Мольфар Нечай и "живое" язычество Карпат

20 липня 2011, 16:11
Власник сторінки
Соко-ординатор национальной Коалиции против дискриминации
0
6997

Пять дней назад (15 июля) убили мольфара Нечая. И именно сейчас я хочу обнародовать факты, которые бережно хранились нами в течение девяти лет.


Когда я был ребёнком, то читал прекрасные романы английской писательницы Мэри Стюарт, повествующие о маге и легендарном персонаже Мерлине, — «Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство».

Британию V века нашей эры удобнее всего описывать через смесь скудных исторических фактов и богатых преданий, относящихся к тому времени, пропуская это всё через призму собственных познаний в сфере археологии и фольклора, — именно так сделала упомянутая мною мастер пера.

В романах о Мерлине есть удивительные страницы, где великий волшебник отдаёт дань почтения старым друидическим богам, идолы которых встречались в его времена повсеместно по всей Британии, ещё не достаточно христианизированной в ту эпоху.

Языческие обычаи требовали плеснуть немного воды на лесных идолов и покрошить перед ними немного хлеба либо просто положить чуть-чуть какой-то другой еды на специальные жертвенные камни. Эти обычаи были распространены практически по всей Европе, поскольку кельтские народы, к коим относились и бритты (от них Британия получила своё название), прошлись людскою волной по значительной территории нашего субконтинента (см. карту). Нет никаких сомнений, что кельтские племена заселяли и склоны Карпатских гор по обе их стороны (нынешние Прикарпатье и Закарпатье).


Примерный район расселения кельтских племён в Европе. Синим выделен район расселения кельтов в 1500—1000 гг. до н. э.; фиолетовым — в 400 г. до н. э. Для ориентировки приведены границы современных государств.

Теперь ближе к нашему времени. В 80-х и 90-х годах я часто бывал в Карпатах; какая-то часть моей жизни неразрывно связана с ними. Карпаты я знаю не с точки зрения заезжего туриста, а как человек, для которого эти горы, долины, реки, скалы, леса, холмы, сёла — родные.

Однажды мы подались на Закарпатье с моей хорошей подругой, ныне живущей в Германии, чтобы насладиться первозданной прелестью тамошней природы. Основным центром назначения был охотничий замок графов Шёнборнов в древнем урочище Берегвар, что в пределах села с символическим названием Карпаты между городами Свалявой и Мукачевом.


Сам берегварский замок (см. фото сверху, копирайт не мой) — довольно «попсовое» место, кишмя кишащее отдыхающими, лечащимися в тамошней здравнице и туристами. Леса вокруг замка славятся неимоверным обилием чёрно-оранжевых саламандр, по-научному именуемых огненными (см. фото снизу, копирайт не мой).


Там же неподалёку, к западу от замка, на небольшой речушке, которая называется Саламан (один из правых притоков Латорицы), струит свои холоднющие горные воды такой же небольшой, но живописный водопадец Скакало. Если подняться от него к северу выше в горы, в направлении Черешнеевской вершины, попадёшь на полонины, откуда открываются неплохие обзорные виды, а дыхание спирает от аромата цветущих луговых растений. На полонинах — заросли дикой, но очень вкусной малины. Сюда, на эти горные луга, жители окрестных деревушек отправляют с пастухами пастись свой скот.

Именно там, в отдалении от шумной суеты низины, мы наткнулись на них. Я не мог сначала поверить своим глазам. Их реконструкцию в грубой форме можно увидеть в каком-нибудь этнографическом музее. Нечто подобное и гораздо более помпезное не так давно установили на одной из полян Лысогорского массива в Киеве, создав там современное капище.

Но здесь, в горах, они имели истинно первозданный вид. О чём я говорю? Я говорю о языческих идолах, вид которых едва ли сильно изменился за полторы тысячи лет. Им в изножье так же плещут немного воды; так же кладут перед ними крохи хлеба и яйца. Тогда их было трое. Они вытесаны из древесных стволов, вкапываемых на треть в землю. Перед ними особым манером раскладываются небольшие камни. Похожим идолам отдавал честь великий волшебник Мерлин в лесах Британии V века.


Вот они, аутентичные карпатские идолы.
©
С. Шеремет, 2002 (фото)

Языческая традиция в Карпатах пережила волну христианизации, в отличие от Британии; пережила десяток случаев изменения государственных границ; пережила власть различных администраций и «дотянула» до нашего дня. Дело в том, что за все минувшие столетия уклад местной жизни начал принципиально меняться только в прошлом веке. «Забитость» этих краёв позволила дожить древним традициям до сегодняшнего дня.

Удивительный феномен, который был свойствен многим европейским народам по преимуществу во второй половине первого тысячелетия нашей эры, когда их властители насаждали христианство: старая религия уживалась некоторое время с новой. На «большой» Руси веру в Перуна, Ладу, Велеса и прочих языческих богов, как известно, вытравливали ещё многие столетия после крещения народа Владимиром Красное Солнышко. Живые следы этого феномена мы сегодня находим в Карпатах. Бойки, лемки, гуцулы давно приняли христианство, но при случае крошат хлеб перед древними идолами. Гуцулом был и теперь уже покойный мольфар Нечай.

Пастухи на высоких полонинах не только крошат хлеб, но и обновляют самих идолов, как это и было принято испокон веков. И по-прежнему вытёсывают главного идола в образе пожилого усатого мужчины, имеющего некоторое сходство со скандинавским Одином. Именно этот образ вы увидите на представленной эксклюзивной фотографии капища.

Я внимательно изучил территорию обнаруженного нами святилища. В некотором отдалении от «действующих» идолов мы нашли торчащие из земли остатки их предыдущего «воплощения» — догнивающие остовы идолов, стоявших на этой же территории ранее. Не знаю, как часто приходится «обновлять» идолов — очевидно, раз в несколько десятилетий, по мере старения древесных стволов, из которых они создаются.

На северо-западных склонах Кайзервальда, что во Львове, есть древнее священное место. Оно называется Святовидово поле. В старые времена, задолго до того, как на Замковой горе неподалёку была возведена в XIII веке твердыня галицкого князя Льва Данииловича, здесь находилось несколько языческих капищ, где обитатели местного славянского городища поклонялись Роду и Бабе. Мужской и женский идолы стояли на возвышениях по разным сторонам этого поля, как бы глядя друг на друга. Закатное солнце освещало фигуры идолов, когда низменное городище уже погружалось в вечерние сумерки.

Это живописное место не показывают туристам, съезжающимся во Львов со стран бывшего Союза и Европы. Туристов вообще никуда не приводят по ту сторону Высокого Замка, на «балтийскую» часть города, за исключением церкви Св. Параскевы Пятницы, которая славится своим алтарём.

Но возвышения, где стояли те идолы поблиз Святовидова поля, сохранились и поныне. Аура язычества обволакивает эти места сладким туманом, поскольку после разрушения или опустения городища здесь никто не жил. Теперь на этой заповедной поляне в высокой траве любезничают редкие влюблённые парочки, а компанейские львовяне собираются на шашлыки. И если они возвысят свой взгляд, то в лучах закатного солнца они смогут полюбоваться основанием идола Бабы, которое стоит там до сих пор. Просто надо знать, куда смотреть:) А тот маленький холмик, где стоял идол Рода, ныне порос кустарником и высокой травой. От этого второго идола ничего не осталось, разве что поискать в холме на глубине полутора-двух метров…

Мольфар Нечай говаривал, что он белый маг. Он говорил, что в Карпатах есть и злые маги, которые творят недобрые дела. Я бы не употреблял иноземное слово «маг» для обозначения этих людей. У славян были волхвы (жрецы) или просто кудесники.

Увидавши однажды в Карпатах «живое» капище, я сейчас ничуть не сомневаюсь, что феномен мольфаров имеет под собой древнейшую основу, и что Нечай был выразителем старинной традиции кудесничества, восходящей к дохристианским временам кельтов. По сути, Нечай был гуцульским друидом.

Думаю, что теперь, после его смерти, эта традиция, как часто случается в подобных ситуациях, будет профанирована: появятся новые «мольфары», не имеющие реальной связи с традицией, и «ученики» Нечая, сбивающие копейку с горожан в заводских домах культуры во время сеансов по снятию порчи.

P. S. Когда статья уже была написана, я задался целью проверить, появились ли какие-нибудь сведения о берегварской Поляне Идолов за минувшие десять лет. Да, появились, но очень скудные. Поляну Идолов даже включили в туристический ареал замка графов Шёнборонов, хотя это сделано исключительно на местном уровне — и слава богу, поскольку иначе Поляна быстро превратилась бы в почитаемую туристическую «мекку» тамошнего края, где вместо поклонения идолам устраивали бы разухабистые пикники. Судя по найденным мною в Интернете любительским фото последних лет, святилище намного расширили и слегка облагородили, установив новых идолов. Думаю, что некоторая доля публичности Поляне Идолов даже не повредит. Видимо, наступает её время, которого она ждала много столетий.

Увы, очень часто бывает так, что только смерть человека подстёгивает интерес к истокам той традиции, выразителем которой он являлся…

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.