заметки «пересічного» гражданина
Хорошо у нас живётся двум категориям граждан.
Первые – аналитики, политологи, эксперты. Они многое знают. Любое, даже самое гнусное, явление могут объяснить, прокомментировать. Они, например, отличают «радикалов вообще» от радикальной партии. (Для меня же «невтаємниченого», это одна и та же субстанция). Словом, в посвящённости они находят успокоение.
Вторые счастливцы – это те, кто окончательно поверил 5-му каналу и картине мира, спущенной ему сверху. У таких соотечественников нет вопросов. Они видят мир (и войну), как желает начальство.
А вот, как быть тем, «пересічним» гражданам, кто сохранил память? Помнит, как недавно громко обещалось европейское будущее. Помнит о Конституции, что это основной и незыблемый закон государства. О европейских ценностях не забыл. О правах человека иногда вспоминает. И о публичных клятвах украинской элиты, что у нас со всеми ценностями и правами будет даже лучше, чем в Европе, и тем более, лучше, чем у диких, нецивилизованных соседей. Как быть с воспоминаниями? И с желанием задавать вопросы? К примеру: где обещанное? Почему права «кое-где у нас порой» нарушаются? И как эти нарушения выглядят в свете тех самых бесценных ценностей? Тут сразу возникает множество нестыковок.
Таким «пересічним», к которым отношусь и я, сегодня быть непросто. А скоро, говорят, будет и опасно. Причём, предупреждают официально. Потому что, не надо умничать. Однако вопросы всё равно накапливаются.
Вот, кстати, о Конституции.
В начале февраля Верховная Рада приняла проект закона №1849 – о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Если закон будет утверждён, в отношении уклоняющихся от призыва военнообязанных разрешат совершать негласные следственные действия. Можно будет прослушивать их телефоны, изымать личную корреспонденцию, читать СМС.
С трепетом открываем родную Конституцию. Статья 31-я. Читаем: «Кожному гарантується таємниця листування, телефонних розмов, телеграфної та іншої кореспонденції. Винятки можуть бути встановлені лише судом у випадках, передбачених законом».
Только судом разрешаются исключения. Спрашивается: а у нас, что, по каждому уклоняющемуся прошли судебные разбирательства? Вина всех доказана? А если нет, то личная жизнь гражданина по-прежнему священна и неприкосновенна.
Однако нам, «пересічним» и любопытствующим, поясняют. Ситуация особая. От каких-то прав частично можно и отказаться. Точнее, этих прав граждан лишить.
Вот оно! Отказаться. Сделать поправочку. Временно ущемить. Но ведь стоит сделать только первый шаг, а там…
Помните, спор юного Шарапова с матёрым капитаном Жегловым. Не могла вынести ранимая душа Володи, когда Закон поворачивали, куда вздумается. А главное, понимал он, предчувствовал, что одной поправкой или уступкой в сторону беззакония дело не обойдётся.
А с нынешней мобилизацией есть широкий простор для новых и новых поправок. Они даже неизбежны.
Известно, что ряд серьёзных юристов оспаривает законность мобилизации, мотивируя это тем, что в стране нет военного положения. Однако эти юридические тонкости противоречат интересами власти. Что делать? Правильно. Вводить новые поправки. Скажем, об ответственности юристов, которые слишком буквально трактуют закон. Вот и появляется новая правовая реальность – преследуем юристов (а заодно, и всех умников, бесконтрольно читающих УК и Конституцию).
Да и с призываемыми могут возникнуть проблемы. Узнав, что их прослушивают и отслеживают, они кинутся в подполье. Тогда, не исключено, придёт новая идея: привлекать к их отлову и выявлению сограждан (наиболее сознательных). И даже поощрять к этому.
Ну, то, что «стукачество» с моральной точки зрения есть мерзость, во внимание приниматься не будет. Кто теперь думает о морали? Война. Но здесь ещё – привлечение к противоправной деятельности сограждан. И что тогда? Правильно. При помощи нового закона (или поправки) незаконная ситуация становится законной. И так без конца.
Стоит теперь появиться у гражданина острым проблемам, больным вопросам, государство среагирует новыми постановлениями. Сообщил прямо, не прячась, журналист Руслан Коцаба, кстати, выполняя журналистский долг и пользуясь свободой слова (Статья.34 Основного Закона) о том, что в стране идёт братоубийственная война – ему грозят длительным тюремным сроком. А вот господин Геращенко говорит (конечно, в более изысканных выражениях), что всех будут сажать, кто вякнет о войне нечто противоречащее интересам его ведомства. А по какому закону сажать? Закон придумают.
Но заметьте, чем больше поправок, чем дальше «вынужденный» отход от Конституции, от прав человека и обещанных свобод (кто о них спрашивает, тоже потенциальный преступник?) тем больше подлинных нарушений со стороны власти. То есть преступлений.
А завтра ситуация может сложиться так, что уже среди «благонадёжных» начнут выяснять, кто враг. И тогда понадобится гигантский аппарат слежки всех за всеми. Гигантский, потому что, в силу национальных традиций без привлечения на должности кумов и сватов не обойдётся. А кто будет им за «работу» платить? Хорошо, пусть даже дело не в деньгах. А как жить в этой новой цивилизации страха и взаимной слежки. Мы уже не спрашиваем, где в этой цивилизации искажения законов (в царстве поправок) находятся ожидавшиеся на Майдане ценности?
Хотели безвизово ездить? Получите нечто противоположное. Несите разрешение военного комиссара на переезд в соседнюю область. Статья. 33 Конституции гарантирует свободу перемещений и выбора места жительства. А тут – вроде новое крепостничество. И Европарламент не распался от ужаса.
И ведь, похоже, никакой надежды на то, что ситуация изменится нет. Наоборот. Явно на очереди запрет на критику правительства. Не то, что бы ему (уряду) неприятна критика. А просто – война. Значит, «пельки» заткнуть. А как же демократия, свобода слова? За упоминание демократии и свободы слова в неподходящий момент накрутят новую поправку, в смысле, статью.
Однако проклятые вопросы опять лезут в голову. Особенно нам, «пересічним», но пытающимся думать.
Вопрос о войне. Мы готовы воевать с иностранным государством, объявившим нам войну. Любым. Но два генерал-полковника, В. Муженко и В. Рубан ответственно заявляют, что российских войск на территории Украины нет. Они смотрели внимательно. Тогда поясните, с кем у нас война?
Говорят, с террористами. Но по закону с ними должны воевать специальные подразделения. У нас сотни тысяч милиционеров и войск специального назначения. Хотя мы забыли: сейчас примут поправку, всё это изменяющую.
Кстати, и отдельный закон «о запрете задавать лишние вопросы» тоже, кажется, на подходе. Например, такие неприятные как: мирные жители Донбасса наши граждане? Наши, украинские. Значит, имеют они по украинской Конституции право на жизнь (Статья.27), на получение пенсии (Статья.46)? Реакция ожидаема – новая поправка. А лучше – новая Конституция. Вторая, запасная. Первую, чистенькую, на полочку положим, а во второй пиши, что хочешь.
Ну, а если вопросы, упаси Боже, начнут задавать «пересічні» из числа доверчивых и безмятежных? Что тогда? Тогда усилят излучение верные (единственно верные) СМИ и примкнувшие к ним технологи. И всё объяснят, и успокоят, и даже доказательства представят. Правда, и у них бывают сбои. Подставили недавно своего президента с паспортами. Вражеские шутники изгалялись, мол, где, кроме паспортов, личная переписка Путина с Грибоедовым? Было бы убедительнее.
А ведь за ложную информацию когда-нибудь и ответить можно. Или надеетесь, господа, на очередную поправку и освобождение от ответственности? Дескать, высшие интересы и война всё спишут? Как знать. Все «расширители» прав власти и «ущемители» прав граждан на это уповают. И никто не думает о будушем. О своём будущем. А вот я, сердобольный, о вас думаю. Ведь какие сроки полагаются за такое количество нарушений (если поправки признают когда-нибудь незаконными). Наверное, думаете, отвечать не придётся. Ан, нет. История знает случаи, когда приходили серьезные дяди и с помощью трибуналов подводили итоги. И было страшно.
Так может, не стоит запускать поток поправок, а точнее попраний закона? И попробовать говорить народу правду. О войне, мире, будущем. В противном случае даже самые «нерассуждающие» зададутся принципиальными вопросами: «А может, дело, не в кознях врагов, а в том, что управляют нами не очень способные и не очень самостоятельные люди? Которые не только не могут наладить нормальную мирную жизнь, но задачи перед собой такой не ставят?».
Многие уверяют, что пекутся об интересах Украины. Думаю, главный интерес Украины в том, чтобы не быть обманутой с помощью манипуляций. Чтобы запугивание и тотальная слежка не сделали её территорией бездумного «одобрямса». Чтобы нас не превратили (очень не хочу употреблять слово «быдло») словом, в то, что без объяснений ведут на убой.
Мое поколение, и особенно поколение моих родителей, уже проходило и слежку, и прослушку. Поймите, страх и обман загоняют в подполье, но не делают патриотом. Для этого нужна правда. Без поправок.
Впрочем, кто добровольно хочет жить в «правильном» мире, придуманном верными СМИ – его дело. Со мной сложнее. Я старый. Мне можно угрожать. Меня можно сделать нищим (это уже получается). Мне можно показать хоть три конституции и говорить со мной об особом «поправочном» пути Украины к счастью.
Одного вы не можете, господа – заставить меня не думать. То есть, сделать меня идиотом. Поздно. Не успеете.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.