Дипломат, возглавлявший до 2010 г. делегацию Европейского Союза на переговорах с Украиной по Соглашению об ассоциации с ЕС. Полагаю, что в отличие от Яна Томбинского, он знает о проблемных вопросах этого соглашения, и при наличии доброй воли может способствовать их урегулированию, хотя, конечно, сам механизм урегулирования, наспех подписанного Порошенко и многими странами ратифицированного текста, крайне затруднительный. Вместе с тем, если не решить эти вопросы (а я их поднимал перед руководством ЕС в течение 2012-2013 гг. и писал об этом неоднократно), то экономическая часть соглашения для Украины пользы будет иметь очень мало. И прошедшие 2 года это доказали. Падение нашего экспорта в страны ЕС на 40% – красноречивое доказательство этого.
Поэтому хотелось бы, чтобы новый посол ЕС в Украине сосредоточился на этих вопросах.
Конечно, институты правосудия, правоохранительная система, все это настолько деградировало за последние 2,5 года, что в стране убийства политиков, журналистов, адвокатов, расправы с инакомыслящими стали нормой политической жизни и, конечно, не соответствуют смыслу Соглашения об ассоциации.
Украине не о чем сожалеть в связи с уходом Я. Томбинского. На его совести кровавый переворот, Одесская Хатынь, карательная операция в Донбассе, разгул неонацистских организаций, аресты и пытки оппозиционных политиков и многое другое.
Почему я все это отношу на совесть посла ЕС? Да потому, что Соглашение об ассоциации Украины с ЕС требует от Украины выполнения целого ряда обязательств Украины перед своими гражданами в области политических свобод и прав человека. Совершенно очевидно, что государственный переворот никак не соответствовал этим положениям. Однако за 2,5 года Я. Томбинский ни разу не поднял своего голоса, требуя выполнения положений Соглашения.
Не нашлось у него слов сочувствия, когда убили политика Калашникова, журналиста Бузину, адвоката Грабовского, когда посадили в тюрьму 68-летнего политика Аллу Александровскую. У него на глазах разрушалась экономика Украины, а он бодро рассказывал про успехи реформ.
Я. Томбинский был не послом ЕС в Украине, а представителем крайне правых националистических сил Польши, для которых Украина – это буфер от враждебной России.
У меня было много встреч с Я. Томбинским, и я прилагал много усилий, чтобы между нами были искренние и доверительные отношения. Но после того, как в декабре 2013 г. я позвонил ему и попросил содействия и посредничества в вопросах освобождения захваченных боевиками административных зданий и услышал демагогические ответы, я понял, что его миссия имеет другое назначение. Может быть, при Святом престоле его бесценный украинский опыт пригодится.