К столетию со дня рождения Бориса Слуцкого
100
лет назад, 7 мая 1919 года, родился Борис Слуцкий. Он появился на свет в
Славянске тогда, когда красные и белые сражались между собой за юг
России, а умер в Туле за два дня до открытия предпоследнего съезда КПСС.
Таким образом, он прожил в Стране Советов почти с самого начала почти
до самого конца.И
происхождение его было не самым подходящим для жизни в той стране —
сначала, до войны, непролетарское (отец — торговый работник, мать —
выпускница гимназии), а в послевоенное время — еврейское (двоюродный
брат возглавлял разведку МОССАД). И, тем не менее, Борис Абрамович был
одним из самых убежденных коммунистов в советской литературе. Но прежде,
чем стать таким, каким его помнили современники, он рос в Харькове,
куда родители его привезли трехлетним.
Харьков, тогда столица УССР, переживал самую тяжелую ломку в своей
истории. Харьковцев уплотнили, повыбили или вытеснили вон, приезжие
вживались в город, с которым их ничего не связывало ранее. И из их
симбиоза рождались те, кого вскоре назовут харьковчанами. Это был город,
где в музыкальном театре, именуемом тогда, извините, Держоперой, давали
балет «Лебедячий ставок». Это было там, где русский театр закрыли почти
на десятилетие, а великий режиссер Николай Синельников был вынужден
скитаться по всей стране. Это было время тотальной украинизации. Однако
и старые, и новые жители города и окрестностей были убеждены, что
говорят не как-нибудь, а по-русски.
«Русский язык (а базар был уверен,
Что он московскому говору верен,
От Украины себя отрезал
И принадлежность к хохлам отрицал),
Русский базара был странный язык.
Я до сих пор от него не отвык», — писал впоследствии Слуцкий.
Душой города, несмотря на все революционные перемены, оставался
базар. Для Слуцкого — Конный, для его старшего современника Израиля
Меттера — Благовещенский или знаменитый Благбаз.
«Я вырос на большом базаре,
в Харькове,
Где только урны
чистыми стояли,
Поскольку люди торопливо харкали
И никогда до урн не доставали», — звучит в стихах этого поэта.
А когда столицу вывезли в Киев, город снова стал приходить в себя. В
здании, где раньше были Дворянское собрание, затем — ВУЦИК, открылся
Дворец пионеров. Там не только прошла реанимация новогодней ёлки
под аккомпанемент Марка Гурченко, но и работали кружки, о которых
Слуцкий вспоминал так:
«Я в Дворце пионеров, в Харькове,
Где артисты читали Горького
И огромный кружок полярников
Летом ездил по полюсам,
Видел Павла Петровича Постышева.
Персонально видел. Я — сам.
Пионер — с 28-го,
Комсомолец — чуть погодя…»
Один из таких кружков — литературный — вел Григорий Александрович
Гельфандбейн, которому довелось пережить всех своих воспитанников.
Позднее он, приходя в гости к кружковцам 70-х — начала 80-х, среди
которых был и автор этой статьи, говорил нам: «Самым талантливым из моих
кружковцев был Миша Кульчицкий, а самым читающим — Боря Слуцкий». И
действительно, память у Бориса была особенная, о ней он сам говорил так:
«У меня была такая память — память отличника средней школы».
Ближайшим другом Слуцкого был погибший под Сталинградом Михаил
Кульчицкий, сын дворянина, офицера императорской армии, а затем — юриста
и политзаключенного. Олеся Кульчицкая, сестра Миши, вспоминала: «Он
часто приходил к нам, вернее, к брату… Другие ребята запросто, иногда
шумно, проходили в комнату к Мише. Борис же задерживался, обязательно
здоровался со всеми домашними. Наш отец, Валентин Михайлович, если бывал
дома, беседовал с Борисом, задавал ему вопросы, заинтересованно
выслушивал все, что отвечал Борис». Так приходило восприятие жизни
разноцветное, а не прямолинейное:
«Старых офицеров застал еще молодыми,
как застал молодыми старых большевиков,
и в ночных разговорах в тонком табачном дыме
слушал хмурые речи, полные обиняков.
Век, досрочную старость выделив тридцатилетним,
брал еще молодого, делал его последним
в роде, в семье, в профессии,
в классе, в городе летнем».
А потом Слуцкий покинул Харьков. «Осенью 1937 года я поступил в МЮИ —
Московский юридический институт. Из трех букв его названия меня
интересовала только первая. В Москву уехала девушка, которую я тайно
любил весь девятый класс. Меня не слишком интересовало, чему учиться.
Важно было жить в Москве, не слишком далеко от этой самой Н.».
Поступил в юридический Борис по настоянию отца и по совету Валентина
Михайловича Кульчицкого, а когда Миша Кульчицкий решил бросить
Харьковский университет и перевестись в Литературный институт, вдвоем
они пошли на поиски поэта, который дал бы Кульчицкому рекомендацию
для поступления.
Слуцкий вспоминал: «…мы пошли к Антокольскому. Он выслушал
Кульчицкого, изругал его и охотно дал рекомендацию. Потом попросил
почитать меня — сопровождающее лицо. Восхвалил и дал рекомендацию. Через
сутки я был принят в Литературный институт и целый год подряд гордился
тем, что получаю две стипендии — писательскую и юридическую». Через два
года, окончив полный курс обучения, Слуцкий не стал получать юридический
диплом. В то же время летом и осенью 1941 года в ожидании, когда
военкомат удовлетворит его просьбу о призыве в армию, он окончил
Литинститут, семинар Ильи Сельвинского, названный потом немногими
выжившими «братской могилой».
А дальше — фронт. Ушел Слуцкий рядовым, а вернулся майором. Служил
секретарём и военным следователем в дивизионной прокуратуре. С осени
1942 — инструктор, с апреля 1943 — старший инструктор политотдела 57-й
армии. Несмотря на то что был политработником, постоянно лично ходил
в разведпоиски. На фронте был тяжело ранен, инвалид второй группы. В
1943 году вступил в партию. После войны — на литработе. Переводы, стихи
в разных изданиях…
Михаил Светлов еще в 1954 году на обсуждении стихов Слуцкого в секции
поэзии Союза писателей сказал: «По-моему, нам всем ясно, что пришел
поэт лучше нас». Лишь благодаря статье И. Эренбурга «О стихах Бориса
Слуцкого» («Литературная газета», 28 июля 1956) вышла книга
стихотворений Слуцкого «Память», и он был принят в Союз писателей СССР
(1957).
Составитель сборника Владимир Огнев вспоминал: «Свой чемоданчик,
чудом сохранившийся с фронта, он раскрыл не сразу. Там хранились стихи
и проза, которую он доверил еще позже. В начале 1957 года Борис
торжественно вручил мне толстую папку стихов: «Донесете?» Он сказал, что
позвонил в «Советский писатель» и попросил, чтоб я составил
и редактировал первую его книгу. Там согласились. Речь шла о сборнике
избранного листов в десять.
Каково же было удивление Бориса, когда я,
придя к нему — тогда он снимал комнату где-то в районе Неглинной, —
предложил свой состав всего из… 39 стихотворений. В книге «Память»,
которая была подписана в печать — какая символика! — 22 июня, значится
40. Слуцкий задумался. Потом твердо сказал: «Хорошо. Только я бы хотел
добавить одно стихотворение — „Последнею усталостью устав…"».
Пожелтевший листок лег на свое место. Слуцкий с церемонной важностью
пожал мне руку, как будто мы подписали меморандум».
В тот же год Слуцкий женился. «Таня Дашковская, став женой Слуцкого,
получила все, как говорится, по «первому классу». Борис одевал ее,
как дети одевают куклу, любуясь и сдержанно восторгаясь, возил
по заграницам, модным курортам, покорно следуя за своеобразным обществом
жены, в каком до женитьбы не имел ни интереса, ни надобности. Светская
жизнь Тани Слуцкой никак не гармонировала с суровым стилем его прошлой
жизни», — рассказывал позднее Огнев.
Год спустя Слуцкий примет участие в травле Пастернака. Тогда
на собрании московских писателей он сказал: «Поэт обязан добиваться
признания у своего народа, а не у его врагов. Поэт должен искать славы
на родной земле, а не у заморского дяди. Господа шведские академики
знают о Советской земле только то, что там произошла ненавистная им
Полтавская битва и еще более ненавистная им Октябрьская революция».
Позднее в своих стихах Борис Абрамович оценит это событие так:
«Уменья нет сослаться на болезнь,
Таланту нет не оказаться дома,
Приходится, перекрестившись, лезть
В такую грязь, где не бывать другому».
Одно из первых публичных выступлений Слуцкого перед большой
аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году.
Организовал его друг поэта — харьковский литературовед Лев Лифшиц.
Вместе с несколькими другими «знаковыми» поэтами 1960-х годов появился
в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» на вечере поэзии
в Политехническом музее. А потом была всесоюзная дискуссия о «физиках
и лириках», навеянная стихотворением Слуцкого.
Казалось бы, советский поэт, убежденный коммунист… Но творчество
Слуцкого любили и люди, которым эта идеология была, мягко говоря,
не близка.
«Именно Слуцкий едва ли не в одиночку изменил звучание послевоенной
русской поэзии. Его стих был сгустком бюрократизмов, военного жаргона,
просторечия и лозунгов. Он с равной лёгкостью использовал ассонансные,
дактилические и визуальные рифмы, расшатанный ритм и народные каденции.
Ощущение трагедии в его стихотворениях часто перемещалось помимо его
воли с конкретного и исторического на экзистенциальное — конечный
источник всех трагедий. Этот поэт действительно говорит языком ХХ века…
Его интонация — жёсткая, трагичная и бесстрастная — способ, которым
выживший спокойно рассказывает, если захочет, о том, как и в чём он
выжил», — подчеркивал И. Бродский.
В феврале 1977 года умерла жена Слуцкого, много лет страдавшая
от рака лимфоузлов. Для него это стало настоящим ударом, от которого он
уже не оправился. За 3 месяца он написал около двухсот стихотворений,
в том числе обращённых к жене, и замолчал как поэт до конца жизни.
«Я ничего не видел кругом —
Слеза горела, не перегорала,
Поскольку был виноват кругом,
И я был жив, А она умирала».
Последние годы Слуцкий провёл в Туле у младшего брата Ефима,
в течение продолжительного времени находился в психиатрической
лечебнице. Скончался 23 февраля 1986 года. Долгие годы после этого
выходили сборники неопубликованного при его жизни.
P.S. В Харькове нет ни улицы Слуцкого, ни мемориальной доски в его честь.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.