258 дней до Евро-2012. Сдавайтесь с валютой, граждане

23 вересня 2011, 12:10
Власник сторінки
0

Украинский народ растерял доверие властей.

Представьте себе украинскую власть в образе некоего сборного персонажа (об опытах доктора Виктора Франкенштейна ни слова). Получилось? Нет? Ну, неважно. Так вот возникает ощущение, что последние несколько месяцев этот самый дядя Власть проводит немало времени  в сарае, где разбирает свою коллекцию граблей.  – Ага, - думает дядя Власть, вертя в руках грабли с надписью «суд над Тимошенко», - по этим я уже ходил. И по этим, - вертит в руках инвентарь с надписью «отмена льгот для афганцев» - тоже прошелся. И по «газовым договорам»… По граблям «покращення життя вже сьогоднi» я просто каждый день пробежку делаю. Так что надоели. А вот это надо попробовать… И  на свет божий появляются изящные золотые грабельки с бриллиантовой инкрустацией - «обмен валюты только по паспортам»…

Так что 23 сентября отныне можно смело объявлять очередным праздником из серии «День повышения государственной мудрости».

Ибо ежели до этого дня власть пыталась доказывать наличие этой самой мудрости сегментарно ("афганцы", чернобыльцы, ветераны, врачи, студенты, военные), то 23 сентября под колпак попала вся страна.

Поскольку, как известно, Нацбанк обязал все банковские структуры проводить операции по купле-продаже наличной валюты исключительно при предъявлении паспортов. Причем, не просто показал паспорт и забрал. А с обязательным снятием бумажной копии.

Можно долго не говорить о том, что таким образом глава Нацбанка г-н Арбузов в одночасье подорвал один из немногих все еще стабильных участков нашего бытия. Поскольку мы все давно привыкли к тому, что легально купить-продать валюту в Украине так же просто, как и коробку спичек. Так введением паспортного валютного контроля, г-н Арбузов умудрился еще и продемонстрировать, что власть потеряла доверие к своим избирателям, и мудренько пытается его восстановить с помощью закручивания гаек.

Либо, вопреки уверениям руководства страны о том, что Украина уже практически в Европе, оно все равно подтягивает нас к уровню демократии, более присущему таким центрам экономических и прочих свобод, как Москва или Минск. Где пристрастие властей шарить по карманам граждан давно стало привычной нормой.  

А чем, простите, еще можно объяснить нововведение? Борьбой с коррупцией? Ой, не смешите наши тапки. Мелких бизнесменов, которые по серому работают с валютой на «Седьмом километре», это таки да, может добить. Но Большая Коррупция по обменкам не ходит. Для этого у Большой Коррупции есть, как подпольные конвертационные центры, так и собственные легальные банки.  

А вот информация о том, что у населения по носкам и матрасам притырено несколько десятков миллиардов долларов, власти давно не дает покоя. Как и сообщения о том, что, несмотря на мантры  о росте экономики и стабильности гривны, население упорно продолжает скупать доллары и евро. И рост этих самых закупок прогрессирует прямо пропорционально очередному заявлению о небывалых успехах. Тем более, что эти успехи никак не могут обеспечить приток инвестиций, достаточный для того, чтобы не точить властные зубы на частные валютные припасы на черный день.

Но помимо общего паспортно-валютного негатива, из распоряжения Нацбанка можно вычленить и несколько конкретных угроз.

Угроза первая – криминальная. Та, о которой уже неоднократно говорилось. Т.е. ксерокопирование паспортов. Т.е. незаконный массовый сбор  информации о гражданах Украины. Поскольку весьма несложно представить себе ситуацию, когда полная информация о покупателе, скажем 5-10 тысяч долларов (Ф.И.О., год рождения, домашний адрес етс) «случайно», но оперативно попадает  к «заинтересованным» лицам, которые устраивают этому самому покупателю «торжественную встречу» у подъезда. С учетом того, что число ежедневных подобных сделок в масштабах страны может исчисляться сотнями, если не тысячами, то перспективы для оргпреступности просто аховые.

Равно, как весьма перспективной видится и возможность «оперирования» десятками тысяч копий паспортов для тех, кто специализируется на «работе» с банковскими кредитами. Так что не удивляйтесь, если после обмена валюты, вам вдруг не позвонят банковские коллекторы с просьбой вернуть просроченный должок.

О том, что возле обменок, а также в иных людных местах вновь будет слышен давно забытый речитатив  - «Куплю рубли, евро, доллары» - тоже можно не сомневаться. Что, опять же, никак не вяжется с благородными антикоррупционными целями инициативы Нацбанка, поскольку кроме хаоса в оборот валюты в стране не вносит.

Угроза вторая – политическая. Которая на самом деле и может лежать во главе угла этой сомнительной затеи. Поскольку постановление Нацбанка бьет по финансированию грядущей избирательной кампании. Ведь ни для кого не является секретом, что во время выборов все!!! политические силы используют, как легальные, так и нелегальные финансовые средства. Т.е. нал и безнал. Поскольку оплатить наиболее масштабные избирательные кампании только из ограниченных законом фондов, просто нереально. Но если до последних выборов правила игры были как бы одинаковыми для всех, то с 23 сентября ситуация резко поменялась. В том числе и потому, что предвыборные валютные заначки в первую очередь оппозиционных партий могут стать реальной (и что самое интересное, законной) угрозой для снятия этих политических сил с выборов.

Ибо любой региональный политический руководитель, который попытается обменять 100-200 тысяч долларов на гривневую оплату митингов, завуалированной рекламы, соцопросов, левых тиражей газет и прочих листовок, тут же попадает под колпак бдительных органов. Которым не составит большого труда поинтересоваться, откуда у начальника штаба какого-нибудь Антикоррупционного Фронта, гражданина Пыпкина такие денежки, если по декларации о доходах, он числится безработным… Дальнейший сценарий развития событий, включая и дискредитацию «рвущихся к власти нарушителей закона» с помощью подконтрольных ток-шоу, думается, можно не развивать.

Угроза номер три – имиджево-международная. Поскольку, как известно, Украина в 2012 году принимает финал футбольного чемпионата Европы. А это значит, что в Украину должны приехать несколько сот тысяч иностранных болельщиков. Что должно повлечь за собой массовый обмен валюты в обменных пунктах. С учетом того, что с 23 сентября процедура обмена денег для граждан Украины с учетом ксерокопирования паспортов будет занимать гораздо больше времени, по логике потребуется большее число обменников. Но ставить новые обменники на месяц невыгодно. Так что, если этот Нацбанковский креатив в ближайшее время не отменят, ситуация не изменится. Что в свою очередь опосредованно отразится и на туристическом потенциале Украины. Потому что отдыхать там, где некомфортно, европейцы не любят. Плюс у любого европейца (американца, австралийца, японца) может возникнуть оправданный в его понимании вопрос о законности ксерокопирования его паспорта. Не говоря уже о том, что новость об украинском валютном ноу-хау может убедить многих потенциальных валютоносителей вообще отказаться от идеи ехать в Украину.

Понятно, что в отличие от тех же «афганцев», обладатели валюты на пикетирование или штурм Нацбанка не пойдут.  Но это вовсе не означает, что попытка очередного наезда со стороны властей на права и свободы, гарантированные Конституцией, не останутся без последствий. В том числе и на грядущих выборах. Ибо у медали «Власть перестала доверять народу» есть и обратная сторона…

P.S. По самой свежей информации с валютного фронта, оказалось, что далеко не все обменки имеют копировальные аппараты. И, как мне сообщили, сотрудники обменок просят валютовладельцев приносить ксерокопию собственного паспорта с собой. Ну, как в старом анекдоте – веревку свою приносить, или профсоюз выдаст…

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: беспредел,обмен валют,Нацбанк
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.