Верующие проигнорировали приезд главы РПЦ в Харьков.
С широко анонсированным богослужением под руководством патриарха Кирилла на площади Свободы в Харькове произошла какая-то загадочная история. Явно претендующая на первое место в номинации "самая мутная новость недели". Судите сами.
Сперва Харьковская епархия гордо заявляет, что на одной из крупнейших площадей Европы должно собраться не менее 100 000 человек. Для этого с будущей молельной площадки изгоняют торговцев развлечениями. Т.е. луна-парк.
Далее на полном серьезе обсуждается возможность укутывания в саван двадцатиметрового памятника Ленину. (Хорошо еще, что для полноты картины не додумались повесить не телевышке здания Госпрома колокола). Но в итоге церковные каноны как-то обошли. Ленина решили попросту игнорировать. Сцену замаскировали под амвон. И, перекрыв движение, приготовились к нашествию прихожан.
Однако 8 мая на оцепленной площади по разным оценкам собралось от 4 до 5 тысяч человек. (Это с учетом представителей церкви, власти, милиции и прочих профессионально заинтересованных лиц). В интернете в режиме он-лайн появились первые сообщения и видеорепортажи, свидетельствующие, что патриарший сольник провалился. Однако чуть позже кто-то где-то спохватился и ситуацию начали спешно исправлять. Низкую явку объяснили дождем.
Но для тех, кто видел видео, сия версия малоубедительна. Во-первых, у многих харьковчан есть зонты. Во-вторых, камеры безжалостно зафиксировали, что патриарх прибыл на площадь в тот момент, когда никаких атмосферных осадков не наблюдалось. В третьих, если позже дождь и срывался, то ураганным ливнем это назвать сложно. В четвертых, сообщение о том, что после того, как дождь прекратился, на площадь подтянулось порядка 40 000 народу, тоже не выдерживает критики. Поскольку крайне сложно понять - где были эти самые десятки тысяч в течение якобы дождливого часа? Ну не в прилегающих же подворотнях? И, наконец, последнее - как объяснить, что во время действительно проливного дождя с грозой 14 июня 2008 года посмотреть трансляцию концерта Пола Маккартни в Киеве на площадь Свободы в Харькове пришло порядка 80 000 человек, а на церковную звезду первой величины в 20 раз меньше?
Но в итоге, телеканалы "нашли выход" и патриарший облом попросту проигнорировали. Исключением стал российский Первый канал, который сообщил, что на литургию собралось таки 40 000 человек. Хотя к вечеру базовая украинская интернет-страница с новостью об этой цифре из сети стыдливо исчезла.
Для чего скреативили провальное богослужение на одной из самых больших площадей Европы, вопрос отдельный. (даже если оставить за кадром то, что патриарх приехал в Харьков как бы с частным визитом. Исключительно на день рождения владыки Никодима). Поскольку одно дело выступление там группы Qeen собравшее более 300 000 зрителей, а совсем иное - вынос в центр города чисто храмового действа. Где не предусмотрены ни праздные пешеходы, ни городской транспорт, ни тем более, памятники вождю мирового пролетариата.
Так что со стороны это больше смахивало на съемочную площадку. Скажем, съемок римейка фильма Иван Грозный или Праздник святого Иоргена. И в итоге версия, что во главе угла стояла иная задача, нежели просто литургия на свежем воздухе, вполне имеет право на жизнь. Ибо пространство в несколько гектаров (в четыре раза превышающее Красную площадь в Москве), забитое до краев спрессованными прихожанами, это в первую очередь, идеология. А для политтехнологов 100 000 скученных прихожан - это Клондайк. Эффектные телевизионные планы. Через патриаршью митру на море истово крестящихся граждан и гражданок. Это наезды крупным планом на лица, исполненные особого благолепия… Ну, а затем по привычной схеме - бесконечные новости плюс прочие ютубы и фейсбуки с блогами и форумами. Демонстрирующие urbi et orbi, какая именно конфессия более всего мила Украине.
К тому же не исключено, что устроители ставили перед собой еще и сверхзадачу. А именно, показать единение украинского народа именно с РПЦ в канун 10-летия со дня визита в Украину Папы Римского Иоанна Павла II. Т.е. самого крупного идеологического поражения РПЦ минувшего десятилетия. До сих пор сидящего костью в горле у церковного руководства. Если помните, то в июне 2001 года офис Алексия II предпринял титанические, как политические, так и пиар-атаки (вплоть до сравнения приезда Папы в Киев с нападением Гитлера на СССР), но все равно воспрепятствовать появлению главы Ватикана на берегах Днепра не смог.
О том, какие эмоции могло вызвать у первых лиц РПЦ сообщение, что богослужение по византийскому обряду, который провел глава католиков, собрало более 1 500 000 (полутора миллионов) человек, можно только догадываться. Так что площадной молебен в Харькове вполне мог еще и планироваться, как ассиметричный ответ на события июня 2001 года.
Но поскольку дьявол, как известно, кроется в мелочах, устроители патриарх-шоу как-то не учли того, что публика на Кирилла может просто банально не пойти. Может быть, кому-то из истинно верующих показалось кощунственным чистить себя под Лениным. А может быть, повальное большинство верующих, последовало совету премьер-министра Азарова. Т.е. вспомнили, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и взяли в руки лопаты.
К тому же церковные (или околоцерковные) пиарщики не учли еще одной маленькой, но крайне важной детали. Которая, кстати, хорошо известна преуспевающим концертным агентствам. А именно, то, что даже самую раскрученную суперзвезду нельзя часто возить в одну и ту же страну. Ибо падают продажи. А глава РПЦ последний раз посещал Украину 26 апреля. И это событие, вбитое в топ-новости всех телевизионных каналов, еще не успело остыть. Так что геополитическое любопытство многочисленных интернет-пользователей: а чего это Кирилл зачастил в Украину, как будто в России нет своих проблем, тоже вполне оправданно.
В итоге единственным положительным новостным элементом сухого остатка свежего визита главы РПЦ в Украину можно считать сообщение, что патриарший молебен в Донецке почтила своим присутствием Людмила Янукович. Жаль, правда, что при этом журналисты не удосужились объяснить, как именно отразился визит первой леди в храм на самом уровне молебна.
Но это так. К слову.
Больший интерес вызывают последствия харьковского облома на внутриполитическую жизнь в Украине. Ну, например, что теперь будет говорить министр образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник? Который намедни заявил, что именно РПЦ (а не УПЦ МП) нужно как можно более активно работать в сфере украинского образования. Да еще и поставил во главу угла не рост нравственности и морали, а… нет, вы только не смейтесь – сокращение разрыва между обществом и государством. Честное слово, так и сказал: "Чем эффективнее в образовательной сфере будет работать православная церковь, тем меньше будет разрыв между обществом и государством, конструктивнее будут их взаимоотношения"… Кто-то может объяснить глубокий смысл сказанного? Это, простите, как? Отделенная от государства церковь (в лице одной конкретно взятой без всякого тендера конфессии) будет, простите, что…? А как же заявления первых лиц государства насчет монолитного единства партии и народа? Кто в таком случае врет? Или министр чисто по Фрейду выдал страшную тайну?
Кстати, с моралью и нравственностью у РПЦ тоже есть проблемы. Ну, скажем, недавний церковный суд над лидером группы Аквариум Борисом Гребенщиковым. Когда, "разобрав творчество Гребенщикова", церковный худсовет признал БГ "неправославным", "отпавшим от церкви", "практикующим оккультистом" и "экуменистом". Почему выбор пал именно на БГ с его "Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы", неясно. Тем более, что в России пруд пруди и сатанистских и фашистских рок-групп.
Пикантность этому инквизит-шоу придал и тот факт, что БГ судили аккурат к 110-летию со дня отлучения от церкви Льва Николаевича Толстого. А с учетом того, что украинский министр образования известен, как почитатель классической русской литературы, имеется вопрос. А именно, не скажет, ли г-н Табачник, как отразится усиление роли РПЦ на процессе украинского образования, факт попытки представителями РПЦ в Сыктывкаре изъять из оперы Дмитрия Шостаковича Балда по известной сказке А.С.Пушкина Сказка о попе и работнике его Балде одного из главных героев. Т.е. попа? А заодно объяснить, как с точки зрения сохранения культурного наследия, можно расценить факт издания под эгидой все той же РПЦ в городе Армавире книжки для детей под названием Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде, якобы написанной А.С. Пушкиным? Какую версию будем включать в школьную программу? А может, для сбалансированного развития подрастающего поколения, добавить еще и пушкинские строки: "Мы добрых граждан позабавим, и у позорного столпа кишкой последнего попа последнего царя удавим"…?
Да, кстати, раз уж человек, отвечающий в целой стране и за образование, и за науку, и за спорт, и за молодежь, так ратует за имплантацию иностранного церковного института в сферу формирования подрастающего поколения цивилизованного европейского государства, то очень хотелось бы узнать ответ министра еще на один вопрос. Насколько соотносятся с европейскими ценностями, приверженность к которым так отстаивает тот же президент Янукович, многочисленные заявления одного из главных идеологов РПЦ Всеволода Чаплина. (Не путать с великим комиком Чарльзом Спенсером Чаплиным). Например, о необходимости введения для всех россиян такого себе казарменного дресс-кода. С запретом шортов и мини-юбок. Или о позитивной роли Сталина в становлении российского государства. А заодно и о подрывной роли российской интеллигенции в этом же вопросе. (Суд над БГ – звонок весьма показательный). Или доходчивое оправдание г-ном Чаплиным наличия у патриарха Кирилла дорогих часов и престижных авто, как вполне богоугодным делом. Ибо, по мнению главного идеолога, РПЦ (а, значит, и ее менеджмент) по крутости и навороченности ни в чем не должна уступать роскоши бытия российских олигархов... И теперь, что, весь этот груз "ценностей" должен войти и в систему украинского образования? Круто…
Правда, харьковский облом показал, что не все так страшно. Что вполне можно последовать совету Конфуция, и спокойно посидеть на берегу реки. А, чтобы ожидание не было скучным, перечитать Божественную комедию. Дабы уточнить, в какой именно круг ада великий Данте поместил "истинных радетелей за веру". Правильно, в восьмой. Предпоследний. Среди лихоимцев, обманщиков и изменников. Или вспомнить, за что Мартин Лютер взорвал в 1517 году католический мир. Опять же правильно, за чрезмерное увлечение церкви бизнесом. И пофантазировать на тему - можно ли гарантировать, что в нынешнем мире православном, где среди руководства РПЦ очень ценится слоган – "солидный Бог для солидных людей" - уже не появился свой Мартин Лютер… Хорошо помнящий о том, когда, где, как и, главное, кто изгонял торговцев из храма…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.