Дума про Ковпака
09 травня 2019, 11:47
Власник сторінки
Глава правления Института украинской политики и Фонда "Украинская политика"
Мало победить в войне, надо еще удержать Победу
Несколько дней тому назад, общаясь с известным медиа-экспертом, я услышал дикую по своей сути вещь.
- Ты понимаешь? В связи с ныне действующим законом о декоммунизации мы не имеем права на телеканалах и в других средствах массовой информации положительно говорить о Ковпаке. Накануне 9 Мая на телевизионные каналы обратился один известный политик, предоставил поздравительный ролик – в нем он упоминает партизанские движения Ковпака, Федорова и Сабурова. А юристы вынуждены были отказать в его размещении.
- Почему? – удивился я.
- Потому, что Сидор Артемьевич Ковпак был не только прославленным партизанским командиром, но и членом ЦК Компартии Украины, заместителем Председателя Президиума Верховного Совета УССР. И эти его послевоенные должности прямо подпадают под действие закона. И я, и другие юристы не хотят подставлять телеканалы под многомиллионные штрафы. Сабуров – кроме того, что громил немцев – был начальником Управления МГБ в Дрогобычской области и воевал с УПА. Федоров после войны долгое время был министром социальной защиты УССР. То есть, они входили в советские руководящие органы, а значит напрямую подпадают под действие закона.
- Бред! Тогда, выходит, под этот же закон попадают Тычина и Бажан?
- Конечно! Положительного упоминания о Павле Тычине как о гениальном поэте достаточно для того, чтобы получить иск к каналу – по той причине, что Тычина в 1953 – 1959 годах был Председателем Верховного Совета УССР, а в 1943 – 1949 годах – народным комиссаром просвещения УССР.
- Но есть же улицы Ковпака и Тычины? – не унимался я.
- Уверен – это временно. Наши депутаты доберутся и до улиц. Всему свое время. Закон им дает такую возможность. А медиа-юристы перестраховываются уже сейчас. Им не нужны санкции со стороны Нацсовета и судебные иски.
Этот диалог меня поразил. Для моей семьи Сидор Ковпак стал частью семейной легенды. Ковпаковцы освободили эшелон, в котором мою бабушку, Лукерью Матвеевну Ткачук, везли на принудительные работы в Германию. После войны, когда брата моей бабушки, ветерана войны, незаконно арестовали, бабушка взяла на руки трехлетнюю дочь – мою маму – и подалась в Киев, искать защиты у Ковпака. Рассказывала, как без проблем попала на прием – просто придя с улицы, записавшись и прождав несколько часов. Как Ковпак выслушал и потом спросил у ребенка:
- Дитино, а що ти хочеш?
- Щоб ви мого дядька Василя відпустили! – со всей детской непосредственностью ответила моя мама.
Ковпак тут же позвонил в прокуратуру, попросил разобраться с делом, взял его на собственный контроль. Спустя неделю дело закрыли за отсутствием состава преступления.
Уверен – это не единичный случай. И мне приходилось встречать подобные воспминания и отзывы неоднократно. Послевоенные бюрократы были более человечные, что ли? Они проходили особую конкурсную комиссию, называемой войной. И у них было иное понимание того, что такое человек.
Но не об этом сейчас речь.
Мы являемся свидетелями того, как под видом декоммунизации (сам процесс мною не ставится под сомнение, но ведь авторы закона от 9 апреля 2015 года стригут под одну гребенку всех!) развернулся откровенный реваншизм, попытки переписать историю войны, а иногда – реабилитировать, поднять на щит откровенных негодяев и преступников. Сегодня открыт новый фронт Второй Мировой войны: ведь мало победить в войне, надо еще и удержать Победу.
Когда за дело берутся те, кто хотят переписать, фальсифицировать историю, очернить или дискредитировать героев – они чудесно понимают, зачем им это надо. В стране созрел политический заказ на пересмотр результатов Великой Войны – в первую очередь из-за того, что война и связанные с нею мифология, мировосприятие, традиции являются тем цементирующим началом, которое связывает украинцев с другими народами бывшего СССР. Уничтожьте память о войне, покажите героем подонками, унизьте подвиг, вычеркните из истории отдельные личности – и вы получите основу для новой пропаганды, которую с лихвой используют на идеологических фронтах войны с памятью о Советском Союзе.
И вот уже появляется депутат, который повторяет манипулятивные данные о том, что основную победу во Второй Мировой (в том числе войне с Германией) одержали США и Великобритания, а не СССР – и мол роль и вклад Советского Союза в победу слишком преувеличен.
И популяризируется американский историк Тимоти Снайдер, который выдвинул теорию о том, что весь сыр-бор 1941-1945 годов был вызван лишь тем, что Гитлеру была нужна только Украина, и что Вторая Мировая война была войной исключительно за Украину. Я понимаю, что парадоксальные теории имеют коммерческий успех, а Снайдер кроме всего прочего является еще и оружием в руках определенных политических кругов США, но всяким фантазиям есть предел.
И буйным цветом прорастают разного рода псевдоисторики типа Марка Солонина или Виктора Суворова.
Цель – одна: заставить рядовых граждан задуматься над тем, а так ли были правы их родители (да и они сами), на протяжении десятилетий в день 9 мая воздавая дань памяти погибшим в войне? А правы ли были их деды и прадеды, отдавая свои жизни не понятно за что? Ведь, умирая за тоталитарный режим, они сами становились пособниками тоталитарного режима? А ведь Третий Рейх – это чуть ли не прообраз нынешнего ЕС (если брать границы – приблизительно то, что останется от ЕС после Брекзита)? Да и Гитлер, оказывается, был не таким плохим человеком? И не так много людей он уничтожил – Сталин намного больше?
И все это промывание мозгов сводится к одному: СССР – большее зло, чем Германия, коммунизм – большее зло, чем нацизм. Откажитесь от своего прошлого – ради светлого европейского будущего.
В свое время опытные западные психологи составили программу искусственного катарсиса (очищения) для немцев: их довольно быстро заставили раскаяться в содеянном в годы Второй Мировой. Да, немецкий народ несет ответственность за то, что произошло в 1939 – 1945 годах. Но то, как быстро многомиллионный народ был погружен в систему раскаивания, было похоже на массовый психоз – тем более, что ему предшествовал психоз, связанный с обожествлением Гитлера. Украинцев заставляют пережить приблизительно то же: на фоне психозов, отречься от предков, побеживших нацизм, признать, что Красная Армия была не армией победителей, а армией оккупантов, заставить краснеть за своих дедов и прадедов – из-за того, что они воевали против Гитлера и за Сталина. Демонтаж памятника советским воинам во Львове – это один из элементов программы искусственного катарсиса. Новый курс истории – это еще один элемент.
Мы переживаем процесс искусственного стирания памяти и разрушения традиций, связанных с наиболее яркой страницей новейшей истории. Я понимаю, что сегодня Украина является форпостом политики США на постсоветском пространстве, и в противостоянии между Вашингтоном и Москвой задействуются все возможные средства – в том числе информационного и пропагандистского характера: пересмотр истории, посмертная дискредитация исторических персонажей, уменьшение влияние русского языка и русской культуры. Все это в условиях вооруженного противостояния на Востоке Украины является дополнением к усилению военного и политического присутствия США на территории Украины. Но стирать память о предках целого народа, об их героизме в угоду большим геополитическим играм – это уже чрезмерное кощунство! Пытаться заполнить образовавшийся вакуум суррогатом и эрзац-традицей УПА – это еще большее кощунство!
Я уверен, что эксперименты с памятью и попытками навязать украинцам искусственный катарсис провалятся. В зоне риска находятся дети – а мозги в школах сегодня промываются особенно тщательно. Именно поэтому важно передавать внукам и правнукам ту память о войне, которую мы получили от своих предков – от очевидцев событий. Важно говорить правду и откровенно отвечать на вопросы школьников, которые приходят домой с «новым видением»: малыш, тебе соврали! Тебя обманули! Правда была другой! Необходимо сопротивляться пропаганде, иначе мы утонем в пропаганде. Необходимо сопротивляться глупым законам и требовать пересмотра законов, если они преступны по своей сути – в первую очередь Закона о декоммунизации в его нынешнем виде.
Ковпак для меня остается героем. Как и для моих потомков. Как и Тычина – гениальным поэтом, сказавшим простые и не потерявшие свою актуальность слова:
“Фашистська гидь, тремти! Я розвертаюсь!
Тобі ж кладу я дошку гробову.
Я стверджуюсь, я утверждаюсь,
бо я живу”.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.