…И воздаяние…
4-го июня вся
«прогрессивная американская (и не только американская) общественность» отмечает
неортодоксальный памятный день – т.наз. «День бульдозера», посвященный памяти Марвина
Химейера, который, по мнению многих, является «последним американским героем».
Всем интересующимся
данной неординарной личностью можно порекомендовать ознакомится
с его жизненным путем и действиям, благодаря которым он оставил след в
современной американской истории.
Однако
сегодня хотелось поговорить о другом.
Чем
отличается свободное общество от несвободного?
Свободное
общество – это общество свободных людей, наделенных правами, осознающих их и
готовых их отстаивать. Конечно, это идеал, который не существует нигде. Но,
все-таки, степень этой самой свободы в разных обществах разный. И определяется
он, во многом, не законами, а самим мироощущением граждан.
Например,
Украина, не смотря на широкий перечень декларативных прав в Конституции, не
является государством свободных граждан, поскольку все наши права – не более
чем красивые слова.
У обычного
украинского гражданина нет ни единого шанса отстоять свои права как в судебном,
так и несудебном порядке. А незащищаемое право не имеет смысла.
На пути к
справедливости у украинского гражданина стоит несколько барьеров: 1)
административный (не бывает справедливости для «чужих»); финансовый (не бывает
справедливости для бедных).
Но, самое
главное, каких-то особых внутренних мотивов бороться за абстрактную
«справедливость» у многих украинцев нет в принципе. Много вы знаете примеров
наших сограждан, готовых «идти до конца»? Чаще всего можно только услышать
унылые оправдания, что «ничего сделать нельзя», «что все кругом одинаковые», «что
все равно как-то оно будет», «что мне еще жить» и т.д.
Насильники и
убийцы гуляют по улицам, власти захватывают общественные земли гектарами и т.д.
«А братія мовчить
собі, Витріщивши очі! Як ягнята: "Нехай, каже, Може, так і треба".» (Т. Шевченко). Молчит даже не только потому, что пассивный и безразличный,
а потому, что не понимают: ненаказанное преступление порождает новые и новые.
Пример
Химейера показывает, что в США тоже с этим далеко не все гладко. И там бывают
ситуации, когда человека уничтожает система, стирает в порошок любого, кто
стоит на ее пути.
Но Химейер
был с этим не согласен. Он был простым сварщиком, и разработал такой план, на
который был способен. И реализовал его так, как умел. Нарушив закон, но отстояв
то, что он считал справедливостью.
Все это
основывается на глубоко укорененных в протестантской культуре представлениях о
необходимости «воздаяния» и индивидуальной ответственности каждого за свои
грехи (в отличие от отечественной традиции, где каждый бандит считает, что
полностью искупает грехи, построив очередную церковь).
«Вторая
поправка» к Конституции США утверждает, что «Так как для безопасности свободного
государства необходима хорошо устроенная милиция, то право народа хранить и
носить оружие не будет ограничиваться».
На этой
поправке основывается факт существования в США т.наз. «гражданской милиции», а
также владение и ношение
гражданами страны огнестрельного оружия.
Вообще, так
уж издревле повелось, что оружие являлось атрибутом свободного человека, а его
отсутствие – раба.
Обсуждение
вопроса его легализации чаще всего сводится к проблеме криминальной ситуации в
стране и вопросам преступности. Но данном случае много важнее и интереснее
социальный срез проблемы.
Отличается ли
взаимодействие власти с обществом, в котором граждане существенно ограничены в
правах самообороны, и обществом, в котором граждане владеют миллионами единиц
огнестрельного оружия? Меняется ли сам менталитет граждан в такой ситуации?
Конечно, ибо
человек, воспитанный свободным, по-другому оценивает свое место в мире, и по-другому смотрит на проблему
справедливости.
В Украине
касательно этого вопроса существует феодальная практика, согласно которой
свободное владение и ношение оружием гражданами якобы запрещено законом. Однако
это не является преградой для разных Лозинских и прочих мелких князьков,
разгуливающих по своим владениям со «стволами» наперевес и проводящих отстрел
«зазевавшихся» граждан. Ежегодно выдается масса «наградного» оружия, не
прекращаются и другие потоки легализации вооружения «феодальной элиты», что
служит закреплению социально-кастового неравенства в Украине на правовом
уровне.
Думаете, в
США никто не пытался из властей отменить «вторую поправку»? Попытки этого не
прекращаются ни на один день, и в историю этой страны, например, вошел судья
Герштейн, существенно
переинтерпретировавший содержание данной нормы. Но пока никому так и не
удалось добиться отмены данной нормы из-за сопротивления общественности,
которая четко осознает свои неотъемлемые права и готова их отстаивать любыми
доступными способами.
Марвину
Химейеру не нужны были деньги, ему нужна была справедливость и воздаяние. А
вот, например, родственников убитого и изуродованного В. Лозинским В. Олийныка
– только
деньги от убийцы.
Потому каждый
американский локальный босс теперь имеет все основания содрогаться при звуке
мотора бульдозера, а каждый украинский локальный феодал знает, что достаточно
просто не сильно шуметь, вовремя делать правильный политический выбор и вовремя
«заносить» нужные суммы.
Безразличие к
воздаянию и молчаливое одобрение несправедливости – вот то, что создало
современное украинское общество.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.