Зачем у украинцев крадут церковнославянский язык?
17 листопада 2015, 15:09
9 ноября Украина отмечала день украинской письменности и языка.
На протяжении многих лет этот знаменательный праздник был омрачен атакой на церковнославянский язык, которую беспрестанно ведет Украинская православная церковь Киевского Патриархата. Для меня, как и для миллионов других украинцев остается загадкой, зачем представители УПЦ КП, считающие свою конфессию самой патриотичной, хотят уничтожить важнейшую составляющую украинской письменной культуры, истории и духовности.
Во многих украинских селах, особенно на Западной Украине, сегодня распространяются листовки и брошюры о том, что церковнославянский язык – «москальский». Что он – орудие Москвы, с помощью которого она насаждает «русский мир» (никто, кстати, не может внятно объяснить, что это такое, но все его очень боятся). Но эти утверждения так же далеки от истины, как УПЦ КП – от канонического православия.
Церковнославянский – это не только внутрицерковный язык канонической Украинской православной церкви. Это наша связь с мировым православием. И, прежде всего, с центрально-европейской православной традицией. Мне врезались в память слова профессора православного богословского факультета Прешовского университета в Словакии Вацлава Ежека, который в конце октября прилетел в Киев на конференцию, посвященную четырехсотлетию Киевской духовной семинарии.
Он рассказал, что в Чехии и Словакии во многих православных храмах литургия ведется на национальном языке. Но там, где прихожане – представители разных народов и наций, используется церковнославянский. Он помогает человеку, независимо от его происхождения и культурной принадлежности, ощутить свое единство с мировой православной традицией. Это настолько сильный объединяющий фактор, что он примиряет даже представителей тех наций, между которыми существуют исторические и политические противоречия.
«Литургический язык – это не только лингвистическая система. Литургический язык имеет какую-то внутреннюю жизнь, которую невозможно легко перевести в другой язык», - заявил отец Вацлав. И я полностью с ним согласен. Церковнославянский – это носитель живой души православия.
Однако он представляет огромную ценность не только для православных верующих, но и для всех, кто считает Украину европейской страной. Дело в том, что церковнославянский – результат просветительской миссии Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Это государство, которое включало в себя территории современных Венгрии, Польши, Чехии, части Германии, Польши и Украины.
Фактически, церковнославянский – является среднеевропейским языковым продуктом, который, со временем, распространился на территорию Болгарии, Сербии, России и многих других стран. Он представляет собой мощнейшее связующее звено между Европейской и Украинской культурами. Не даром глава всех католиков Папа Римский Иоанн-Павел II в 1980 провозгласил Кирилла и Мефодия покровителями Европы.
Церковнославянский оказал мощнейшее влияние на формирование украинского языка. На нем молились выдающиеся деятели политики, искусства, науки разных исторических эпох украинского государства. Великие гетманы украинского козачества, поэты, писатели, художники и артисты. Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа, Леся Украинка, Иван Франко, Тарас Шевченко, Борис Гринченко, Михаил Коцюбинский, Марко Вовчок, Владимир Вернадский. Все они обращались с молитвой к Всевышнему на церковнославянском языке.
Отказываться от церковнославянского, пытаться запретить на нем литургию – это все равно, что заявлять, будто Шевченко – не украинский поэт только на том основании, что большую часть своей жизни он прожил в России и был обласкан царской властью. Даже опуская разногласия с теми, кого моя церковь зовет раскольниками, я не могу понять их мотивов в их войне против языка, на котором молились десятки поколений украинцев. Языка, на который именно украинцы могут заявить свое полное право и с помощью которого могут утвердить свое родство с европейской культурной традицией.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.