ОДНИМ УГЛЕМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ. БУДУЩЕЕ «ШАХТЕРСКОГО БУНТА»

23 квітня 2015, 11:33
Власник сторінки
Религиовед
3
ОДНИМ УГЛЕМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ. БУДУЩЕЕ «ШАХТЕРСКОГО БУНТА»

На шахтерские акции протеста в Киеве приехало около 2,5 тысяч угольщиков. Это только начало, и протестующих будет становиться все больше, а градус протеста будет нарастать

Украина является четвертым крупнейшим производителем угля в Европе после России, Германии и Польши (в 2012 г. добыто 85,8 млн. т). Украинская угольная промышленность располагает 4,0% мировых запасов угля или 33,9 млрд. т доказанных резервов. Этого достаточно, чтобы поддерживать текущий уровень добычи угля в стране в течение более 390 лет.

Однако еще в феврале глава Минэнергоугля Владимир Демчишин заявил о намерении закрыть 5 из 35 находящихся в государственном управлении шахт. Еще 7 шахт он обещал законсервировать до конца года. Он также подчеркнул, что 20% персонала подпадут под сокращения. "Это 10 тыс. из 52 тыс. шахтеров", – министр отметил, что сокращать будут в основном пенсионеров. Также в планах министерства в течение 2-3 лет ближайших лет оставить на шахтах 25 тыс. человек.

В марте, министр рассказал о том, что в 2015 году государство полностью прекратило финансирование угольной отрасли: «Только в 2014 году угольная промышленность получала более 11 млрд. грн. дотаций. В 2015 году этой статьи вообще нет».

То есть проблемы в угольной отрасли носят системный характер. Уголь не вывозится даже с подконтрольной Украине территории, а надо понимать, что у многих шахт даже нет складов для него, используется прямая погрузка из шахты в вагон поезда. Украине остро необходим антрацит, а он весь остался в Л/ДНР. Энергетику прекрасно можно покупать за границей и там все операции по «заработать» просты и понятны. Что бы понимать как заработать на шахтах, необходимо в этой самой шахте проработать хотя бы несколько лет, много таких людей сейчас во власти? Чего только стоит один министр топлива и энергетики рассуждающий о несуществующем «антрацитовом угле». Второй и немаловажный момент, грядущая приватизация – чем более изношенный и убитый актив, тем он дешевле, потому уничтожать шахты будут до упора, но опять-таки шахта не завод есть горно-геологические процессы, которыми нужно управлять, а для действующих «профессионалов» эти процессы где-то в из области фантастики.

Кроме того, нельзя забывать, что часть шахт все-таки находится в частных руках. И их собственникам протесты выгодны. Шахты все равно не работают – почему бы тогда не попробовать под эту забастовку выбить из государства очередные 100-200 миллионов на поддержку своего предприятия.

По другую сторону «забора» также не все ладится. По информации, публикуемой министерством топлива и энергетики «ДНР», в мае-июне 2015 года планируется закрыть часть шахт. Причина - отсутствие государственного заказа, да и любого другого заказа, а также высокая себестоимость добываемого угля. Работники шахт будут сокращены, и им будет предложена новая работа.

То есть проблемы в угольной отрасли носят системный характер.

Но что делать шахтерам, над которыми нависла реальная как никогда угроза массовых сокращений и безработицы. Первым тревожным сигналом стали шахтерские акции протеста в Киеве, на которые приехали около 2,5 тысяч угольщиков. Очевидно, что это только начало, и протестующих будет становиться все больше, а градус протеста будет нарастать. 

В перспективе, к уже бастующим присоединятся, как минимум 23000 подпадающих под сокращение шахтеров, а то и все 52 тысячи выйдут отстаивать свою правоту. Также не следует забывать, что за каждым шахтером стоит 3-4 члена его семьи и протестный потенциал повышается до нескольких сотен тысяч человек. В перспективе это население нескольких десятков поселков и небольших городов, для которых шахты являются градообразующими предприятиями и единственным источником существования. Надо также очень четко понимать, что протестные настроение и забастовки характерны не только для Донецкой и Луганской области, в данный момент точно также бастуют и шахтеры Волыни. То есть кризис носит всеукраинский, а не локально-областной характер.

Голодный шахтер способен на многое. Это та сила, которая обычно находится в покое, но если начинается движение - взрывается очень опасно. Это уже не идейный протест, он не связан с выбором внешней политики государства, это протест людей которые поставлены государством перед выбором жить и работать или умереть голодной смертью. Причем из-за резкой девальвации гривни, роста цен на продукты питания, товары первой необходимости и коммунальные услуги, перед подобным выбором оказалась еще как минимум 40 миллионов украинцев. 

И как вы думаете, что выберет рядовой житель Украины, возможность сытой и достойной жизни или молча склонив голову смирится с выбором власти? Не это ли мы все прошли полтора года назад? Не так ли начиналась «Революция достоинства»? Почему же сейчас ситуацию пытаются представить совсем иначе?

Государству пора понять, что шахтеры есть не только в Донецке, но в остальной Украине, а уголь - это наше достояние и залог национальной безопасности. Если наше государство не планирует сохранят шахты и вкладывать в них деньги, то правительство обязано сохранить хотя бы людей, квалифицированных рабочих, создать для них рабочие места, продумать программу переквалификации, решить проблему жилья, ведь многим, возможно придется переехать.

В конце концов, действующая власть должна быть в этом заинтересована. Однажды, в 1990-1991 годах именно волна шахтерских забастовок стала одним из факторов, распада Союза и обретения Украиной независимости. Может пора задуматься?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.