"Политические громоотводы" и PR-министры

09 березня 2011, 09:25
Власник сторінки
політолог
0
2443

Неофициальная структура правительства

Если проанализировать структуру украинского правительства с позиций места его членов в массовой коммуникации, то среди них можно выделить 3 ключевые роли: 1) громоотвод; 2) pr-министр; 3) нейтрально-незаметный.

Главная функция громоотводов – перебирать на себя общественное недовольство, отводя его от правительства в целом, от президента и его администрации.

Легко заметить, что в такой роли выступают два самых «популярных» в СМИ министра – Д. Табачник и С. Тигипко.

Этот «альянс двух Т» закрывает своим политическим телом самые болезненные для украинцев вопросы: социального обеспечения и культурного разнообразия.

Заметим, что оба – чужеродные для «донецкого монолита» элементы. Они никогда не были и не будут на 100% своими, потому, очевидно, ими «не жалко» «закрыть» проблемные направления, «кидать под танки» общественного мнения.

В случае Табачника попадание оказалось стопроцентным. Он вызывает такую антипатию у националистов и национал-демократов самим фактом своего существования, что становиться главным объектом, на который направлены многочисленные акции протеста.

Очевидно, что, протестуя против Табачника, наши «патриоты» выносят за кавычки действия правительства в экономической сфере, инфляцию, рост цен, многочисленные проекты социально-экономических реформ. Зачем это все, если есть Табачник? Из их официальных реляций выходит, что стоит заменить Д. Табачника на посту министра, и стразу в стране начнется золотая эра. Собственно, потому можно предположить, что Д. Табачник еще очень долго останется министром, ибо в случае его отставки оппозиционеры просто будут вынуждены искать себе другой объект для критики.

Характерно, что в прошлую пятницу, когда в разгаре был «гречневый кризис» и подкрадывались проблемы с обеспечением страны хлебом, кто представлял правительство в Верховном Совете? Правильно, Табачник. О чем он говорил с депутатами? О его личном признании или непризнании голодомора. В итоге, еще один день правительства прошел, фактически, безрезультативно, превратившись из публичного общения депутатов с исполнительной властью в общение тех же депутатов лично с Д. Табачником.

Однако следует напомнить, что в нынешней украинской конституционно-правовой модели министр не является самостоятельной политической фигурой. Его назначение (а по новой редакции закона «О Кабинете министров» и увольнение) является исключительной прерогативой президента.

Протесты против министра, в таких условиях, напоминают протесты против кулака, который тебя ударил. Ведь кулак, как известно, бьет не сам. За ним всегда «кто-то» стоит.

Очевидно, что все наши министры проводят политику, которая полностью согласуется с политикой президента и правительства. Иначе бы их давно заменили. Тем более что сделать это можно предельно легко.

Итак, общественно-политическую активность вызывают только некоторые члены Кабинета Министров. Прочие же остаются все время «в тени».

Таким образом, целый ряд интересных решений власти остается как бы на периферии общественного внимания. Пока оппозиция проводит «антитабачные» кампании, власть меняет тендерные процедуры закупок, характер взаимодействия центральных органов власти и т.д. Благодаря мощным «громоотводам», фактически, все прочие министры могут оставаться в тени, не привлекая внимания к своим действиям. Хотя эти действия могут быть гораздо более важными, чем любые образовательные и пенсионные реформы.

Также в структуре правительства можно выделить и должности, которые, будто бы, созданы для «раскрутки» людей, которые их занимают.

Например, вице-премьер-министр – министр инфраструктуры. Эту должность занимает  Б. Колесников. Очевидно, что его полномочия по курированию Евро-2012 открывают безграничные горизонты для проведения pr-кампаний.

С приближением 2012 года количество информационных поводов с участием Б. Колесникова будет стремительно возрастать. Причем, все эти поводы будут исключительно позитивными, связанными с открытием стадионов, аэропортов, магистралей. Кстати, должность «министра инфраструктуры» буквально создана для торжественных «перерезаний ленточек». В итоге, весь возможный правительственный позитив концентрируется на одном человеке. Было бы странным, если бы это в итоге оказалось случайностью.

Очевидно, что подобная структура презентации власти (с разделением на «плохих» и «хороших») является частью далекоидущего стратегического плана.

В целом, как я уже отмечал раньше, правительству в Украине отводиться роль пропагандистской структуры, призванной исполнять роль посредника между обладающим реальной властью президентом и обществом. Правительство «разъясняет» политику, принимает непопулярные решения, принимает удар на себя. Президент «парит» над ситуацией, иногда «наказывая» министров, указывая на «общую стратегию» развития и т.д.

Главная проблема сформированной в Украине политической системы заключается в том, что она сейчас так же далека от обеспечения политической ответственности, как и была раньше. Все наши «сдержки и противовесы» призваны переложить ответственность на других, найти крайнего, назначить стрелочников, «нагнать тумана». А, значит, в управлении государственным механизмом никаких шагов вперед не сделано, даже учитывая факт проведения «административной реформы».

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: политика
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.