Как депутаты разрушают отечественный углепром

10 вересня 2018, 08:31
Власник сторінки
0
427

Украинский углепром уже на протяжении ряда лет находится в состоянии кризиса, снижается добыча угля.

Вместо поиска путей выхода из непростой ситуации отдельные народные депутаты пытаются провести через парламент популистские решения, которые могут добить отрасль.

Свежая статистика Министерства энергетики и угольной промышленности по-прежнему не дает поводов для оптимизма. Угледобывающие предприятия Украины в январе-августе 2018 года сократили добычу рядового угля на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 22,0 млн. тонн. При этом добыча энергетического угля упала на 5,8%, до 18,0 млн. тонн.

Ситуация с Загнутый угол: 1угледобывающими предприятиями, которые входят в сферу управления Минэнергоугля, еще хуже. За восемь месяцев они сократили добычу на 10,3% – до 2,8 млн. тонн.

В этой ситуации, вероятно, имеет смысл напомнить заявление профильного министра Игоря Насалика, которое сделал чиновник 1 ноября 2016 года. «За полтора года мы планируем вдвое увеличить добычу угля в Украине», – сказал министр во время встречи с руководителями профсоюзов и руководителями угледобывающих предприятий, в ходе которой была представлена очередная программа реформирования угольной отрасли. Также министр заверил, что вся задолженность по зарплате перед горняками государственных шахт будет погашена до 1 января 2017 года.

После были многочисленные заявления чиновников рангом повыше. «До 1 сентября Минэнергоугля и лично министр Игорь Насалик должны сконцентрироваться на поиске финансовых ресурсов для увеличения добычи и обеспечения ритмичной работы отрасли... Вся отрасль должна работать ритмично. И это ответственность министерства и министра». Это уже заявление Премьер-Министра Владимира Гройсмана, сделанное 4 августа 2018 года.

На фоне слабой отраслевой статистики страна все больше становится зависимой от импорта энергетического угля. Если за весь 2017 год завезли около 5,1 млн. тонн угля для производства электро- и тепловой энергии, то за первое полугодие текущего года импорт уже составил 4,5 млн. тонн. Если во втором полугодии ситуация не изменится, то общий объем импорта вполне может превысить 8 млн. т. При прогнозном потреблении на уровне 25 млн. тонн доля импорта составит практически 30%.

Ценовые котировки на угольных биржах не радуют покупателя. С 2016 года цена энергоугля выросла более чем вдвое. Октябрьские и ближайшие зимние фьючерсы на энергоуголь на крупнейшем европейском хабе ARA (индекс API2) превысили $100/тонна. При этом украинские производители электроэнергии из угля продают ее в рынок исходя из прогнозной цены на 2018 год - $83/тонна. Данный тариф рассчитан в соответствии с действующей методикой, известной общественности под названием «Роттердам+». Более того, фактическая стоимость импортированного в Украину в первом полугодии угля составила $113/тонна. По сути, именно последняя цифра – ценовой ориентир для украинских импортеров в 2019 году, поскольку к биржевой стоимости прибавляется также стоимость доставки ресурса. Получается, что уже в настоящее время, тариф на электроэнергии «не учитывает» около $30 в цене каждой тонны угля для ТЭС.

Мировые реалии сырьевых рынков, однако, мало волнуют украинских парламентариев. Следуя логике стартовавший предвыборной кампании, депутаты-еврооптимисты регистрируют законопроект №8626 о внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты относительно удешевления электроэнергии, получивший большую известность как «Роттердам 0,9». Предлагается внести в Закон об электроэнергетике некую формулу «расчета справедливой цены на уголь, который используется ТЭС для производства электроэнергии». Таким образом, парламент фактически пытается подменить функции независимого регулятора – НКРЭКУ, который с прошлого года живет у нас по самому современному и прозрачному закону, одобренному европейскими властями.

Если проанализировать фактическую сторону депутатской инициативы, то получается, что расчетная цена угля в тарифе на электроэнергию в 2018 году составила не $83/тонна, а $75 (после приведения к коэффициенту 0,9). Таким образом, разница между фактической ценой импорта и расчетной увеличивается до $38/тонна. Принимая потребность в импорте угля в размере 4,5 млн тонн за полугодие получаем, что производители электроэнергии будут вынуждены заплатить за уголь $170 млн., которые не покрываются текущим тарифом. Будут ли они продолжать импорт в подобной ситуации? Исключительно себе в убыток. Наихудший сценарий – срабатывание запасов на складах ТЭС, темпы которого возрастут с началом зимних холодов. При обозначенной выше зависимости от импорта на уровне 30% уже через 3-4 месяца после вступления в силу методики, предложенной депутатами, на складах станций может закончиться уголь.

О развитии отечественного углепрома и вовсе можно будет забыть. Поскольку даже текущая закупочная цена 2535 грн./тонна (при курсе 27,5 около $93/тонна) не покрывает стремительно растущую себестоимость добычи. А значит, госбюджет и далее продолжит дотировать государственный углепром, несмотря на многочисленные заверения властей, в твердом намерении прекратить такие дотации.

В сухом остатке остается надеяться на рациональную позицию профильного парламентского комитета по ТЭК, который в состоянии завернуть законодательную инициативу своих коллег, подготовленную в лучших традициях предвыборного популизма.

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Угольная промышленность,Роттердам
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.