Конфликт Филарета и ПЦУ служит очередным примером того, что украинское общество является силой, с которой необходимо считаться
Существует устойчивая точка
зрения, что Украина давно на 100% стала игрушкой в руках внешних сил и утратила
субъектность. Оснований так говорить немало, и спорить с этим непросто, но всё-таки, хотелось бы
предостеречь от подобных упрощений. Вечно так получается, что стоит кому-то из
внешних игроков посчитать здешние вопросы решёнными в свою пользу и
переключиться на другие дела, украинское общество выкидывает что-то новенькое. Тут
можно вспомнить, как Путин поздравлял Януковича с избранием в президенты, как
при Ющенко Украина «окончательно и бесповоротно» становилась на путь
евроатлантической интеграции. Если же не заглядывать далеко во времени, то
можно ведь и избрание Зеленского трактовать как борьбу общества за проявление самости.
Ну а самый последний пример это размолвка Киевского патриархата с ПЦУ. И хотя в
данной ситуации Филарет «играет чёрными», у него, судя по всему, есть шансы
сломать игру внешним силам.
В прошедшую неделю Украинская
православная церковь была занята грядущим днем рождения своего предстоятеля
Онуфрия. И в те же самые дни глава
непризнанного Киевского патриархата Филарет сделал заявления по поводу экономических требований
Вселенского патриарха Варфоломея по отношению к приходам ПЦУ. Это было
обставлено как подтверждение независимого расследования «Вестей», но как-то уж
очень удачно получилось. Напомню, Варфоломей, по
словам Филарета, потребовал регулярные платежи с каждого прихода ПЦУ,
которые должны составить сумму до 28 млн. USD в
месяц со всей Украины. Как
видится, это не просто выстрел в информационной войне, но мастерский и глубоко
продуманный шаг опытного политика. Сейчас, когда представители канонических
поместных православных церквей прибыли в Киев для поздравлений Онуфрия, Филарет
может быть уверен, что его информация точно и быстро будет донесена до всего
мирового православия.
В своё время Карл Маркс озвучил
тезис о примате экономического базиса
над идейными конструкциями. Конечно, ни
один священник, по определению, не может с этим согласиться, но отрицать
влияние денежных отношений дела земные вряд ли кто-то из них станет. Если Стамбул подберёт под себя всю Киевскую
митрополию с её ресурсами, его аппетиты, скорее всего, вырастут. После этого
можно будет ожидать дальнейшей экспансии на каноническую территорию других
церквей. И если раньше церковные споры на публике шли больше в плоскости
канонического права, то сейчас Филарет переводит дискуссию в русло обсуждения
конкретных денег. Фактически, своими заявлениями он мобилизует всю православную
оппозицию Вселенскому патриарху. Защищая свои вотчины, поместные церкви могут
перейти от глухого непризнания деятельности Варфоломеев к более решительным
действиям.
Между тем, своим заявлением
Филарет ещё сильнее укрепляет священников
УПЦ в решимости остаться в лоне
канонической церкви вместе с приходами. Иногда об этом забывают, но главный ресурс
церкви это не культовые сооружения, не
иконы, не утварь, а непосредственно прихожане, с которых каждый приходской
священник и кормится. И тут, с сугубо практической точки зрения, такие священники на местах оказываются перед выбором из двух
зол - лишиться храма, но сохранить приход (и доход) в прежнем режиме, либо
взвалить на себя новое бремя постоянных выплат. На длинной дистанции второй
вариант намного менее выгоден. Тут надо сказать, что сейчас практики
перечисления каких-то средств из приходов УПЦ в сторону Москвы нет. Говорят,
раньше дело обстояло как раз наоборот, хотя я слышал, как наши батюшки
сетовали, что сейчас «москали стали туговаты» на участие в благотворительных
программах на территории Украины.
Недавно мне довелось присутствовать
на мероприятии, в котором участвовало много священников УПЦ. После завершения
обязательной части батюшки разбились по кружкам и стали обсуждать дела в
епархии, общих знакомых и последние события. Естественно, обсуждение дошло и до
последних действий Филарета, который на тот момент как раз успел объявить о
созыве своего собора. Судя по общему тону обсуждения, симпатии обычных
священников были, скорее, на стороне Филарета. Возможно, старый противник
казался им привычнее. Возможно, сыграло
то, что Филарет оказался в положении жертвы государственной политики - подобно
УПЦ в последние годы. Так или иначе, когда один из батюшек сказал "Дід їм
щє покаже", остальные одобрительно согласились. Кто знает, во что это
выльется для самого Константинопольского патриарха.
Филарет, как опытный и глубоко
разбирающийся в наших реалиях общественный деятель, небезуспешно пытается
оседлать глубинное движение украинского общества к субъектности. Он знает или,
по крайней мере, чувствует, что украинское общество (украинский мiр) существует и стремится
действовать в своих интересах. Хотя
внешние игроки с той или другой стороны могут на время путём давления и
серьёзных затрат захватить политическую и информационную повестку в стране,
каждый раз, когда они начинают верить в собственную пропаганду о совершенно
безвольной Украине, это оборачивается для них большими проблемами. Хотелось бы, чтобы эта истина дошла до наших
соседей по земному шару побыстрее – так будет лучше всем.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.