Россия дала скидку на газ. Возникла масса домыслов, каких, как говорил Остап Бендер, «мелких услуг» потребовала РФ от президента . Несмотря на дефицит сведений, некоторые моменты можно расшифровать
Российское руководство согласилось предоставить Украине скидку на природный газ до цены 268,5 долларов США за тысячу кубометров. Естественно, такое развитие затяжного «газового» сюжета породило массу домыслов и версий, каких же, как говорил Остап Бендер, «мелких услуг» потребовала российская сторона от президента Украины. И все же, несмотря на дефицит сведений о договоренностях между Виктором Януковичем и Владимиром Путиным, некоторые моменты можно расшифровать.
Глава правительства Украины Николай Азаров в ходе заседания Кабинета Министров в среду, 18 декабря подтвердил, что скидка до цены 268,5 доллара за тысячу кубометров будет действовать с 1 января 2014-го и вплоть до 2019 года, когда заканчивается заключенный правительством Юлии Тимошенко контракт между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом». Ранее Николай Азаров озвучивал тезис, что власти России и Украины планируют вернуться к переговорам о создании трехстороннего консорциума с участием европейской стороны для совместного управления и эксплуатации украинской ГТС. Правда, 17 декабря такое развитие событий опроверг глава «Газпрома» Алексей Миллер, заявив, что «Вопрос трехстороннего консорциума уже давно не является предметом переговоров между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз» Украины».
Для понимания контекста, надо учитывать, что контроль над поставками российского газа в Украине традиционно представляют собой предмет борьбы между властными группировками. Главные бонусы – это финансовые потоки на закупках, возможности хищения газа, а также политическое и экономическое влияние на владельцев украинских комбинатов, фабрик и заводов, зависящих от поставок и стоимости российского «голубого топлива». Ведь классика рейдерства (или, говоря цивилизованным языком, недобровольных слияний и поглощений) – это когда поставщик газа стремится получить в собственность сначала блокирующий, а затем контрольный пакет акций предприятий, потребляющих газ.
Однако игроки нефтегазового сектора Украины в частных разговорах утверждают: любые заявления по поводу консорциума - намеренная дезинформация, используемая как информационный «вброс» для отвлечения внимания. Кстати, ранее и президент Украины опровергал вариант с консорциумом. Так, 22 февраля 2013 года во время телевизионного эфира «Диалог со страной» Виктор Янукович опроверг возможность создания консорциума, заявив, что украинские власти рассматривают вариант сдачи ГТС в аренду. Поэтому можно утверждать, что на практике украинская и российская сторона разрабатывают другой вариант допуска «Газпрома» к управлению украинской ГТС. Для «Газпрома» ключевым мотивом здесь является возможность влиять на транспортировку газа в Европу. А правящую администрацию Украины на такой шаг толкает необходимость ремонтировать и поддерживать ГТС в рабочем состоянии. Проблема в том, что украинские газопроводы уже выработали свои сроки эксплуатации, а «Газпром» как потенциальный инвестор-модернизатор выдвигает требование по вхождению в систему на правах совладельца.
В этом аспекте стоит обратить внимание, что еще 26 апреля 2013 года Кабинет Министров Украины подал в Верховную Раду законопроект № 2937 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования Национальной акционерной компании» «Нафтогаз Украины». Центральная идея проекта – разрешить украинскому Фонду государственного имущества приватизировать дочерние предприятия «Нафтогаза». То есть, выставить на торги принадлежащие государству пакеты акций в публичных акционерных обществах «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча». Чуть ранее правительство провело предпродажную подготовку предприятий для перехода в частные руки. Еще 13 июня 2012 года Кабмин принял распоряжение правительства «О реорганизации дочерних компаний Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». Компания «Укргаздобыча» отвечает за бурение и непосредственную добычу природного газа, а в компетенцию «Укртрансгаза» как раз и входит оперативное управление ГТС (компания контролирует 38, 6 тысяч километров газопроводов и 12 подземных хранилищ газа). Затем планируется, что минимум 51 % акций «Укртрансгаза» останется в собственности Украины, а миноритарный пакет будет выставлен на продажу. И с учетом последних договоренностей есть вероятность, что покупателем такого пакета как раз и станет «Газпром». Либо новыми собственниками акций окажутся близкие к нему структуры.
Конечно же, реалии олигархического государства вносят свои коррективы. Поэтому вероятен и вариант №3, когда со временем украинская и российская сторона будут владеть пакетами акций менее 50 %, а несколько недостающих процентов приобретет в свою собственность абсолютно посторонняя структура. Настолько посторонняя, что юридически доказать ее родственные связи с «Газпромом» будет крайне трудно. Или еще один субвариант, когда пакет в несколько процентов акций приобретет одна из украинских олигархических структур, чтобы присоединяться то к стороне Украины, то к России. И, соответственно, выдвигать за голосование своим пакетом требования согласно своим коммерческим интересам.
Еще одно предлагаемое проектом №2937 нововведение, которое заслуживает, чтобы на него обратили внимание – это разрешение передать магистральные трубопроводы в концессию, аренду, лизинг, залог, уставные фонды иных юрлиц. Поэтому в таком случае «Газпром» получает возможность получить контроль над ГТС Украины путем взятия в аренду или лизинг (аренду с правом последующего выкупа).
И здесь возникают параллели с историей о продаже Белоруссией компании «Белтрансгаз», отвечавшей за эксплуатацию белорусской ГТС. 31 декабря 2006 года Белоруссия и Россия подписали протокол о покупке «Газпромом» 50 % акций «Белтрансгаза» за 2,5 миллиарда долларов с выплатой суммы в течение 4 лет. Затем, несколько лет спустя, 25 ноября 2011 года, представители «Газпрома» и Государственного комитета Белоруссии по имуществу подписали договор о продаже России еще 50 % акций «Белтрансгаза» за 2,5 миллиарда долларов США. Таким образом, российская компания стала единовластным собственником белорусских трубопроводов. Президент Белоруссии Александр Лукашенко был вынужден пойти на уступку ГТС в обмен на реструктуризацию долгов перед Россией, возникших из-за неспособности Белоруссии оплатить поставки газа по контрактной цене, а также двухлетнюю отсрочку перехода на европейские цены. В обмен президент Владимир Путин мгновенно пообещал, что цена кубического метра для Белоруссии составит 165,6 доллара в 2012 году.
Если гипотеза о постепенном допуске России к собственности на украинскую ГТС верна, то возникает, по меньшей мере, два вопроса. Первый из них связан с актуальностью для Москвы владения украинской трубой. Изначально предполагалось, что это повысит безопасность транспортировки «голубого топлива» европейским потребителям и избавит Россию от неприятных ситуаций, когда в результате «газовых войн» между Москвой и Киевом пострадавшими в итоге оказывались страны Европы, недополучавшие газ в разгар зимы, что наносило серьезный урон России как поставщику топлива. Однако стоит напомнить, что год назад начато строительство газопровода «Южный поток» стоимостью 16 млрд. долларов, а, кроме того, уже функционируют две ветки «Северного потока». В сумме же обе обходные трубы будут иметь мощность 118 миллиардов куб. метров газа в год, что не только полностью покрывает объемы транспортируемого российского топлива в Европу, но и существенно его превышает (к примеру «Северный поток» заполнен лишь частично). К тому же Европа, благодаря развитию рынка СПГ, «сланцевой революции» в США и другим факторам, постепенно снижает свою зависимость от России. Да и сама Москва всё больше смотрит на бурно развивающиеся восточные рынки сбыта.
В результате, после ввода «Южного потока» (вряд ли проект может быть свернут на столь продвинутой стадии) украинская ГТС потеряет для России какой-либо интерес. Если прибавить к этому необходимость немалых финансовых вливаний в ее модернизацию, то получается, что Виктор Янукович проявил чудеса дипломатии, найдя инвестора, который сам не особо заинтересован в инвестициях. Урок с покупкой белорусской ГТС, за которую, к тому же, «Газпром», по оценкам экспертов, сильно переплатил, ничему, похоже, не научил российское руководство.
Второй вопрос, который возникает в свете данной сделки, – претерпит ли изменение внешнеполитический вектор Украины? Ведь об интеграции в Таможенный Союз (хотя бы в обсуждавшемся до этого формате 3+1) речи не шло. Как не шло речи и о полном отказе Киева от подписания договора об ассоциации и ЗТС с ЕС (как, к примеру, поступило руководство Армении). Впрочем, понятно, что в разгар протестов в украинской столице объявить о развороте Украины в сторону России было бы политическим самоубийством. Однако стоит отметить, что и без сегодняшнего Евромайдана, однозначный внешнеполитический выбор Украина сделать не в состоянии (разве что такой выбор будет стоить России неадекватно высокую «цену», вроде той, что Москва платит Белоруссии, дотируя ее экономику и закрывая глаза на агрессивное давление на российский бизнес). Кстати, то же верно и в отношении европейского выбора, от которого Киев отказался отнюдь не только по причине «кнута» и «пряника» от России, но и под воздействием имеющихся внутренних антиевропейских политических и экономических факторов. То есть, фактически можно говорить о том, что естественное и единственно возможное на сегодняшний день состояние лавирования Украины между Россией и Европой сохраняется, разве что теперь Киев умудрился разжиться 15-ю миллиардами долларов и дешевым газом.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.