Декадентский год: провалы и достижения 2017

26 грудня 2017, 14:57
Власник сторінки
директор Института глобальных стратегий
2
3369
Декадентский год: провалы и достижения 2017

Пришло время подводить политические итоги. Отметим самые яркие события уходящего 2017 года.

Если говорить о достижениях и успехах Украины в 2017 году, необходимо отметить введение безвизового режима. Хотя его обещали ввести еще в 2015-2106, но получить удалось к лету 2017 года. Так что в зачет поставим именно уходящему 2017 году.

Еще одно достижение – то, что заработала Ассоциация Украины с Европейским Союзом и ЗСТ. Опять-таки, это, скорее, заслуги прошлых лет, нежели непосредственно, 2017 года. Тем не менее, факт, что это было принято именно в 2017 году.

Третье достижение – это несколько выборов в ОТГ, что с одной стороны, свидетельствует об углублении реформы децентрализации. С другой, о том, что если анализировать активность основных политических сил на данном полигоне электоральных действий, то в 2017 году, скорее всего, в рутинном, а не в суперактивном режиме происходило низовое партийное строительство. Ведь лидеры в ОТГ - Батькивщина. БПП «Солидарность», а также «Укроп», Аграрная партия Украины и дышащие им в спину Наш Край. Последние – партии нового поколения, которые могут уже в 2019 году, или на досрочных выборах, не только составить серьезную конкуренцию нынешним парламентским политическим силам, но и заменить их в составе будущей Верховной Рады. Но важно здесь то, что эти партии делают ставку на низовую территориальную политику, а не исключительно на столичные, политические площадки и другие верхушки традиционно политического процесса.

Сюда еще можно добавить и несколько ключевых реформ, которые были проведены Верховной Радой. Это пенсионная и медицинская реформы. Понятно, что окончательный итог либо успешности, либо провальности этих реформ будет подведен уже в следующие годы. Если говорить о медреформе, то не раньше 2020 года. А если говорить о пенсионной, то об облегчении жизни пенсионеров и осовременении пенсий говорить пока рано, особенно, на фоне инфляции, ползучей девальвации национальной валюты и стагнации доходов рядовых граждан, в том числе, и пенсионеров.

Так что, с одной стороны, это можно записать в достижения проведение этих реформ. Но давать оценки с точки зрения улучшения и облегчения жизни простых украинцев, для которых 2017 год был не самым лучшим, учитывая общую экономическую ситуацию в стране.

Если говорить о провалах 2017 года, то возможно, банально, но тем не менее реально – это провал в антикоррупционной деятельности. Антикоррупционные органы заработали, но при этом ни одно дело, особенно, связанное с большими коррупционными обвинениями, так и не было доведено до конца. Это касается и «янтарного дела», зависшего с непонятной перспективой. Это касается обвинений, связанных с национализацией ПриватБанка и обвинений в адрес могущественного олигарха Игоря Коломойского. И ряд других резонансных дел, которые где-то повисли на дистанции между НАБУ, ГПУ и отсутствующим коррупционным судом. Кстати говоря, в 2017 году очень много говорили о его создании, но итог года в этом отношении плачевен – суд не был создан. И непонятны перспективы создания такого суда в 2018 году.

Что касается еще не очень утешительных итогов 2017 года, то к этому можно отнести и разбалансированную политическую систему. Несколько министров почти год работали с приставкой «исполняющий обязанности». Около 8 месяцев нет полноценного главы НБУ, поскольку глава НБУ подала еще в апреле 2017 года прошение об отставке, но ее так и не приняли. На исходе года вспыхнул скандал между ГПУ и НАБУ.

Все видят, что есть трения между президентом и премьером, хотя, когда президент инициировал отставку Арсения Яценюка и продвижение Владимира Гройсмана на пост премьера, надежды были на то, что команды премьера и президента будут работать слажено. Ну и банально, но реально, коалиции в парламенте де-факто нет, есть только – де-юре, на бумаге. Законы ни шатко-ни валко принимаются только за счет досбора голосов сателлитов. Это означает, что любые реформаторские законопроекты Кабмина будут выхолащиваться, поскольку для их принятия всегда включается механизм внутрипарламентского торга. Ведь иначе набрать голоса для законодательного большинства не получается. Нет стабильной коалиции, а значит, всегда необходимо торговаться, договариваться, обещать, уламывать, чтобы некоторые мажоритарщики и фракции, не входящие в коалицию, давали необходимое количество голосов. А это неизбежно сказывается на активность работы парламента и эффективность работ ы Кабмина и является очень серьезным кризисогенным фактором для всей не только парламентской, но и политической системы.

Еще один негативный момент. В 2017 году стало ясно, что для власти главной задачей стало переизбрание на второй срок в 2019 году, а не дальнейший темп реформ и задач, связанный с борьбой с коррупцией, евроинтеграцией и в целом, европеизацией страны. В этой дилемме продолжать серьезные реформы или рисковать возможностями переизбрания на второй срок, наша власть выбирает стабильность, нейтрализацию рисков для переизбрания. Поэтому в 2017 году придется идти по тонкому канату, чтобы не сорваться. С одной стороны, продолжать евроинтеграционные задачи, а с другой – все-таки делать все возможное для переизбрания на президентских выборах в 2019 году. Сможет ли власть совместить эти две расходящиеся на данном этапе траектории, не сорвется ли с этого очень тонкого каната между реформаторскими или электоральными задачами, предугадать сложно. Но в этом и будет изюминка 2018 года, который будет не простым для всех, начиная с тех, кто поставил задачу переизбраться на второй срок, и заканчивая страной, потому что 2017 так и не заложил какие-то долговременные факторы экономического роста и социального развития. 

Также стоит напомнить и о ситуации с Саакашвили, инициированную руками той же власти, его политическую реабилитацию и возвращение его в большую украинскую политику так называемой уличной политики. Действующий президент на протяжении 2016 года сделал все, чтобы дерадикализировать улицу и перенаправить потоки уличной политической энергии в парламент, кулуары и кабинеты действующей власти. Казалось, что к концу 2016 года задача была выполнена. Но лишение гражданства Саакашвили привело к ошибке. Дав возможность ему возглавить протест недовольных, власть фактически вернула уличную политику и утвердила Саакашвили в статусе лидера уличной оппозиции. Появление уличной оппозиции – это итог 2017 года. В перспективе, это грозит власти выступлениями недовольных.

Таким был 2017 политический год. Год, скорее, декаданса нынешнего направления украинской политики. 
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: итоги года,Арсений Яценюк,НБУ,ПриватБанк,парламент,ГПУ,Игорь Коломойский,Володимир Гройсман,Владимир Гройсман,Михаил Саакашвили,НАБУ,национализация,коалиция в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.