1920: новый год, наступивший раньше всех стилей

04 січня 2020, 15:43
Власник сторінки
Политолог и журналист
0

Новый, 1920 год наступил для Харькова не по старому и не по новому стилю, а на двадцать дней раньше. Когда власть в городе сменилась в последний раз.

Новый, 1920 год наступил для Харькова не по старому и не по новому стилю, а на двадцать дней раньше. Когда власть в городе сменилась в последний раз.

12 декабря 1919 г. город, оставленный частями Добровольческой армии, был взят красными. На этом Гражданская война для губернского города завершилась. Хотя в его окрестностях бои продолжались до начала января. 

Бегство

Уже в 20-х числах ноября в городе начались панические настроения. Вот что писала дочь белогвардейского пропагандиста, а затем героя французского Сопротивления Ирина Кнорринг: «8 (по нов. ст. 21) ноября 1919. Пятница. Мамочка собирается бежать. Хотят продать пианино. Ужасное, ужасное положение! Я никуда не поеду! Не все ли равно, где умирать, в Харькове или в каком-нибудь Ростове или на Кавказе. Если красные возьмут Харьков, то, конечно, и Ростов, а там опять воцарится большевизм. Положение на фронтах ужасное. В теперешние морозы солдаты ходят босиком, полуодетые. Между тем как здесь, в Харькове, в кабаре, в театрах толпа буржуев в дорогих мехах, в бриллиантах!!! Но что, если Харьков возьмут?!?! 25 ноября (по нов. ст. 8 декабря) Понедельник. 17-го ноября бежали. Вот уже несколько дней, как мы в Ростове».
22 ноября институт благородных девиц, отслужив напутственный молебен и захватив только часть имущества, покинул Харьков. В составе 157 воспитанниц, 38 человек персонала и 46 членов семей служащих он был эвакуирован в Одессу. Однако там он долго не задержался. Свое последнее пристанище Харьковский институт благородных девиц нашел в Сербии, где и оставался центром эмигрантского образования до своего окончательного закрытия в 1932 году.
3 декабря в Харькове вышел последний номер газеты «Новая Россия». Ее редактор профессор В. Даватц выбрался из Харькова вместе с городской управой 8 декабря (по новому стилю). Тем же днём датируется и самый последний выпуск «Южного края», хотя его владелец Иозефович никуда не уехал и пережил свое детище более чем на десятилетие. Замолчала и газета «Полдень». Формально эти издания были закрыты большевиками и больше не возобновлялись. 
6 декабря сформированный харьковцами 3-й Корниловский полк почти полностью погиб во время боев с частями РККА в лесах северо-восточнее Змиёва (осталось 86 человек личного состава). Памятник ему был установлен в 2011 году на территории церкви в поселке Кочеток Чугуевского района.
8 декабря ввиду угрозы скорого падения Харькова главноначальствующий Добровольческой армии Май-Маевский со штабом покинул город. Приказом по ВСЮР от 10 декабря 1919 года №2688 вместо В. З. Май-Маевского главноначальствующим был также назначен П. Н. Врангель. Выехавший из Ростова-на-Дону 8 декабря, он не успел прибыть в Харьков и вступить в должность, расположившись со своим штабом 10 декабря в Змиёве. День спустя конница Буденного заняла Валуйки, а 14-я советская армия — Валки, а 11 декабря красная кавалерия под руководством В. Примакова взяла с утра Мерефу и отрезала деникинцев с юга от Харькова. К концу дня подразделения 8-й Червоноказачьей и Латышской дивизии вступили в Харьков, окончательно овладев им на следующий день.
Вот как вспоминал этот день писатель Яков Тайц: «Однажды мы пять суток не выходили из дому. Неподалёку, на станции и на путях, шли бои. Красные наступали. Мы всё время слышали где-то совсем рядом то беглый винтовочный огонь, то пулемётное «так-так-так», то пушечное «бабах»…
Наконец на шестой день стало тихо. И в этой замечательной тишине вдруг послышался стук копыт. Всё громче, всё ближе… Я набрался храбрости и выглянул в окно. Я увидел у нас во дворе всадника».

Ревком действует

Большевики сделали город столицей Советской Украины вплоть до 1934 года. В этот же день советские партизаны совместно с махновцами взяли Полтаву. Тогда же в Москве был создан Всеукраинский ревком, председателем которого был назначен бывший депутат IV Государственной Думы Григорий Петровский, а в его состав, помимо большевиков, были включены «боротьбисты». В своем первом манифесте к украинскому народу ревком по­обещал сразу по освобождении Украины созвать 4-й Всеукраинский съезд Советов. С 22 декабря ревком работал в Харькове. 
Среди его первых решений — введение комендантского часа, который, однако, не действовал для актёров театра Н. Синельникова. Сотрудники общественной библиотеки обратились в ревком с требованием выплатить долги по зарплате за предыдущие месяцы, но им было отказано, но Укрревком обещал платить регулярно «с момента занятия города советскими войсками».
Большевики начали бурное партийное строительство. Они стали объединять заводские ячейки в районные парторганизации. Так начиналось деление города на районы, с небольшими изменениями существующее и по сей день. 
26 декабря 1919 г. Ленин направил в Харьков телеграмму в адрес губ­ревкома: «Положение транспорта настолько тяжело здесь, что нужны героические усилия как для доставки угля сюда, так и еще более для усиленного ремонта паровозов. Двиньте на это лучшие силы, проверяйте лично, введите премирование хлебом за каждый исправленный паровоз, восстанавливайте лучшие мастерские, вводите две и три смены».
Новый год ознаменовался для Харькова тем, что начались серьёзные перебои с электричеством. С 1 января 1920 г. в городе остановились трамваи до июня 1921 года. Ток в те дни подавался только отделу военных заготовок и школе красных командиров.
Вместо старых газет стали издаваться «Известия Харьковского Совета рабочих депутатов»; «Известия Временного рабоче-крестьянского правительства Украины и Харьковского Совета рабочих депутатов». В 1920 году в Харькове также издавался журнал «Коммунист», орган ЦК КП(б)У. Закрылись гимназии и реальные училища. На их базе спешно создавались трудовые школы. Вузы продолжили работать. 
Возобновилась работа и городского совета. Революционер, гласный городской думы созыва 1917 года от РСДРП(б) Алексей Николаевич Иванов был отозван из Красной Армии на советскую работу, избран председателем Харьковского губисполкома и одновременно — председателем Харьковского городского совета. И главное, чем занялась новая городская власть, — введение карточной системы и перераспределение жилого фонда, называемое тогда «уплотнением».
«В двадцатом году нас уплотнили. Четыре женщины — работницы табачной фабрики — вселились в нашу квартиру. Для них реквизировали самую большую комнату — столовую. Сейчас я думаю, что в ней было метров пятнадцать. В столовой стоял огромный буфет; в нижнем его отделении работницы поселили поросенка. Это был самый смирный и тихий поросенок, которого мне доводилось встречать в жизни», — вспоминал И. Меттер.
Вскоре начнётся массовая национализация предприятий. Но до этого надо было еще дожить.

Время

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Харьков,гражданская война
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.