Обвал курса гривны – это не только «удешевление» доходов украинцев, получающих доходы в национальной валюте. Падение курса подрывает перспективы внутреннего рынка, а значит, будущее нашей экономики
Первые дни ноября стали периодом антирекордов для гривны. Ко вторнику гривна на межбанке снизилась до 15,95 за долларов США. Что касается наличного рынка, то во вторник курс в банках и обменников достиг 14,85 при покупке и 15,70 при продаже. А официальный курс ближе к концу дня продемонстрировал новый антирекорд в виде 15,77 гривны за один американский доллар. Резкое снижение курса гривны – это не только «удешевление» доходов украинцев, получающих зарплаты, пенсии и пособия в национальной валюте, но и серьезный удар по «защитной подушке» в лице внутреннего рынка.
И ладно бы, но сегодня в плане внешней торговли наблюдается тенденция сокращения объемов экспорта, а значит, и валютной выручки. И в такой ситуации внутренний спрос мог хотя бы частично компенсировать падение доходов от экспорта в государственный бюджет. Например, по данным Государственного комитета статистики, именно внутренний рынок в 2013 году сыграл роль «защитной подушки» для ВВП Украины, продемонстрировав рост на 15% в год, в то время как промышленность показала «минус» почти на 2%, а сельское хозяйство – более чем на 4% и т.д.
Наблюдая за крутым пике гривны, миллионы украинцев стараются, во-первых, купить побольше долларов и евро, чтобы сберечь свои накопления. А во-вторых, пытаются экономить, приобретая только самое необходимое вроде продуктов и лекарств, а от средне- и дорогостоящих покупок отказываясь. Но в таком случае должна падать розничная торговля на рынках и в магазинах. Верна ли версия, что крах гривны ощутимо бьет по внутреннему рынку? Данные Государственного комитета статистики свидетельствуют, что за январь-сентябрь 2014 года объемы оборота розничной торговли в масштабах Украины вышли на уровень 94, 7 % по сравнению с периодом с января по сентябрь 2013 года.
Для полноты картины, если по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, за январь-сентябрь 2013 года объемы общей розницы выросли на 109,7 %. «Рекордсмены», как нетрудно догадаться – Луганская (- 35, 0 %) и Донецкая область (- 19, 9 %). И даже в Киеве общая розница просела на 5, 1 %. А ведь еще надо учесть, что внутренний рынок Украины чрезмерно зависит от импортных продуктов питания, одежды и т.д. А импорт закупается в основном за доллары и евро. И общий объем розницы в виде 687 миллиардов 616 миллионов, 367 тысяч гривен за период январь-сентябрь 2013 года – это 85 миллиардов 952 миллиона 45 тысяч долларов США по курсу 8, 0 гривны за доллар. А нынешние объемы розницы, если взять курс по состоянию на 1 сентября 2014 года в виде 13, 11 гривны за доллар – это 49 миллиардов 669 миллионов 92 тысячи долларов.
Справедливости ради, надо учитывать, что с января по сентябрь курс доллара мог ощутимо измениться то вверх, то вниз. Хотя в течение всего 2014 года доллар постоянно рос, начав год с 8, 02 – 8, 11 в начале января, разве что изредка чередуя с «отступлениями» назад. Но даже такой приблизительный подсчет демонстрирует, что крах гривны сократил розничные объемы в Украине не на 5, 3 %, а на десятки процентов, если оценивать розницу в долларовом эквиваленте.
Оценки Госстата в отношении розничного оборота магазинов и супермаркетов (составляющая общего оборота розницы в Украине) подтверждают версию, что пугающая неизвестность в отношении судьбы гривны подрубает внутренний рынок. За январь-сентябрь 2014 года объемы сократились на 5, 8 %, составив 276 миллиардов 677 миллионов 300 тысяч гривен или 94, 2 % по сравнению с периодом январь-сентябрь 2013 года. Опять-таки, если сравнивать январь-сентябрь 2013 года с аналогичным периодом 2012-го, то розничный товарооборот вырос на 106, 6 %. Опять-таки, речь идет о росте в условиях стабильного доллара, а не скачков курса как сегодня.
Если падают розничные продажи – должны снижаться и товарные перевозки, правильно? Действительно, Госстат фиксирует, что грузовые перевозки всеми видами транспорта за период январь-сентябрь вышли лишь на уровень 93,7 %, а грузооборот (т.е. вес разделенный на километраж) – на 93, 5 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (См. Экспресс-выпуск Госстата за 16 октября 2014 года).
Итак, резкая девальвация гривны делает миллионы украинцев беднее. А еще - подрубает перспективы внутреннего рынка. Но, если руководствоваться диалектическим подходом, то любое явление имеет как свои минусы, так и свои плюсы. С одной стороны, стремительная девальвация гривны действительно на глазах разоряет миллионы украинцев, для которых весь или основная масса дохода формируется за счет национальной валюты. С другой стороны, слабая гривна – это шанс для украинских производителей. Понятно, что в первую очередь – это возможность увеличить прибыль для крупного капитала в лице Рината Ахметова, Лакшми Миттала, Дмитрия Фирташа и других, контролирующих горно-обогатительные и металлургические комбинаты, предприятия химической промышленности и т.д.
Во-первых, зарубежному покупателю становится выгоднее покупать более дешевую продукцию из Украины, будь то хоть трубы, хоть металлопрокат, хоть конфеты «Рошен». А для владельцев предприятий, производящих минеральные удобрения, чугун, сталь, рельсы и металлопрокат, кондитерскую продукцию – это дополнительная прибыль в твердой валюте. Во-вторых, конвертация валюты в гривны – это еще один источник прибыли. Потому как, к примеру, на начало января выручка от продажи металлопроката за рубеж на сумму один миллион долларов США приносила владельцу 8 миллионов 210 тысяч гривен (курс межбанка на 5 января 2014 года: 8, 21 – покупка, 8, 23 - продажа). А сегодня прибыль на миллион долларов США в пересчете на украинскую гривну – это уже 14 миллионов 790 тысяч гривен (курс межбанка на 7 ноября 2014 года – 14, 79 покупка, 15, 19 - продажа). А основная масса рабочих как работала за 4-6 тысяч гривен полную рабочую смену, так и работает. Пример из жизни – газета «Металлург» (№41 за 24 октября 2014 года) комбината «Арселор Миттал» (другое название – «Криворожсталь») утверждает, что «по данным объединения «Металлургпром», номинальная средняя зарплата штатного работника по металлургическим предприятиям в сентябре уменьшилась по сравнению с августом на 4,9% и составила 5573 гривен.
Правда, нельзя сказать, что прибыль автоматически вырастет из расчета на каждый полученный доллар. Все-таки падающая гривна – это еще и удорожание себестоимости, так как повышаются тарифы на электроэнергию, водоотвод, транспортные перевозки и т.д. А поскольку весь промышленный потенциал Украины контролируют несколько финансово-промышленных группировок, то на вопрос «кому выгоден обвал гривны?» получаем ответ – «олигархия». Ну, и коррумпированные чиновники НБУ, Администрации президента и Кабмина, которым крупный бизнес отстегнет «за труды праведные»…
Впрочем, оптимисты могут при желании найти в происходящем и позитив – впервые за многие годы Украина имеет позитивное внешнеторговое сальдо. Правда, с другой стороны, сальдо является позитивным, потому что объемы импорта просто падают быстрее, чем экспорт. По данным Государственного комитета статистики, за январь-август 2014 года объемы импорта сократились на 23, 5 %, а объемы экспорта – на 6, 8 %, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
И, наконец, еще одним последствием крушения гривны станет переориентация на продукцию отечественного производителя. Кошелек обычного украинца «худеет», поэтому миллионы потребителей волей-неволей будут искать продукты и товары подешевле. Например, если теперь рядовому потребителю понадобятся зимние ботинки, он скорее пойдет покупать не продукцию западных брендов Ecco, Geox или Clarks, а обувь, произведенную украинскими фабриками. Потому как, к примеру, украинские ботинки в среднем стоят в диапазоне от 750 до 1000 гривен, в то время как Clarks– в диапазоне от 1800 до 3400, Geox – от 2200 до 3400, а Ecco– от 2900 до 4000 гривен. А в условиях падающей гривны такая разница в цене становится до боли ощутимой. Поэтому продукция украинского производства, будь то овощи, одежда или обувь, становится более конкурентоспособной по сравнению с импортной, даже если иногда проигрывает в качестве. И можно говорить, что шанс получают и тысячи малых и средних производств, ориентированных на внутренний рынок. Правда, сначала гривна должна прекратить падение, потому что шок в режиме онлайн парализует потребителя – вот почему миллионы украинцев сейчас стараются покупать только продукты. Кстати, жизнь вносит свои коррективы – Госстат сообщает, что на 1 октября 2014 года задолженность по зарплате составила один миллиард 927 миллионов 693 тысячи гривен. Получается, что в условиях, когда гривна падает каждый день, таким людям придется хуже всего, ведь они из-за невыплаты заработанного они оказались заложниками ситуации и вынуждены беспомощно наблюдать, как их зарплата обесценивается с каждым днем.
Политком
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.