Последние дни ОПГ в Одессе

22 вересня 2015, 09:07
Власник сторінки
Журналист
0
10922
Последние дни ОПГ в Одессе

В истории Одессы есть определенная точка спряжения, имеющая колоссальное значение для нашего времени. Пришло время описать события, которые стали началом конца крупнейших ОПГ. 

Сегодня сложно себе представить, что убийство рядового сотрудника милиции может привести к ликвидации ключевых ОПГ, физическому уничтожению криминальных авторитетов и увольнению из правоохранительной системы Украины ряда высших должностных лиц. Возможно именно поэтому дело фирмы «Добро» ряд специалистов называет делом века. Рассмотрим описанные выше события вместе с Александром Сергеевичем Саинчиным, который сыграл ключевую роль в расследовании этого дела. 





В середине 90-х в Одессе появилась фирма с многообещающим названием. Центральный офис фирмы «Добро» находился в Киеве. Основной деятельностью этого предприятия был нелегальный транзит наличных средств из Украины в Китай. Деньги перевозили на самолете, а возвращали в одной из гостиниц места прибывания бизнес-делегации. За один рейс могли перевозить сумму от миллиона до нескольких десятков миллионов долларов. Китайский рынок был новым перспективным направлением для украинских челноков, поэтому фирма быстро наращивала обороты. Объемы были колоссальные. Очень скоро о ней заговорили в криминальных кругах Одессы. Было понятно, что деньги транспортировались нелегально, а значит в случае разбойного нападения на фирму, маловероятно, что кто-то пожалуется в правоохранительные органы. 


В этот момент словно из ниоткуда появился интеллектуал - человек, который не имел никакого отношения к криминалу, но при этом обладал определенной информацией про фирму «Добро». Владимир Н. сумел внедриться в преступную среду и превратить трех лидеров ОПГ в союзников. Он сделал предложение, от которого невозможно было отказаться. Интеллектуал предложил долю в проведении серии операций и уникальную схему. Виктор Павлович Куливар ("Карабас"), Сергей Семенович Скалозуб и Петр Иванович Горбатюк поддержали интеллектуала и обеспечили его оружием, транспортом, милицейской формой и радиостанциями. Также ему дали людей бандитско-террористической направленности для реализации преступной схемы.


После серии успешных операций в Одессе интеллектуал принял решение сорвать куш. Он спланировал ограбление украинских челноков  прямо в гостинице Пекина во время очередного транзита. В Китае интеллектуал допустил свою первую ошибку.




После неудачной операции в Пекине у него оставался только один вариант - нанести последний удар в Одессе. Интеллектуал принимает решение совершить разбойное нападение на одесский филиал фирмы «Добро». На кону был миллион долларов. Владимир Н. проектирует идеальную операцию, как обычно берет у лидеров ОПГ все необходимые ресурсы и переходит к реализации. 


САИНЧИН: Первая машина становится в районе разъезда за Ивановским мостом. Чуть позже подъезжает вторая машина, забирает часть бригады и едет в сторону железнодорожной насыпи «Одесса-Застава-1». Третья машина с остальными членами ОПГ тем временем стояла неподалеку от нервозного офиса фирмы «Добро». Позже две из трех машин будут сожжены. Владимир Н . никогда не экономил на «отходе». Таким образом он всегда нам оставлял нулевую следовую картину. 


После того как вооруженные преступники ворвались в офис фирмы «Добро» и положили всех сотрудников на пол, они начали вскрывать сейф. Несколько человек контролировали лежащих на полу людей. Среди тех кто находился под прицелом был старшина Матвейчук, который подрабатывал охранником в этой фирме. В определенный момент у одного из нападавших сдали нервы и он выстрелил в старшину. 


САИНЧИН: Я не думаю, что он стрелял преднамеренно. Сотрудники фирмы были нейтрализованы и лежали на полу. Думаю, что это была роковая случайность. Пуля вышла по касательной через печень. Собственно Матвейчук даже не вздохнул. 


Вот именно с этой глубокой ночи 1995 года можно начинать условный отсчет «Перезагрузки» - четвертого этапа формирования ОПГ в Одессе, о котором мы говорили ранее. Этим случайным выстрелом была запущена необратимая реакция, которая изменила ход истории организованной преступности в Южной Пальмире. Причем эта ошибка имела колоссальные последствия не только для ОПГ. В период проведения следственных действий был убит «Карабас» - один из трех криминальных авторитетов, которые обеспечивали Владимира Н. необходимыми ресурсами. Убийство Куливара до сих пор не раскрыто, но одно известно наверняка - после смерти Карабаса относительное равновесие в городе было нарушено. Начался беспредел. Однако та ночь 1995 года была особенной еще по одной причине. Впервые на дело пошел сам организатор. 


САИНЧИН: Он дает команду на отход. Группа прорывается через Ивановский мост, уходит на Малиновского и дальше теряется в частном секторе. Владимир Н. всё расставлял на свои места и, уходя, как всегда уничтожал все. По тревоге подняли весь личный состав. Дело отдали в производство прокуратуры города, а оперативное сопровождение отдали в УБОП. Почему? Проанализировали как группа подходила, как был организован «отход». Тогда мы еще ничего не знали про серию разбойных нападений в форме работников милиции, которую Владимир Н. организовал ранее во время разработки фирмы «Добро». Заявлений никаких не было по этому факту. 


Да и как могли появиться заявления, если даже большинство сотрудников не знало чем на самом деле занимается фирма «Добро»? Согласно официальных документов эта фирма организовывала сельхоз поставки. В начале расследования никто не понимал зачем кому-то было необходимо организовывать нападение на обычную фирму, у которой все было чисто по документам. Главный вопрос, на который длительное время не было ответа - «Почему такая высокая степень организации у нападавших? Автоген, сейф, сожженные машины. Кроме этого они точно знали где находились деньги.  На протяжении 4 месяцев сотрудники УБОП не могли собрать воедино картину произошедшего той ночью. Информация была совершенно нулевая. Возможно это дело так и осталось бы в списке нераскрытых преступлений, если бы не случай. 


САИНЧИН: И вдруг приходит информация из следственного изолятора Житомирской тюрьмы. Там находился один из следственно задержанных, который сообщил своему сокамернику, что он якобы является участником нападения на одну из фирм в Одессе, при котором убили работника милиции. Мы проверили источник информации - он подтвердил эти слова. Начали изучать досье. Я сразу им заинтересовался. Он был  одесситом. Почему в таком случае он сел в Житомире? У него там не было никаких связей. Он жил в дорогом номере гостиницы несколько дней, а потом совершил кражу из Жигулей и сел в тюрьму. Поведение этого человека было по меньшей мере странным. Мы поехали в командировку.


Во время подготовки ко встрече тщательно изучалась портретная характеристика задержанного. Также была собрана информация по камере. Полковник Саинчин был готов к визиту, но даже не догадывался, чем эта встреча завершится. 


САИНЧИН: С первого разговора в камере он сказал, чтобы я был готов записывать то, что он собирался мне рассказать. Сначала было впечатление, что он пытается со мной играть - предложил остаться в Житомире на неделею. Объяснял это тем, что мне прийдется много писать и проверять все то, что он планировал сообщить. Уже во время первого разговора он прямо заявил, что готов в деталях рассказать про нападение на фирму «Добро». Но настоящим удивлением было то, что задержанный признался, что именно он и являлся главным организатором этого преступления.  


За три следующих дня Владимир описал все в лицах и в деталях. Он сдал всех людей с которыми он работал. Более того, он сдал все ОПГ. Теперь сотрудникам УБОП необходимо было убедиться в точности показаний и установить точное местоположение нескольких десятков лиц. На это ушло более двух месяцев. Информация полностью подтвердилась. 


САИНЧИН: Более того, он сообщил о всех известных ему нападениях, которые совершали другие ОПГ. Сам лидер ОПГ сдал свое и чужое. По его показаниям под задержание человек шло около 70 человек. Что за это бывает? Думаю все понимают. Поэтому появилась новая задача - мы не знали как его этапировать в Одессу и где содержать, чтобы его не убили во время досудебного расследования. 


Было понятно, что при таком объеме необходимо было планировать масштабную операцию задержания. Сложность заключалась в том, что необходимо было единовременно задержать около 70 человек. Операцию необходимо было провести так чтобы никто при этом не ушел. Среди тех, кто оказал помощь в организации и проведении операции была Служба Безопасности Украины и спецподразделение «Сокол» - тактическая бригада быстрого реагирования. 


САИНЧИН: Для проведения операции задержания было решено использовать 25 групп. Понятно что у всех были бронежилеты, каски и все необходимое. Все группы собрались в 5 утра. У меня было 25 постановлений из прокуратуры на проведение обыска. Адреса знал только я и начальник управления оперативно-розыскными подразделениями УБОП. Без минуты шесть я дал команду по рации закодированным сигналом «Вскрыть конверты и приступить к операции».  Таким образом, мы не дали никому уйти.


В тот день были задержаны все, кто находился в списке Владимира Н. На тот момент в УБОП было 13 отделов с учетом банковского и коммерческого отделов. Задержанных было столько, что помещение УБОП было забито до отказа. 


САИНЧИН: Шла высокая степень интеллектуальной борьбы. Мы колоссально боялись утечки информации. Все сильно разрасталось. Как выяснилось позже, мы не зря переживали. Один из крупных чиновников - начальник отдела, который был допущен к информации по этому делу, потихонечку все сливал представителям ОПГ. Кроме него было еще несколько таких людей. За этот период из «Шестого отдела» УБОП по делу фирмы «Добро» уволили 8 человек, на которых пытались выйти члены ОПГ чтобы узнать планы по расследованию этого дела. 


В планах группы было задержание всех фигурантов, причем даже тех, кто успел уехать за границу, рассчитывая залечь на дно.


САИНЧИН: Нескольких лидеров мы привезли из-за границы без всякой экстрадиции. Они прятались в Москве у Солнцевской группировки. Мы проникли в ОПГ, убедились в том что это человек из списка Владимира Н. и приняли решение - воровать. Узнали где он живет. При подходе к дому просто его украли в самом центре Москвы и вывезли поездом в Одессу. Это был один из авторитетнейших людей Карабаса. 


При этом весь ужас начался после того как задержанные начали давать показания. Начали всплывать убийства конца 80-х, начала 90-х. Ситуация заключалась в том, что показания по факту совершения преступлений были, а вот целого ряда уголовных дел в архивах МВД не было. Теперь к 118 томам уголовного дела добавилось около 20 эпизодов, которые были уничтожены ранее в архивах МВД.


САИНЧИН: Это был настоящий шок. Оказалось, что уничтожались уголовные дела, переписывались книги. Каким-то образом впервые в жизни была удалена информация с компьютеров. Все зачистили кроме одного - акты вскрытия трупов остались. Прокуратура заново возбудила уголовные дела. Мы начали проводить оперативные мероприятия. Было назначено служебное расследование. Как такое могло произойти? УВД было в шоке. В рамках этого дела начали допрашивать троих ведущих начальников МВД. Зачистка шла за деньги в полном объеме. Мы себе даже не могли представить в УБОП, что такое может быть. В голову не укладывалось, что информацию, что в этом были замешаны первые руководители города и области. И когда я доложил об этом Филиппову, а он попробовал вынести этот вопрос на главк в Киев на нас начался такой пресс, что по разным причинам стали коллегии происходить, людей начали увольнять.  Дело дошло до того, что и самого Филиппова убрали. 


ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОПГ 


САИНЧИН: Из трех крупнейших ОПГ Одессы сели все авторитеты. Это дело коснулось всех кроме Стоянова. На скамье подсудимых оказались первые лица. Они были осуждены на разные сроки. А вот когда они начали освобождаться, интересный процесс начался. У половины из них обнаружили неизлечимые болезни - рак, туберкулез и так далее. Их начали освобождать из мест лишения свободы. Однако на свободе никто больше месяца не прожил. Всех отстреляли. 


ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ФИРМЫ «ДОБРО»


САИНЧИН: Всвязи с тем что головной офис «Добро» располагался в Киеве, а в действиях фирмы усматривались признаки контрабанды, мы начали связываться с главками в том числе и Киева. И вот когда мы дошли до того, чтобы привлечь к уголовной ответственности первых руководителей этой фирмы, кто-то с Киева «ударил нам по рукам». Была дана команда переключиться на другие - более важные задачи.


ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВЛАДИМИРА Н.


Судьба интеллектуала сложилась самым невероятным образом. После того как он сдал своих подельников и фактически развалил 3 крупнейшие ОПГ Одессы его ожидала новая фамилия и новые документы. 


САИНЧИН: Я не знаю что было записано в его документах прикрытия. Понятно, что там был новый паспорт и новая биография. Он с нами попрощался и пересел в другую машину. Куда он поехал и какова его судьба сейчас мне неизвестно. 



Таким образом убийство старшины Матвейчука подвело черту в истории ОПГ Одессы. Начался новый этап: инфильтрация криминала во власть и легальный бизнес. 


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: история,Уголовные преступления,расследование,журналистское расследование,Одеса,ОПГ
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.