Или в который раз: что делать?
Волею судеб страна с „говорящим“ названием Украина (что
дословно означает „у края“) действительно в новейшее время оказалась на краю.
На краю той пропасти, в которую неуклонно сползает всё человечество. Причём пропасть эту
человечество себе „копает“ само. Так что в этом смысле Украина действительно
„впереди планеты всей“.
Вот уже третье десятилетие историческое развитие упорно
толкает эту страну на разрешение тех проблем, которые дамокловым мечом
буквально висят над всем человечеством. И столь же упорно „элита“ этой страны
оказывается неспособной не только с ними справиться, но даже их и уразуметь.
Возникают вопросы: почему неспособна? и почему не
справляется?
Видимо, вопрос здесь не столько в объективных, сколько в
субъективных моментах.
Советская элита, сколь бы ущербной она ни была, для своей
страны всё-таки была элита —
это были если не лучшие (известно, что лучшие попадали в инженеры, учителя,
врачи… в юристы — в том числе и я — попадать избегали, интуитивно чувствуя
антисоциальную направленность всей политической системы), то во всяком случае и
не худшие представители своих народов.
А вот с развалом СССР в этом смысле произошла катастрофа. Не
лучшие (лучшие, как уже было отмечено, становились инженерами, учителями, врачами…),
оказавшиеся в критической ситуации вершителями судеб, опустились до уровня
наихудших и приняли, как водится, худшее из возможных решений — „откат“ от феодально-государственного
капитализма, коим вопреки всем розовым грёзам и ожиданиям в итоге оказался
марксистско-ленинский „социализм“, к капитализму „классического“ типа, но
методом его „построения“ („достойное“ завершение героического „построения
коммунизма“!) было принято обыкновенное воровство, точнее, если пользоваться
терминологией уголовного права, мошенничество — народу, как, впрочем, и всегда,
пообещали едва ли не „райские кущи“, в действительности же проводили „политику“
разворовывания и растаскивания „социалистического“ наследия (народ, как
водится, повёлся на лживые „розовые“ обещания, тем более что и ему была брошена
кость с „барского стола“ в виде „ваучерной“ приватизации всякой мелочёвки вроде
магазинов и общепитов, — и никакое „просвещение“, никакое, даже высшее,
образование, не помогло — толпа из всего возможного всегда выбирает самое
худшее — нижний уровень общественной морали и общественного понимания). В итоге
„построенным“ оказался наихудший вариант капитализма — воровской капитализм.
Воровство как государственная политика, общественная мораль и
соответствующая практика сделали своё дело — уровень общества во всех смыслах
упал даже ниже критической отметки.
И шаг за шагом страна продвигалась и продвигается к упадку и
краху.
И это в то время, когда есть все объективные условия для прорыва вперёд — в
более развитую форму общественного развития.
В том, что капитализм — это плохо, никого в мире капитала убеждать не надо —
это понятно всем, даже самым отъявленным его апологетам. Но почему те планы
преодоления его пороков, которые были предложены К.Марксом и В.И.Лениным (а усилиями
последнего сотоварищи были даже реализованы) привели к прямо противоположным
результатам — понимания этого нет и до сих пор.
Попробуем разобраться в этом крайне важном для судеб мира
вопросе.
Дело в том, что в „предначертаниях“ была совершена „маленькая“
ошибка, стоившая, впрочем, миллионы человеческих жизней (маленький камень,
сдвинутый на вершине горы, как известно, порождает лавину, сметающую всё у её
подножия). То, что в действительности на капиталистических предприятиях являлось
по своей природе коллективным, то
есть осуществляемым в коллективе, — труд — было (вольно или невольно — это
другой вопрос) принято за общественное,
то есть осуществляемое в обществе. А коль это явление — явление общественное,
то есть касающееся всего общества, — то и достоянием его необходимо сделать
всего общества, причём ничего лучшего, чем обратить его в собственность
государства, не нашли — феодально-имперский менталитет сказал своё „веское“
слово. На деле оно оказалось достоянием, точнее, частной собственностью,
государства — сонма чиновничества, занятого тем самым капиталистическим
предпринимательством, против которого
и велась вроде бы борьба. Борьба против
капиталистической эксплуатации в действительности оказалась борьбой за эту самую капиталистическую эксплуатацию,
причём эта эксплуатация оказалась,
во-первых, куда более жёсткой, во-вторых, даже менее экономически эффективной,
чем „классическая“ капиталистическая эксплуатация.
Впрочем, такой результат социальных „преобразований“ не был
„тайной за семью печатями“ и до их начала.
«И не
фантазией, а голой правдой
дышит следующее
грозное предсказание
одного из антропологов: "Идеал
гармонического и
солидарного общественного строя
может не осуществиться вследствие
человеческого вырождения. Тогда
появится централизованный
феодально-промышленный
строй, в котором народным
массам будет отведена в
несколько измененном
виде роль спартанских илотов,
органически
приспособленных,
вследствие своего вырождения, к такому положению вещей".» —
писал В. Вересаев более 100 лет назад („Записки
врача“).
Предсказание сбылось с необычайной точностью. Именно такие
вырожденцы и составили и „старую“ советскую, и „новую“ постсоветскую „элиту“,
причём последние уже гораздо хуже своих предшественников (отрицательная „селекция“ сделала своё дело). Именно их усилиями „построены“ и
советская, и постсоветские антисоциальные „системы“.
Естественно, столь чудовищного надругательства над собой не может выдержать ни
одна экономика, даже экономика 1/6 части земной суши (это
ж сколько ресурсов планеты загублено ради сомнительного социального
эксперимента!). Поэтому вопрос гибели столь антиобщественной системы был лишь
вопросом времени. И спустя всего каких-то семь десятков лет неизбежное
произошло — „лоскутное“ государство, гибель которого пытались предотвратить на
основе ошибочной, как оказалось, идеологии, таки развалилось.
Однако пороки его не только не преодолены, но и многократно
усилены. Беспардонное ограбление народов, торжество низменной воровской
„морали“ и даже попрание всех правил международного общежития — всё это стало
„нормой“ постсоветской воровской действительности.
Теперь встаёт вопрос: а что же делать?
Теперь, когда причины уяснены, ответ на этот извечный вопрос
становится понятным.
Надо возродить коллективное производство — сделать его
таким, каким оно есть и должно быть. Выражаясь фигурально, это должно быть
производство капиталистическое (или почти капиталистическое), но без
капиталистических собственников — в роли собственников могут выступать сами
производственные коллективы.
Причём надо это осуществлять не только на селе, что
достаточно успешно (как и для чего это
другой вопрос) осуществили советские большевики, но вследствие своей дурости и
своекорыстия в конце концов загубили, но и в любой другой экономической сфере.
И в этом случае всё встаёт на свои места — коллективы
производят общественно необходимую
продукцию (не таковую рынок отвергает), работники получают адекватную заработную плату. Коренной социально-экономический
антагонизм капитализма преодолён.
А на этой социально-экономической основе можно уже строить и соответствующую политическую надстройку.
Именно это и есть социализм.
Социализм как реализация извечной мечты человечества социальной справедливости.
15 апреля 2015
г.
А. Торубара
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.