Суд? Недоступно!

20 лютого 2018, 15:51
Власник сторінки
старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры»
1
Суд? Недоступно!

В журнале Корреспондент - о личном опыте тестирования физической доступности украинского правосудия

Я не буду вести речь о космическом судебном сборе, адвокатской монополии, обеспечении оплаты услуг на правовую помощь, отсутствующих судьях, ликвидированных судах, авансовых оплатах частным и государственным исполнителям. То есть о том, что лишило большинство украинцев возможностей защитить свои права в правовом поле.

Речь пойдет о физической возможности попасть в здания судов и других правоохранительных органов, чтобы принять участие в заседании или в проведении допроса.

Итак, в конце января случилась небольшая неприятность — я сломал ногу. Как показала практика, это совсем не повод переносить заседания или откладывать допросы. И если в судах к этому относятся с пониманием и готовы переносить назначенные заседания, то в правоохранительных органах и Высшей раде правосудия с этим сложнее. Для них болезни и переломы конечностей — не повод для переноса заседаний.

Законодательная база в отношении прав инвалидов (или, как согласно самым свежим изменениям в законодательстве полагается говорить, лиц с инвалидностью) относительно четко защищает права лиц с ограниченными физическими возможностями, хотя так тоже уже говорить неправильно.

В Украине еще в начале 2010 года вступила в силу ратифицированная Верховной Радой Конвенция о правах лиц с инвалидностью (далее — Конвенция). Начиная с общих принципов и практически во всей Конвенции отдельное внимание уделяется доступности. А именно обеспечению инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, и должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, в том числе школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Конвенцией предусмотрены даже отдельные статьи о доступе к правосудию и об индивидуальной мобильности. Стоит отметить, что и украинское законодательство всеобъемлюще описывает и предусматривает права инвалидов. Однако практика довольно далека от слов.

 А теперь  — о двух неделях в роли такого человека.

Верховный суд — Кассационный административный суд (бывший ВАСУ, ул. Московская, 8). Здесь проблем с посещением заседаний не возникло, может, это как раз и связано с небольшим спором, который у меня возник в конце прошлого года при установке на входе так называемых тюремно-прокурорских турникетов. Спор завершился тем, что было подготовлено соответствующее письмо Уполномоченного по правам человека при Верховной Раде. После чего в стене прорубили отдельный вход — ранее его там не было.
В здание возможно попасть на коляске, но при этом все равно нужна помощь, так как самостоятельно это сделать практически нереально. За помощь хочу отдельно поблагодарить сотрудников суда и Управления государственной охраны.

Для посещения здания придется просить открыть обе двери на входе, а также попросить сотрудников суда помочь в преодолении препятствий — порогов на входе и через прорубленную дверь.

Апелляционный суд города Киева (пл. Соломенская, 2). Это, наверное, единственное посещенное мной здание, где я самостоятельно мог попасть и в здание, и в судебное заседание.

Нацгвардия, охраняющая суд, спокойно и без лишних формальностей пропускает на стоянку для инвалидов, откуда можно попасть к лифтам и в заседание. Порогов нет, единственные затруднения могут возникнуть с открытием дверей, но при том количестве посетителей, которое там есть, это не проблема.

Высший совет правосудия (ул. Студенческая, 12А)
. Моя любовь к этой организации не имеет границ, но буду объективен. Хотя везде есть указатели, каким образом лицам с ограниченными физическими способностями попасть в здание, но это сделать практически невозможно.

Вход с тыльной стороны через калитку и далее по дорожке, выложенной брусчаткой с торчащими канализационными люками и водостоком, — довольно серьезное препятствие.

Лучше всего заходить через подземный паркинг, тогда есть шанс самостоятельно попасть в заседание, если по дороге к лифту помогут открыть пару дверей. В самом же заседании сотрудники ВСП помогут разместиться для предоставления правовой помощи клиенту.

Хозяйственный суд города Киева (ул. Богдана Хмельницкого, 44В). Во двор суда можно заехать на автомобиле. Здесь предусмотрено даже отдельное место для инвалидов. Национальные гвардейцы также без лишних формальностей спокойно пропустят туда.

Но на этом все возможности для доступа лиц с ограниченными возможностями заканчиваются. Пандус также отсутствует перед залами судебных заседаний. Хотя он, впрочем, там и не имеет смысла — сразу после входа начинаются лестницы и попасть в заседание становится физически невозможно. Кроме того, если по пути в верхние залы есть хотя бы поручни, то, пытаясь попасть в залы, находящиеся на цокольном этаже, есть все шансы себе еще что-нибудь сломать, так как на пути вниз перила отсутствуют.

НАБУ (ул. Василия Сурикова, 3). Еще одна организация, которую я безмерно люблю. Здесь, кроме входа в холл здания, дальше лицам на инвалидных колясках физически проехать нельзя. Сразу после проходной начинаются ступеньки, и попасть в какой-либо кабинет для проведения следственных действий практически нереально — как без помощи, так и с ней.
Американцы, активно курирующие работу этого ведомства, как-то не подсказали хозяевам здания, как его посещать лицами с ограниченными физическими возможностями.

Генеральная прокуратура Украины (помещение на территории завода Арсенал). Это здание силового ведомство, как и здание НАБУ, абсолютно не приспособлено к посещению инвалидами. Здесь отсутствует даже пандус, чтобы иметь возможность попасть хотя бы в вестибюль. Однако в отличие от НАБУ, при желании следователя, найти помещение на первом этаже для проведения следственных действий возможно.

Соломенский районный суд Киева (ул. Полковника Шутова, 1, и Вознесенский спуск, 10В).
Оба здания полностью не приспособлены к посещению лицами с ограниченными физическими возможностями. Начиная с того, что улица перед зданиями не убрана и представляет собой сплошной лед. И пандусы, и как таковой первый этаж, куда хоть каким-то образом можно было бы добраться, отсутствуют.

Все, что я написал, — это исключительно факты и никоим образом не упрек сотрудникам суда и других организаций, которые со своей стороны во всех случаях стараются максимально помочь, за исключением НАБУ.

Поэтому, возможно, чиновникам Государственной судебной администрации стоит не премии в 200 тыс. грн выписывать себе ежемесячно, а постараться без отдельных постановлений, решений, законов, декретов и т. д. исполнить то, что уже давно должно было быть исполнено. То же касается и руководства прокуратуры, а также НАБУ. Благо у всех упомянутых организаций с финансированием все в порядке — как с бюджетным, так и из грантовых программ.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: суд,Верховная Рада,прокуратура,парламент,инвалиды,Набукко
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.