Украина обвинила членов комитета кредиторов в том, что они отказываются подписать соглашение о конфиденциальности. В свою очередь, держатели облигаций отрицают эти обвинения и заявляют, что давно готовы подписать такое соглашение, но этого им не дают сделать украинские юристы.
Новостное агентство, цитируя кредиторов, сообщило: "В течение недель позиция правительства была такова, что министр не имеет возможности подписать соглашение о конфиденциальности. Комитет всегда был готов к ограничениям в ходе переговоров, но нас блокируют юристы Минфина". По словам комитета, публичные заявления Яресько не соответствуют ее реальным шагам, так как она в принципе не заинтересована в переговорах.
Эти переговоры топчутся на одном месте уже больше четырех месяцев, при этом Украина заявляет о намерении ввести мораторий на обслуживание долгов, если держатели примерно $20 млрд ее облигаций не согласятся в ближайшее время списать часть основной суммы задолженности, рассрочить платежи и снизить проценты.
Кредиторы, в свою очередь, доказывают, что и без списания основной суммы Украина сможет уложиться в требуемые МВФ параметры долговой нагрузки, предлагая длительную отсрочку выплат. Встреча во вторник, в которой согласился принять участие МВФ, должна была, наконец, дать старт прямым контактам сторон и вывести их переговоры из тупика.
В понедельник Яресько заявила, что готова встретиться с представителями спецкомитета частных кредиторов без предварительных условий в случае заключения соглашения о конфиденциальности. Без этого соглашения комитет кредиторов не может получить последние макроэкономические прогнозы МВФ в отношении Украины, а они важны для определения допустимого уровня долговой нагрузки страны. Кредиторы сделали последнее свое предложение 9 мая и считают его отвечающим всем критериям МВФ. Они предлагают экономию платежей в $16 млрд за счет полного отказа от выплаты основного долга до 2019 года.
По мнению украинского ведомства, предложение спецкомитета кредиторов по-прежнему не соответствует целям, согласованным с МВФ, и, кроме того, включает в себя изъятие $8 млрд из международных резервов Национального банка Украины, против чего выступает МВФ. В качестве уступки Киев предложил недавно кредиторам дополнительные облигации, выплаты по которым будут производиться в случае достижения Украиной более высоких, чем сейчас прогнозируется, показателей роста ВВП.
Кстати, еще до этого инвестиционный банк Goldman Sachs высказал мнение, что правительство Украины может уже в июле воспользоваться предоставленным ему парламентом право приостановить выплаты по внешним коммерческим долгам. 24 июля Украина должна выплатить купон по облигациям в $120 млн.
И вот 26 июня Минфин официально заявил, что правительство готово воспользоваться своим "законным правом прекратить выплаты международным внешним кредиторам, чтобы защитить экономику Украины и сохранить ее финансовые ресурсы до тех пор, когда приемлемое соглашение с кредиторами будет достигнуто". Глава МВФ Кристин Лагард ранее дала понять, что фонд продолжит кредитовать Украину даже в том случае, если частные кредиторы откажутся реструктурировать ее долги и Киев перестанет обслуживать долги перед частными кредиторами. Сомнительная перспектива продолжать углублять свою кредитную зависимость, но что уж тут поделаешь - другого выхода пока что, судя по всему, не предвидится.