Военное положение закончилось, но не стоит расслабляться
26 грудня 2018, 15:44
Власник сторінки
директор Института глобальных стратегий
Военное положение закончилось тем, чем и должно было закончиться – его завершением. Оно не продлено.
Но это не значит, что оно было для украинской власти, возможно, даже для государства, не нужным или неоправданным, а стало быть, нерезультативным. Какие-то результаты оно, конечно, дало.
Во-первых, это неплохой эксперимент мобилизационных возможностей нынешней власти, военно-стратегического руководства, губернаторов тех областей, которых затронуло военное положение, отработки мероприятий гражданской обороны, территориальной обороны по линии службы чрезвычайной ситуации и так далее. Репетиция случаев действительно серьезных обострений или новых эскалаций по линии эскалации в акваториях Азовского и Черного морей, граничащих с Россией, подобного рода репетиции, эксперименты безусловно пригодятся. А то, что эскалация возможна, стало понятно в последние полтора месяца. Это видно по ситуации на линии соприкосновения, и по таким несостоявшимся акциям, как обмен военнопленными, как это обычно происходило.
Очевидно, накануне 2019 года обмен военнопленными или заложниками уже не состоится, что тоже говорит об обострении российско-украинских отношений и может быть предвестником серьезной эскалации в будущем. Особенно, это может произойти между первым и вторым президентскими турами, и так далее. Так что подобного рода эксперименты тоже имеют свое значение.
Во-вторых, было важно прощупать отношение самого общества к подобного рода действиям власти к военному положению, потому что пока общество не хочет воевать, а больше настроено на мир. И это, конечно, тоже сигнал для властей и как нужно работать с обществом, для того, чтобы оно воспринимало угрозы, особенно, если они реальные, именно с точки зрения угроз, а не видели в этом какие-то скрытые корыстные интересы власти, фейковые предложения, как они видели это во введении военного положения в этот раз.
В-третьих, не стоит забывать и о внешнеполитическом контексте. Хотя санкций отдельных по керченскому инциденту не появилось, но есть один момент. После введения военного положения, а перед этим происшествия в Керченском проливе, повестка конфликта на Донбассе и в рамках нормандского формата и риторика спецпредставителя США Курта Волкера с сухопутного на морской вариант. Сегодня намного меньше в контексте конфликта на Донбассе обращается внимания на то, что происходит в ДНР/ЛНР, а все больше смещается в более широкий контекст. Это и морские порты Украины, и Керченский пролив, и Крым, что очень важно, поскольку ранее и стратегия России, а также внешнеполитические усилия наших партнеров в нормандском формате состояли в том, что Донбасс и Крым были отдельно. То есть, обсуждалось только решение конфликта на Донбассе. А после Керченского инцидента, Крым и Донбасс стали прочно ассоциируемыми в решении российско-украинского конфликта. Так что это серьезный сдвиг во внешнеполитической повестке относительно этого конфликта со стороны наших западных партнеров. И здесь тоже сыграло немаловажную роль фокусировки такому смещению повестки конфликта исключительно сухопутной части Донбасса на азовско-морскую часть, а затем на Керченский пролив и Крым.
Конечно, судя по выступлению президента Украины Петра Порошенко на СНБО, военное положение, и то, как оно воспринималось и комментировалось в политическом классе, в обществе, будет им использоваться в президентской кампании, чтобы морально дисквалифицировать и дискредитировать своих соперников, которых с точки зрения нынешней власти без энтузиазма поддерживали военное положения, апеллируя к необходимости сохранения прав и свобод, а главное – выбора. Это может козыри для президента для конкуренции со своими ключевыми соперниками за выход во второй тур..
Резюмируя, отмечу, что вот это военное положение в облегченном варианте хотя официально оно не продлено, тем не менее, как стратегическая реальность оно останется, на что и намекнул президент. Так что отмобилизованные правоохранительные и государственные структуры, наверное, так и будут функционировать в таком вот состоянии, готовые развернуться на полную мощность в случае того или иного военно-политического обострения. Так что, как юридическая реальность военное положение уже нет после 26 декабря, но в политической реальности оно безусловно остается, что дает возможность президенту как кандидату и как верховному главнокомандующему чувствовать себя более уверенно в ходе президентской кампании, которая юридически официально начнется уже через несколько дней. Подчеркну, в качестве юридической реальности оно не продлено, но в стратегической и политической реальности оно продлится весь 2019 год.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.