 1996
года набралось 12 заседаний, а потом еще и еще. И всегда — отказ.
Ибо нельзя, спасая одних, поддерживать убийц их же соплеменников. И
это урок для нынешних украинских властей, которые в том же киевском
Бабьем яру ставят памятники и жертвам Холокоста, и идеологам уничтожения
евреев.
P.S. Подлинные убеждения Шептицкого так и остались загадкой. Но есть несколько писем, которые никуда не денешь.
Еще в марте 1914 года Шептицкий отправил Николаю ІІ тайное послание, в котором уверял императора в своей верности и называл его «объединителем славянства»:
«Православно-католический митрополит Галицкий и Львовский, много
лет желающий и готовый ежедневно жертвовать своей жизнью за благо
и спасение Святой Руси и Вашего Императорского Величества, повергает
к ногам Вашего Императорского Величества сердечнейшие благопожелания
и радостный привет по случаю завершающегося объединения остальных частей
Русской Земли» (опубликовано в газете <Новое время>,
Петроград, август 1917, цит. по Семен. В. Савчук і Юрій Мулик-Луцик
Історія Української Греко-Православної Церкви в Канаді т 2 С 619).
23 сентября 1941 года после взятия Киева он направил Гитлеру письмо, в котором заявил:
«Ваше Превосходительство! Как глава Украинской греко-католической
церкви, я передаю вашему превосходительству мои сердечные поздравления
по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре —
Киевом. Видим в вас непобедимого полководца несравненной и славной
германской армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое вы
себе, как фюрер великого германского рейха, взяли за цель в этом
походе, обеспечивает вашему превосходительству благодарность всего
христианского мира.
Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении
могучего движения германского народа под вашим руководством. Я буду
молить Бога о благословении победы, которая явится залогом длительного
мира для вашего превосходительства, германской армии и германской
нации». (Сергійчук, М. Ліквідація УГКЦ (1939-1946). Документи радянських органів державної безпеки, Том 1. Київ, 2006. — С. 179).
После освобождения Львова Шептицкий пишет такое письмо: «Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон.
После победоносного похода от Волги до Сана и дальше вы снова
присоединили западные украинские земли к великой Украине. За
осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками
считали себя одним народом и хотели быть соединёнными в одном
государстве, приносит вам украинский народ искреннюю благодарность.
Эти светлые события и терпимость, с которой вы относитесь к нашей
церкви, вызвали и в нашей церкви надежду, что она, как и весь народ,
найдёт в СССР под вашим водительством полную свободу работы и развития
в благополучии и счастье. За всё это следует вам, верховный вождь,
глубокая благодарность от всех нас». (Архив Президента РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 9. Л. 94-95).
И последнее. Всего за время нацистской оккупации было уничтожено 98% львовских евреев…
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.