А в Усадьбе Арефьевых опять аншлаг. В курортном поселке Славско принимали гостей. Более двух десятков именитых мастеров приехали на уже двадцатый Международный пленэр живописи “Максим”.
Любое событие всегда начинается с дороги. Но, если кто-то думает, что добраться с Киева до Славско легко, то глубоко ошибается. Хотя, на первый взгляд все выглядит очень даже оптимистично. Несколько прямых поездов. В том числе фирменный закарпатский. Сияющие свежей краской отремонтированные вагоны. Везде нержавейка и новенький пластик.
Однако наша железная дорога не может без сюрпризов. К сожалению пассажиры об этом узнают уже после отправления. Когда выйти невозможно. А десантироваться на ходу как-то не с руки.
Оказывается кондиционер работает исключительно по желанию проводника. А оно почему-то в большинстве своем не совпадает с аналогичными чувствами несчастных путешественников. К тому же у этого агрегата в наличии всего два режима, - включено или выключено. Или дует со всей дури, - или же по мертвецки молчит. А так как вагоны сделаны очень качественно, без единой, даже самой маленькой щели, то выбор небольшой. Или же мерзнуть, или же задыхаться, покрываясь липким потом. К тому же ураганный поток воздуха просто сносит с полки верхнего пассажира. Увернуться невозможно. Спасают прогулки по коридору с выходами в тамбур. И так всю ночь. Но, все хорошее рано или поздно заканчивается.
Районный центр Сколе, это уже горы. Пора подниматься и собирать вещи. Хотя сделать это весьма затруднительно – поезд мчится и петляет как ошпаренный заяц. При этом устоять на ногах весьма не просто. Тем более, когда за спиной немаленького размера и веса рюкзак. Наконец, за очередным поворотом поезд снижает скорость и останавливается. Все, приехали, Славско.
Поселок встречает утренней свежестью гор и целой оравой местных таксистов, готовых отвезти куда угодно. Но, на этот раз им не повезло. Радушные хозяева позаботились и возле вокзала гостей уже ожидает мощный внедорожник. В этих местах подобный транспорт является жизненной необходимостью. На другом можно просто не доехать. Полторы минуты до машины, несколько секунд на то, чтобы забросить вещи в багажник и можно трогаться в путь. Хотя, сколько той дороги, – от силы минут семь.
Но, даже и этого хватает, чтобы увидеть позитивные изменения. Улица с таким оригинальным названием Привокзальная уже полностью выложена плиткой. На школьном подворье сверкает свежей краской городок тренажеров. Добавились пару продуктовых магазинов. Главное же, - в отдаленном микрорайоне улицы покрыли асфальтом. Теперь никакой дождь не страшен.
Ворота гостеприимно распахнуты, а все подворье «Усадьбы Арефьевых» забито машинами. В этом ничего необычного нет. Художники с Западной Украины предпочитают добираться своим транспортом. Белой вороной среди них выделяется автомобиль с литовскими номерами. Рачительные прибалтийцы посчитали, что таким образом им добираться гораздо выгоднее.
Усадьба Арефьевых давно стала любимым домом, а ее хозяева хорошими друзьями. И дело даже в не удобствах. Об этом и говорить не приходится, все на высоте и за вполне приемлемую цену. Главное – какая-то неповторимая по-настоящему домашняя атмосфера.
Хотя подниматься с рюкзаком по винтовой лестнице на третий этаж еще то удовольствие. Зато номер очень уютный. Большая двухместная кровать, удобный диванчик, шкаф и столик для мелочей. Да, еще две прикроватные тумбочки. Телевизор под потолком. И картины на стенах. Кстати многие туристы использую их в качестве путеводителя. По принципу, - туда хочу, где старая деревяная хата на склоне стоит.
Кстати, значение слова «пленэр» буквально переводится как работа художника на воздухе. Традицию эту, заложенную несколько лет назад на берегах Сены, теперь подхватили жители Бойкивщины.
Надо отдать должное зачинателям и инициаторам этого движения Оксане и Дмитрию Арефьевым. Именно в их доме зародилась сама идея проведения пленэра. К Арефьевым, большим любителям и ценителям живописи постоянно приезжали их друзья художники. И как раз во время одной из таких домашних посиделок по словам львовского художника Ореста Косаря и вызрела мысль. Однако прошло более семи лет, прежде чем удалось превратить желаемое в действительность.
Но, это не просто богемная тусовка. Творцам дали возможность познакомиться с уникальной природой, культурой и бытом жителей Прикарпатья. География участников была также обширна. В этот раз приехали художники со Львова, Борислава, Черкасс, Сум, Полтавы, Киева, разумеется местные со Славско. И гости из Литвы.
Каждый день находили мастера сюжеты для своих работ на петляющих улочках Славского, на склонах окрестным гор или берегах местных речушек. И каждый день вокруг них собирались местные жители и вездесущие туристы. Ведь далеко не всякому доводиться присутствовать во время самого рождения шедевра. И, конечно же, было полно детворы. Мало того, мэтры провели мастер класс для ребятишек сельской школы. Это надо было видеть, как загорались глаза маленьких художников, стоявших и рисующих рядом с теми, чьи имена они могли только вчера прочесть в своих учебниках. Уж этот урок они запомнят навсегда.
Интересно наблюдать, как постепенно преображается усадьба Арефьевых в своеобразный музей искусств. Картины висят, стоят везде, - в комнатах и коридорах, в столовой и кухне. Даже сауна заполнена произведениями живописи. И каждый вечер проходит жаркое обсуждение работ. Ведь коллеги это самые суровые критики. Но удивительно, как заметил один из организаторов пленэра, львовский живописец Виктор Стогнут, «За две недели творческие люди, индивидуалисты, даже ни разу не перессорились». И все это благодаря доброжелательной атмосфере, созданной в первую очередь хозяйкой дома пани Оксаной, «Им нравилось в Славско рисовать, нравилось у меня проживать, а мне нравились их работы и они сами».
Во дворе, на балконах и в комнатах сушатся картины. И в этом, на первый взгляд хаосе, скрыт потаенный смысл. Потому, что все на виду. И каждый в любой момент может подойти и посмотреть. Оценить и высказать свое мнение. Или дать совет.
И еще один штрих. Когда художники разных школ работают буквально бок о бок невольно происходит перетекание жанров. В большей или меньшей степени. Иногда почти не заметно. А бывает прорывает. И возникает нечто совершенно не свойственное автору.
А теперь представьте себя на месте гостей, проживающих в этой небольшой гостинице. В каждой комнате, коридоре, везде висят картины. Причем многие из них можно купить. Так что усадьбу Арефьевых по праву можно назвать своеобразным художественно-туристическим центром. И она уникальна по своей сути и духу.
Уникальность центра заключается и в том, что картины служат своеобразным путеводителем. Они являются прекрасным стимулом для туристов, приехавших к Арефьевым, посетить эти места. Где вы найдете еще что-то подобное?
А не так давно в усадьбе Арефьевых зародилась еще одна традиция. Дело в том, что стены обеденного зала в доме украшены настоящими речными камнями. И как то один из художников оставил на одном из камней свой автограф. Просто так, шутки ради. Но, пример нашел своих последователей. И теперь уже десятки камней имеют свои персональные знаки от мастеров. Вот такая своеобразная аллея славы получилась.
Надо сказать, что подобные нестандартные решения здесь не редкость. Не зря многие каталоги, газеты, журналы относят усадьбу Арефьевых к категории оригинального отдыха. А, кроме того, гости имеют возможность не просто хорошо отдохнуть, но и посмотреть множество удивительных мест. Ведь Славско занимает уникальное положение. Вокруг в пределах досягаемости просто огромное количество интереснейших объектов. Вот только информации о них маловато. Хорошо, что еще отдельные энтузиасты как семья Арефьевых пытаются рекламировать свой родной край.
В этот раз новая дорога, она же центральная улица поселка открыла и новый маршрут “Вдоль реки Славки”. Одно их главных его преимуществ, - всепогодность. Дождь не помеха, даже придает прогулке особый шарм.
Возле горнолыжных трасс “Политеха” появились новые магазинчики, кафе и обязательные пункты проката. Отельный комплекс "Перлына Карпат" стоит у дороги на вершине холма и служит своеобразным ориентиром для туристов. Для тех, кто возвращается в усадьбу Арефьевых, - осталось совсем немного, максимум десять минут. Для вышедших же на маршрут, - самый трудный участок позади, далее спуск и ровная дорога. Кстати, отсюда открываются шикарные виды на Славско.
Узкое место на дороге, - тоннель под железной дорогой. Во-первых следует быть осторожнее с автомобилями. А во-вторых если дождь, то в этом месте обязательные лужи. Нет, не так, - ЛУЖИ!!! И если очень “повезет”, можно основательно подмочить свою репутацию. Зато далее особых проблем не возникает.
Поворот в сторону вокзала служит своеобразным маркером маршрута. Именно здесь стоит мост через реку Опир. А метрах в двадцати вверх по течению находится место слияния двух рек. В жаркую погоду прекрасно виден каждый камушек на дне. А вот когда пройдет пусть даже самый небольшой дождик смиренная с первого взгляда речушка превращается в ревущий поток.
У основания холма, где поселились местные власти кипит работа. Идет укрепление склонов. Судя по замаху, здесь собираются возвести, как минимум крепостную стену. Златоглавая церковь для туристов безбожников интересна только как указатель. А вот если пройти пару сотен метров вверх на местное кладбище, можно увидеть старую деревяную церквушку. Собранную в традициях бойковской архитектуры.
Возле самого большого моста через реку Славку обустроили даже видовую площадку. А все из-за россыпи небольших водопадов. Стремительный поток воды выскакивая из-за поворота, проносится по этой своеобразной стиральной доске и устремляется к своему собрату реке Опир.
Вдоль дороги еще можно увидеть старые деревяные хаты. К сожалению их становится все меньше и меньше. Время вносит свои коррективы. Зато по склонам как грибы после хорошего дождя вырастают новые творения. И среди них есть весьма интересные. Во всяком случае, построенные не по принципу, - главное чтобы больше чем у соседа.
От дороги к реке спускаются улочки тропинки, заканчивающимися бродом или мостом. Двух одинаковых здесь не найдешь. Строят из того, что кто может и что может. От прадавнего деревяного на канатах до собранного из войскового понтона. Своеобразная выставка современного народного технического творчества.
И каждый мост это прекрасная точка для съемки. Двух одинаковых не найти. Только эксклюзив.
Постепенно хатынки сменяются пока еще лесом. Он подступает вплотную к дороге. Так что кому надоело бегать к реке может забраться в горы. При этом далеко ходить не надо. Красоты в шаговой доступности. Периодически встречаются уголки для отдыха.
А дорога тем временем также начинает забираться на очередной мини перевал. И за очередным поворотом слышится шум падающей воды. Который не может заглушить даже усиливающийся дождь. Оказывается это обыкновенный водосброс с маленькой плотины. Перекрыли небольшой ручей и образовалось миленькое озеро с лебедями и обязательной рыбой.
А сверху над водной гладью натянута сеть медвежьей лазалки. Правда топтыгины к этому не имеют ни какого отношения. Просто чуть выше по ущелью находится отельный комплекс “Вежа медвежа”. И в качестве развлечения обустроены несколько веревочных трасс. Как говорит сам хозяин, чтобы пройти самую сложную, необходимо иметь подготовку на уровне спортивного разряда.
А вот переждать начинающийся ливень особенно и негде. Хорошо, что сердобольные охранники разрешают спрятаться под козырек дежурной будки. И как-то совершенно не хочется возвращаться по такой погоде. Проблема решается просто, звонок другу. В смысле в усадьбу Арефьевых. И через двадцать минут подкатывает тот самый такой уютный и комфортный внедорожник. Пора на отдых.
Финальным аккордом двадцатого международного пленэра «Максим» стал уже традиционный вернисаж участников, состоявшийся в одноименном ресторане. И были высокие гости. И звучали громкие речи. Но главное ведь не в этом. Главное, что сохраняется традиция. Ведь, в той же Европе многие популярные курорты в межсезонье принимают художников и почитателей искусства. И, соответственно за ними устремляется поток туристов.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.