Как Бильчук с Коломойским обыграли государство
24 вересня 2018, 20:37
Власник сторінки
журналист-аналитик
11 сентября 2018 года произошло cобытие, на которое никто не обратил внимание. Самооотвелись судьи Верховного Суда Украины в деле, по которому несколько лет судились Госавиаслужба и МАУ.
За это время Госавиаслужба (ГАС) проиграла авиакомпании Игоря Коломойского все, что можно, а сумма долга МАУ таинственно “усохла” с 475 млн. грн. до 76,3 млн. грн. Руководитель ГАС Александр Бильчук подставил Кабмин и своего шефа, министра инфраструктуры Владимира Омеляна.
Эта история началась еще до назначения Александра Бильчука главой Государственной авиационной службы (ГАС). Его “папередником” был ставленник МАУ Денис Антонюк, который так явно лоббировал интересы Игоря Коломойского, что это уже выглядело неприличным. Почти год с ним воевали украинские и зарубежные авиакомпании, и 4 сентября 2015 года Антонюк был с треском уволен.
В наследство он оставил много спорных документов. Самый вопиющий из них — приказ ГАС от 24.10.2014 № 686 о порядке эксплуатации воздушных линий. Такой дискриминации мир еще не видел: в приказе содержалась норма об обязательном владении украинским резидентом половиной акций авиакомпании и обязательном выполнении внутренних рейсов в течении года для получения выхода на зарубеж. Это выбивало из конкурентной борьбы «дочек» иностранных перевозчиков. WizzAir просто снялся и ушел на время. Вернулся только после отставки Антонюка.
Авиаперевозчики надеялись, что с назначением “тихого зама” Александра Бильчука гегемония Коломойского на рынке прекратится. Им пришлось ждать больше полугода: только 4 апреля 2016 года Бильчук издал приказ №222 (вступил в силу 17 мая 2016-го), которым Госавиаслужба упростила доступ компаний к рынку авиаперевозок.
Приказом №222 снимались два требования - летать год в пределах Украины и об украинском владельце половины акций. А также вводилось новое условие: компании, имеющие долги перед государством, не будут допускаться к рынку авиаперевозок.
На тот момент лишь одна авиакомпания в Украине имела долг 147,1 млн. грн. по сбору в специализированный фонд. И это была МАУ! Все остальные авиакомпании, в том числе и международные, летающие в Украину — Lufthansa, WizzAir, Turkish Airlines, Belavia, British Airways, KLM, Air France и др., хоть и недоумевали по поводу сбора, но платили его исправно.
Для справки. Сбор, который не хочет выплачивать МАУ, взымается с 1993 года. До 22 марта 2017 года он регулировался постановлением Кабмина №819 "О создании государственного спецфонда финансирования общегосударственных трат на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях".
С 22 марта 2017-го — постановлением Кабмина № 182 “О внесении изменений в Положение о Государственном специализированном фонде финансирования общегосударственных затрат на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях”.
Сбор рассчитывается на каждого пассажира, который вылетает из аэропорта: $0,5 за внутренний рейс, $2 — за международный; и за грузоперевозки - $2,5 на внутренних рейсах и $10 - на международных.
На первый взгляд, приказом №222 был сделан крупнокалиберный выстрел по позициям авиационного монополиста. На самом деле это было... “идеальное самоубийство” Бильчука: спектакль, который они с Коломойским разыграли как по нотам.
Создается впечатление, что юристы МАУ только и ждали, когда Бильчук подпишет упомянутый выше приказ, чтобы одним махом рубануть по нему в суде. Тактика была продумана заранее. МАУ не оспаривала сумму задолженностей перед спецфондом, она оспорила сам принцип: то, что сбор не предусмотрен законодательством (Налоговым кодексом), и Госавиаслужба превысила свои полномочия, требуя его уплаты.
Вот цитата одного из многочисленных судебных решений по этому делу, позволяющая четко понять аргументацию МАУ:“Крім того, наведені державні збори із суб'єктів авіаційної діяльності за кожного пасажира, який відлітає з аеропорту України та за кожну тонну вантажу, що відправляється чи прибуває до аеропорту України, визначені статтею 12 Повітряного кодексу України, не відображені у відповідних положеннях Податкового кодексу України, відповідно до п. 4.2 ст. 4 якого, загальнодержавні, місцеві податки та збори, справляння яких не передбачено цим Кодексом, сплаті не підлягають.
Оскільки наведене положення Податкового кодексу України є спеціальним в частині визначення переліку державних зборів, їх розміру та порядку сплати, по відношенню до наведених приписів п. п. 3, 4 ч. 5 ст. 12 Повітряного кодексу України, застосуванню у спірних правовідносинах підлягають саме вони.
При цьому, такі положення податкового законодавства мають вищу юридичну силу у порівнянні з оскаржуваним наказом відповідача, відповідно останній має відповідати і не суперечити приписам Податкового кодексу України”.
Что должен был делать в этой ситуации Бильчук и его юристы? Идти в Минифраструктуры и Кабмин: добиваться, чтобы Кабмин подал проект закона и узаконил уплату сборов в спецфонд. Требовалось внести лишь короткое уточнение в соответствующую статью Воздушного Кодекса и добавить строчку в Налоговый кодекс.
Вместо этого Бильчук умышленно делает неправильный юридический шаг. Дает распоряжение своему юридическому управлению готовить новую редакцию Положения о спецфонде. А потом нарочито долго, несколько месяцев Госавиаслужба обсуждает эту новую редакцию... с общественностью.
За это время юристы МАУ успевают выиграть все судебные процессы у ГАС. Первые победы так вскружили голову Коломойскому, что он начал тролить Кабмин. Некое подставное физическое лицо осенью 2016 года подало в Окружной админсуд Киева иск с требованием признать незаконным правительственное постановление №819 от 1993 года о создании спецфонда.
Иск против Кабмина успешно прошел все судебные инстанции. И в мае 2018-го Верховный Суд поддержал его окончально. Для Бильчука это поражение, похоже, не было сюрпризом. Напротив, он сделал все, чтобы государство проиграло, а Коломойский выиграл: точно зная от своих юристов, по каким мишеням бьет МАУ в судебных заседаниях, не докладывал об этом министру Владимиру Омеляну.
Напротив, пока шли судебные процессы, Александр Васильевич убеждал Министерство инфраструктуры принять обновленную редакцию Положения о деятельности спецфонда и не поддаваться на уговоры вносить изменения в Налоговый кодекс. А когда стало известно, что в парламенте готов депутатский законопроект и Кабмин может договориться с руководством Верховной Рады закинуть его в зал как первоочередной, Госавиаслужба просто стала на дыбы.
Есть даже специальное заявление пресс-службы Бильчука, что "вопрос уплаты сбора на сегодня законодательно урегулирован, поэтому он не требует изменений в Налоговый кодекс". Максимум — постановление правительства.
И вот, 22 марта 2017 года, Кабмин с подачи Мининфраструктуры постановлением № 182 утверждает новую редакцию злосчастного постановления № 819 (от 1993 года), которое МАУ на тот момент уже разнесло в пух и прах во всех судебных инстанциях, за исключением Верховного Суда - он примет позитивное решение через год.
Владимир Омелян читает шпаргалку, подготовленную для него Бильчуком, и обосновывает внесение изменений тем, что действующее Положение о спецфонде авиационной деятельности устарело и не соответствует налоговому и бюджетному законодательству.
Адвокат МАУ Олег Бондарь, со смехом и сарказмом, комментирует журналистам действия “идиотов из Кабмина”, которые с ослиным упрямством своими постановлениями регулируют уплату сборов в спефонд, вместо того чтобы принять соответствующий закон.
СМИ тиражируют позицию МАУ, добавляя к ней и другие комментарии. Становится ясно, что предательство Госавиаслужбы породило опасный прецедент. Другие авиакомпании, добросовестно пополнявшие спецфонд, могут теперь обратиться в суд и потребовать вернуть им незаконно уплаченные за все годы деньги. Пока они этого не делают, чтобы не портить отношения с чиновниками. Но в Украину зашел капризный новичок Ryanair - этот легко может взбрыкнуть. А за ним пойдут все остальные...
В Кабмине начинают понемногу прозревать. В порядке самоутешения чиновники твердят, что начало судебной дуэли ГАС с МАУ (весной 2016-го), совпало с глобальной ротацией наверху исполнительной власти: правительство Арсения Яценюка ушло, правительство Владимира Гройсмана пришло. Новый премьер и его замы дескать, были не в курсе и “вникали в ситуацию”.
А министр инфраструктуры Владимир Омелян оказался слишком занят самопиаром и перепрятыванием материальных ценностей от обысков НАБУ. Поэтому целиком доверился Бильчуку как профессионалу. “Профессионал” его и подставил.
Получив звонкую пощечину от прессы, Омелян, наконец, вызвал Бильчука на жесткий разговор. Тот ловко перевел стрелки на своего начальника юридического управления. Мол, компетентный человек, но... законченный алкоголик. Начинает “заправляться” уже с утра, мелкими порциями. В обед спит. Поэтому проморгал комбинацию Коломойского и его юристов - самых ушлых адвокатов в стране.
На самом деле слух, будто МАУ настолько мощная и неуязвимая контора в плане юридической защиты, что ее нечем пробить, сильно преувеличен. Уже тот факт, что МАУ все те годы, пока она судилась с Госавиаслужбой и Кабмином, продолжала взымать сбор с пассажиров и присваивать его себе, не перечисляя в спецфонд и не возвращая клиентам, тянет на уголовное дело.
Но Госавиаслужба не инициировала ни судебный иск по этому поводу, ни раследование. Деньги пассажиров авиакомпания Коломойского складывала в свой карман абсолютно безнаказанно. А все потому что в Госавиаслужбе — что? Правильно: юрист — алкоголик! Идеальное прикрытие для руководства, чтобы списывать “договорные судебные матчи”.
Еще одна деталь. Летом прошлого года в ходе расследования деятельности Госавиаслужбы НАБУ провело обыски в МАУ. Детективы НАБУ изъяли целый ряд документов, и в том числе, по информации из надежного источника, черновик закона о сборе в спецфонд, который ранее таинственным образом затерялся в столе Бильчука. Оказывается не затерялся. А был передан людям Коломойского на “согласование”.
Юристы МАУ посмотрели и... попросили повременить с принятием. До окончания всех судебных процессов. Последние оставались — в Верховном Суде. Но после того, как 11 сентября 2018 года судьи до делу №826/7596/16 (админпроизводство №К/9901/39025/18) А. Бучик, М. Гимон и Л.Мороз благоразумно отвели себя, вопрос завис.
К тому же сам размер задолженности, который за годы судебного разбирательства рос и на первое полугодие 2018 года достиг 475 млн. грн., как видно из судебных материалов загадочным образом уменьшился до 76,3 млн. грн. Это серьезная подстраховка на будущее: если политическая конъюнктура изменится, и МАУ через суд или уголовные дела все-таки заставят заплатить, сумма будет уже в несколько раз меньше.
Но пока ничего не предвещает подобного исхода. Юристы МАУ настолько уверены в своих “партнерах” из ГАС, что даже... не ходят в суд. Например, они не появились 14.03.2017 в Киевском апелляционном админсуде, что не помешало им выиграть очередной раунд по делу № 826/7596/16.
P.S. Слаженность действий Коломойского и Бильчука на сегодняшний день просто режет глаз: пока лоббисты МАУ почти год гоняют законопроект по спецфонду из одного парламентского комитета в другой, Госавиаслужба с медлительностью раненой черепахи выдает заключение по нему. Столь же неспешно, как до этого они обсуждали с общественностью никому не нужное изменение в Положение о спецфонде.
Почему очевидный тандем олигарха с госчиновником, привлекает внимание журналистов, а не СБУ или НАБУ? Вопрос, как говорил классик, интересный. Возможно до них дошли слухи, которые Александр Васильевич осторожно запускает в кулуарах Кабмина — о своей перспективе стать министром транспорта (инфраструктуры) при Тимошенко-президенте. Если, конечно, его тайный партнер Коломойский соизволит замолвить словечко. Но спешу успокоить “служивых” - пока это всего лишь слухи. За такую услугу Бильчуку еще прогибаться и прогибаться...
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.